Лучший педагог года

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы «Самарская область — моя малая Родина»

Вера Никитина
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы «Самарская область — моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Формирование духовно-нравственных отношений и чувства сопричастности к родному краю, культурному наследию народа.

Задачи:

• Сформировать у воспитанников представления о Самарской области – своей малой Родине;

• Расширить представления детей о географических объектах нашего края;

• пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям;

• Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края

Предварительная работа: разучивание стихотворений о Самарской области, поговорок и пословиц о Родине, изготовление вместе с детьми цветов способом объемной аппликации.

Публикация «Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы „Самарская область — моя малая Родина“» размещена в разделах

Материалы: мяч - модель Земли, мольберт, силуэт карты Самарской области, фрагменты карты Самарской области, картинки с изображением гор, рек, лесов, полей, корзинка с самодельными цветами, клей – карандаш,презентация

На экране слайд 2

Воспитатель: здравствуйте, ребята

Дети здороваются

Воспитатель: Воспитатель берет в руки мяч

У меня в руках мячик. Будем передавать его по кругу. Тот, в чьих руках окажется мячик называет себя. Но не просто, а ласково. Я начну. Я Верочка Александровна.

Дети передают мяч по кругу, называя свои имена в уменьшительно-ласкательной форме.

Воспитатель: А теперь давайте присядем на нашу полянку.

Дети рассаживаются на подушки, разложенные на полу

Воспитатель: Ребята, а посмотрите внимательно на наш мячик. Это не просто мяч, а модель планеты.

Слайд

Воспитатель: А что это за планета? Как она называется и кто на ней живет?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно. Это наша планета, называется Земля. Мы на ней живем. На земле очень много различных стран и народов.

Слайд с изображением карты России

Воспитатель: А вы знаете, как называется наша страна? И как называют людей, которые в ней живут?

Ответы детей

Воспитатель: Мы Россияне и живем в большой прекрасной стране – Россия. Россия – это наша Родина.

Слайд 4

Воспитатель: А как вы думаете, что такое Родина?

Ответы детей

Воспитатель: Родина - значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна в которой мы живем.

Ребёнок 1:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

Воспитатель: Ребята, а как называется наш родной край, наша область, в которой мы с вами живем?

Ответы детей

Воспитатель: Я для вас приготовила небольшой сюрприз. Подойдите все ко мне.

Воспитатель: Посмотрите сюда.

Воспитатель снимает ткань, на мольберте – силуэт карты Самарской области.

Слайд 5

Воспитатель: Как вы думаете, что это такое?

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы, правильно. Это карта Самарской области. Но, к сожалению, она совсем пуста. Чтобы на нашей карте появились географические объекты, мы должны отправиться с вами в путешествие на их поиски. А как вы думаете, на чем можно совершить это путешествие?

Ответы детей

Воспитатель: Для того чтобы лучше разглядеть красоты родного края и восстановить карту, мы отправимся в путешествие на воздушном шаре. Занимайте скорее места, и в путь.

Дети занимают места в стилизованном «воздушном шаре»

Воспитатель: Все уселись? Для того, чтобы наш шар отправился в полёт, нужно произнести волшебные слова «Раз, два, три. Воздушный наш шар скорее лети!».

Звучит волшебная музыка

Слайд 6

Воспитатель: А пока мы с вами летим, чтобы не скучать я предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки о Родине.

Человек без Родины – что соловей без песни.

Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

Родина - мать, умей за нее постоять.

Глупа та птица, которой гнездо свое немило.

Где кто родится, там и пригодится.

Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас, ребята, посмотрите на экран.

Слайд

Появилась подсказка №1. Давайте спустимся на землю и добудем первый фрагмент карты.

Дети выходят из «шара», подходят к воспитателю.

Воспитатель: Что вы видите на слайде?

Ответы детей

Воспитатель: Первая наше остановка «Водная».

Отгадайте загадку: Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

Ответы детей

Слайд 8

Воспитатель: Реки имеют большое значение в жизни человека. Река во все времена была источником жизни, и недаром человек называет речку матушкой. Она его и кормила, поила, защищала, очищала, служила ему надёжной дорогой. Все старинные города, деревни и сёла возводились у больших или малых рек.

Где вода - там и жизнь. Нет воды - нет жизни.

Итак, для того, чтобы получить первый фрагмент карты вы должны назвать реки нашей Самарской области.

Ответы детей

Воспитатель: Молодцы, ребята. Много рек назвали. Получите заработанную награду. И прикрепите на карту.

Воспитатель дает детям фрагмент карты. Дети прикрепляют его на силуэт.

Воспитатель: Давайте присядем на нашей полянке и посмотрим фотографии этих рек.

Дети рассаживаются на подушки

Слайд река Волга

Воспитатель: Река Волга – самая главная река в Самарской области и самая большая река Европы. Волга финского происхождения и означает “светлая, священная”.

Давным давно, когда ни вас ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек ещё не было Волга носила имя «Ра» или Итиль.

Есть такая легенда.

Как-то раз Солнце любовалось красотой большой могучей реки Волги, или как тогда её называли – Ра, и случайно бросило взгляд на левый приток. И эта река тоже Солнышку очень понравилась, оно воскликнуло: «Прекрасна, как Ра». На что гордая малая река ответила: «Я сама – РА». Так эта речка получила название Самара.

Слайд река Самара

Воспитатель: Река КИНЕЛЬ. Правый и самый большой приток Самары, имеющий протяженность свыше 400 км.

Слайд река Кинель

Воспитатель: Река Сок

Слайд река Сок

Воспитатель: Ну что, передохнули? Пора отправляться дальше. Занимайте места в нашем воздушном шаре. Давайте еще раз скажем волшебные слова: «Раз, два, три. Воздушный наш шар скорее лети!»

Звучит музыка

Слайд Самарская Лука

Воспитатель: Полетели дальше. Посмотрите внимательно на экран. Мы пролетаем над красивейшим местом. Как вы думаете, что на картинке изображено синим цветом?

Ответы детей

Воспитатель: Да, ребята, это река Волга. Посмотрите, как меняет направление река в этом месте. Она делает четыре поворота. И становится похожа на натянутый лук.

Слайд лук

Поэтому это место люди назвали Самарская лука. Ребята, а куда впадает река Волга?

Ответы детей

Воспитатель: Существует старинная легенда. Давным давно в красавицу Волгу был влюблён сильный и могучий Молодец, но не люб он был ей, пленил сердце девицы седовласый Каспий. Не хотел пустить Молодец свою любимую к сопернику, преградил ей путь со своею дружиною, но обманула красавица, усыпила сладкими речами, а сама, обогнув великана, убежала к далёкому Каспию. Много веков минуло с той поры, окаменел Молодец, обратившись в Молодецкий курган, лесом поросла его очарованная дружина, вечно убаюкивает их Волга своим неумолчным журчанием. Так вот и появились на свет Самарская Лука и Жигулёвские горы. Сейчас Самарская Лука стала национальным парком, включающим в себя Жигулевский заповедник.

Слайд Жигулевские горы

Воспитатель: А вот и вторая подсказка. Отгадайте загадку:

Вся в вершинах эта местность,

Для людей неробких.

Здесь туристам интересно

Вверх идти по тропке. (Горы)

Жигулевские горы — главная туристическая достопримечательность Самарской Луки.

Итак, следующая наша остановка, где мы должны будем добыть ещё один кусочек исчезнувшей карты – «Горная». Спускаемся вниз, выходим и шара.

Дети выходят из шара, проходят к макету.

Игра «Выбери горы».

Воспитатель: Посмотрите по сторонам. На этой прекрасной полянке ветер разбросал много различных картинок. Ваша задача - Внимательно рассмотреть их и выбрать те, на которых изображены горы.

Дети под музыку (Песенка Красной Шапочки из Х/ф «про Красную Шапочку») выбирают картинки

Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо справились и с этим заданием. За это вы получаете ещё один фрагмент карты.

Воспитатель дает детям следующий фрагмент карты. Они прикрепляют его на силуэт.

Воспитатель: Ребята, а какие горы в нашей области вы знаете?

Ответы детей

А сейчас я предлагаю вам удобно расположиться на нашей полянке, и посмотреть на горы нашей области.

Слайд Молодецкий курган

Воспитатель: Это Молодецкий курган.

Слайд Верблюд гора

Воспитатель: Это Верблюд гора

Слайд Царев курган

Воспитатель: А здесь, наверняка многие из вас бывали с родителями. Это Царев курган.

Слайд Лысая гора

Воспитатель: А эту гору вы могли видеть, когда путешествовали по Волге – реке. Понравились вам горы, ребята?

Ответы детей

Воспитатель: Я думаю, что когда подрастете, вы вместе со своими родителями и друзьями обязательно совершите путешествие по горам нашей области. Да? …. А сейчас, я предлагаю вам немножечко размяться.

Физкультминутка «Друзья»

Воспитатель: Теперь занимайте места в нашем воздушном шаре. Нам осталось получить последнюю часть карты. Полетели. «Раз, два, три. Воздушный наш шар скорее лети!»

Звучит музыка

Слайд

Воспитатель: Чтобы время в полете двигалось быстерее, я предлагаю вам вспомнить, какие города в нашей Самарской области вы знаете?

Ответы детей

Слайды

Слайд 21-24

Воспитатель: Вот вы и выполнили третье задание и заработали последнюю часть карты. Давайте спустимся на землю, выйдем из шара и прикрепим недостающий фрагмент.

Дети выходят из шара, прикрепляют карту

Воспитатель: А какой город является самым главным в нашей области?

Ответы детей

Слайд с Городом Самара

Воспитатель: Правильно ребята. Столица нашего края, нашей малой Родины город Самара, который получил своё название от одноименной реки

Воспитатель берёт цветок из корзинки

Воспитатель: Я хочу прикрепить этот цветок на то место на карте, где находится наш город. Чтобы наш город с каждым днем становился краше и расцветал как этот прекрасный цветок.

Воспитатель прикрепляет цветок.

Воспитатель: А вам ребята я предлагаю немного помечтать. Скажите мне, пожалуйста, какими бы вы хотели видеть наш город и нашу область.

Ответы детей

Воспитатель: С помощью цветов, которые мы с вами заранее подготовили, я предлагаю сделать нашу область цветущей как весенний сад. Подходите к корзинке, берите цветы, и приклеивайте их на карту нашей области.

Дети выполняют задание под музыку (гимн Самары)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какая красивая и цветущая получилась наша Родина. Я желаю вам и нашим гостям, чтобы наша Самарская область была всегда прекрасна и радовала нас своими природными богатствами!

Воспитатель: А сейчас настало время вернуться назад, в наш детский сад. Занимайте места в шаре. Полетели. «Раз, два, три. Воздушный наш шар скорее лети!»

Звучит музыка (Песня Г. Гладкова «Шар летит все выше, выше…»)

Слайд с изображением детского сада

Воспитатель: Вот мы и вернулись назад. Ну как, понравилось вам наше сегодняшнее путешествие?

Ответы детей

Воспитатель: Мне очень понравилось наше сегодняшнее путешествие. Вы узнали много нового про реки, горы, города самарской области. Вы стали настоящими краеведами своей малой Родины. Я хочу вас всех наградить медалями «Юный краевед».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста». Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы «Самарская область — моя малая Родина»
Опубликовано: 15 ноября 2014 в 20:13
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы «Самарская область — моя малая Родина»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Никитина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД