Вера Никитина
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы «Самарская область — моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование духовно-нравственных отношений и чувства сопричастности к родному краю, культурному наследию народа.
Задачи:
• Сформировать у воспитанников представления о Самарской области – своей малой Родине;
• Расширить представления детей о географических объектах нашего края;
• пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям;
• Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края
Предварительная работа: разучивание стихотворений о Самарской области, поговорок и пословиц о Родине, изготовление вместе с детьми цветов способом объемной аппликации.
Публикация «Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы „Самарская область — моя малая Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Самарская область, Самара
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Материалы: мяч - модель Земли, мольберт, силуэт карты Самарской области, фрагменты карты Самарской области, картинки с изображением гор, рек, лесов, полей, корзинка с самодельными цветами, клей – карандаш,презентация
На экране слайд 2
Воспитатель: здравствуйте, ребята
Дети здороваются
Воспитатель: Воспитатель берет в руки мяч
У меня в руках мячик. Будем передавать его по кругу. Тот, в чьих руках окажется мячик называет себя. Но не просто, а ласково. Я начну. Я Верочка Александровна.
Дети передают мяч по кругу, называя свои имена в уменьшительно-ласкательной форме.
Воспитатель: А теперь давайте присядем на нашу полянку.
Дети рассаживаются на подушки, разложенные на полу
Воспитатель: Ребята, а посмотрите внимательно на наш мячик. Это не просто мяч, а модель планеты.
Слайд
Воспитатель: А что это за планета? Как она называется и кто на ней живет?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно. Это наша планета, называется Земля. Мы на ней живем. На земле очень много различных стран и народов.
Слайд с изображением карты России
Воспитатель: А вы знаете, как называется наша страна? И как называют людей, которые в ней живут?
Ответы детей
Воспитатель: Мы Россияне и живем в большой прекрасной стране – Россия. Россия – это наша Родина.
Слайд 4
Воспитатель: А как вы думаете, что такое Родина?
Ответы детей
Воспитатель: Родина - значит родная, как мать и отец. Родина - место, где мы родились, страна в которой мы живем.
Ребёнок 1:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
Воспитатель: Ребята, а как называется наш родной край, наша область, в которой мы с вами живем?
Ответы детей
Воспитатель: Я для вас приготовила небольшой сюрприз. Подойдите все ко мне.
Воспитатель: Посмотрите сюда.
Воспитатель снимает ткань, на мольберте – силуэт карты Самарской области.
Слайд 5
Воспитатель: Как вы думаете, что это такое?
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, правильно. Это карта Самарской области. Но, к сожалению, она совсем пуста. Чтобы на нашей карте появились географические объекты, мы должны отправиться с вами в путешествие на их поиски. А как вы думаете, на чем можно совершить это путешествие?
Ответы детей
Воспитатель: Для того чтобы лучше разглядеть красоты родного края и восстановить карту, мы отправимся в путешествие на воздушном шаре. Занимайте скорее места, и в путь.
Дети занимают места в стилизованном «воздушном шаре»
Воспитатель: Все уселись? Для того, чтобы наш шар отправился в полёт, нужно произнести волшебные слова «Раз, два, три. Воздушный наш шар скорее лети!».
Звучит волшебная музыка
Слайд 6
Воспитатель: А пока мы с вами летим, чтобы не скучать я предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки о Родине.
Человек без Родины – что соловей без песни.
Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.
Родина - мать, умей за нее постоять.
Глупа та птица, которой гнездо свое немило.
Где кто родится, там и пригодится.
Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас, ребята, посмотрите на экран.
Слайд
Появилась подсказка №1. Давайте спустимся на землю и добудем первый фрагмент карты.
Дети выходят из «шара», подходят к воспитателю.
Воспитатель: Что вы видите на слайде?
Ответы детей
Воспитатель: Первая наше остановка «Водная».
Отгадайте загадку: Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
Ответы детей
Слайд 8
Воспитатель: Реки имеют большое значение в жизни человека. Река во все времена была источником жизни, и недаром человек называет речку матушкой. Она его и кормила, поила, защищала, очищала, служила ему надёжной дорогой. Все старинные города, деревни и сёла возводились у больших или малых рек.
Где вода - там и жизнь. Нет воды - нет жизни.
Итак, для того, чтобы получить первый фрагмент карты вы должны назвать реки нашей Самарской области.
Ответы детей
Воспитатель: Молодцы, ребята. Много рек назвали. Получите заработанную награду. И прикрепите на карту.
Воспитатель дает детям фрагмент карты. Дети прикрепляют его на силуэт.
Воспитатель: Давайте присядем на нашей полянке и посмотрим фотографии этих рек.
Дети рассаживаются на подушки
Слайд река Волга
Воспитатель: Река Волга – самая главная река в Самарской области и самая большая река Европы. Волга финского происхождения и означает “светлая, священная”.
Давным давно, когда ни вас ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек ещё не было Волга носила имя «Ра» или Итиль.
Есть такая легенда.
Как-то раз Солнце любовалось красотой большой могучей реки Волги, или как тогда её называли – Ра, и случайно бросило взгляд на левый приток. И эта река тоже Солнышку очень понравилась, оно воскликнуло: «Прекрасна, как Ра». На что гордая малая река ответила: «Я сама – РА». Так эта речка получила название Самара.
Слайд река Самара
Воспитатель: Река КИНЕЛЬ. Правый и самый большой приток Самары, имеющий протяженность свыше 400 км.
Слайд река Кинель
Воспитатель: Река Сок
Слайд река Сок
Воспитатель: Ну что, передохнули? Пора отправляться дальше. Занимайте места в нашем воздушном шаре. Давайте еще раз скажем волшебные слова: «Раз, два, три. Воздушный наш шар скорее лети!»
Звучит музыка
Слайд Самарская Лука
Воспитатель: Полетели дальше. Посмотрите внимательно на экран. Мы пролетаем над красивейшим местом. Как вы думаете, что на картинке изображено синим цветом?
Ответы детей
Воспитатель: Да, ребята, это река Волга. Посмотрите, как меняет направление река в этом месте. Она делает четыре поворота. И становится похожа на натянутый лук.
Слайд лук
Поэтому это место люди назвали Самарская лука. Ребята, а куда впадает река Волга?
Ответы детей
Воспитатель: Существует старинная легенда. Давным давно в красавицу Волгу был влюблён сильный и могучий Молодец, но не люб он был ей, пленил сердце девицы седовласый Каспий. Не хотел пустить Молодец свою любимую к сопернику, преградил ей путь со своею дружиною, но обманула красавица, усыпила сладкими речами, а сама, обогнув великана, убежала к далёкому Каспию. Много веков минуло с той поры, окаменел Молодец, обратившись в Молодецкий курган, лесом поросла его очарованная дружина, вечно убаюкивает их Волга своим неумолчным журчанием. Так вот и появились на свет Самарская Лука и Жигулёвские горы. Сейчас Самарская Лука стала национальным парком, включающим в себя Жигулевский заповедник.
Слайд Жигулевские горы
Воспитатель: А вот и вторая подсказка. Отгадайте загадку:
Вся в вершинах эта местность,
Для людей неробких.
Здесь туристам интересно
Вверх идти по тропке. (Горы)
Жигулевские горы — главная туристическая достопримечательность Самарской Луки.
Итак, следующая наша остановка, где мы должны будем добыть ещё один кусочек исчезнувшей карты – «Горная». Спускаемся вниз, выходим и шара.
Дети выходят из шара, проходят к макету.
Игра «Выбери горы».
Воспитатель: Посмотрите по сторонам. На этой прекрасной полянке ветер разбросал много различных картинок. Ваша задача - Внимательно рассмотреть их и выбрать те, на которых изображены горы.
Дети под музыку (Песенка Красной Шапочки из Х/ф «про Красную Шапочку») выбирают картинки
Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо справились и с этим заданием. За это вы получаете ещё один фрагмент карты.
Воспитатель дает детям следующий фрагмент карты. Они прикрепляют его на силуэт.
Воспитатель: Ребята, а какие горы в нашей области вы знаете?
Ответы детей
А сейчас я предлагаю вам удобно расположиться на нашей полянке, и посмотреть на горы нашей области.
Слайд Молодецкий курган
Воспитатель: Это Молодецкий курган.
Слайд Верблюд гора
Воспитатель: Это Верблюд гора
Слайд Царев курган
Воспитатель: А здесь, наверняка многие из вас бывали с родителями. Это Царев курган.
Слайд Лысая гора
Воспитатель: А эту гору вы могли видеть, когда путешествовали по Волге – реке. Понравились вам горы, ребята?
Ответы детей
Воспитатель: Я думаю, что когда подрастете, вы вместе со своими родителями и друзьями обязательно совершите путешествие по горам нашей области. Да? …. А сейчас, я предлагаю вам немножечко размяться.
Физкультминутка «Друзья»
Воспитатель: Теперь занимайте места в нашем воздушном шаре. Нам осталось получить последнюю часть карты. Полетели. «Раз, два, три. Воздушный наш шар скорее лети!»
Звучит музыка
Слайд
Воспитатель: Чтобы время в полете двигалось быстерее, я предлагаю вам вспомнить, какие города в нашей Самарской области вы знаете?
Ответы детей
Слайды
Слайд 21-24
Воспитатель: Вот вы и выполнили третье задание и заработали последнюю часть карты. Давайте спустимся на землю, выйдем из шара и прикрепим недостающий фрагмент.
Дети выходят из шара, прикрепляют карту
Воспитатель: А какой город является самым главным в нашей области?
Ответы детей
Слайд с Городом Самара
Воспитатель: Правильно ребята. Столица нашего края, нашей малой Родины город Самара, который получил своё название от одноименной реки
Воспитатель берёт цветок из корзинки
Воспитатель: Я хочу прикрепить этот цветок на то место на карте, где находится наш город. Чтобы наш город с каждым днем становился краше и расцветал как этот прекрасный цветок.
Воспитатель прикрепляет цветок.
Воспитатель: А вам ребята я предлагаю немного помечтать. Скажите мне, пожалуйста, какими бы вы хотели видеть наш город и нашу область.
Ответы детей
Воспитатель: С помощью цветов, которые мы с вами заранее подготовили, я предлагаю сделать нашу область цветущей как весенний сад. Подходите к корзинке, берите цветы, и приклеивайте их на карту нашей области.
Дети выполняют задание под музыку (гимн Самары)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Какая красивая и цветущая получилась наша Родина. Я желаю вам и нашим гостям, чтобы наша Самарская область была всегда прекрасна и радовала нас своими природными богатствами!
Воспитатель: А сейчас настало время вернуться назад, в наш детский сад. Занимайте места в шаре. Полетели. «Раз, два, три. Воздушный наш шар скорее лети!»
Звучит музыка (Песня Г. Гладкова «Шар летит все выше, выше…»)
Слайд с изображением детского сада
Воспитатель: Вот мы и вернулись назад. Ну как, понравилось вам наше сегодняшнее путешествие?
Ответы детей
Воспитатель: Мне очень понравилось наше сегодняшнее путешествие. Вы узнали много нового про реки, горы, города самарской области. Вы стали настоящими краеведами своей малой Родины. Я хочу вас всех наградить медалями «Юный краевед».