Бобылева Анна Александровна
Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Путешествие в историю города Архангельска»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Бобылева Анна Александровна
Образовательное учреждение:МДОУ «Ряжский детский сад №4»
Тема занятия: «Путешествие в историю города Архангельска».
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Возрастная группа: подготовительная (6 – 7 лет)
Цель: развитие у детей патриотических чувств, познавательной активности.
Публикация «Конспект НОД с детьми подготовительной группы „Путешествие в историю города Архангельска“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Задачи: в игровой форме обобщить и систематизировать знания детей об истории Архангельска, его достопримечательностях, традициях, культуре; способствовать развитию эстетических чувств, эмоций, интереса к истории города Архангельска, развивать память, речь; воспитывать чувство любви и уважения к своей Родине, чувства гордости к родной стране.
Предварительная работа: Беседы: «История основания города», «Архангел Михаил», «Первый порт России», «Новодвинская крепость», «Северный морской путь», «Северная ягода морошка», «Северное сияние», русская народная игра архангельского края «Тетера». Чтение сказок из сборника Дениса Макурина «Поморская окутка». Конструирование «Северные пряники «Козули». Видеотека: Мультфильм из цикла «Гора самоцветов» об Архангельске; «Налим Малиныч» (по сказке Степана Писахова); «Как делают Каргопольскую игрушку», «О М. Ломоносове».
Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация к занятию, аудио архангельская плясовая «Ах, рано ли рано», указка, компас, карточки с буквами, обозначающие стороны света, подставки под карточки, 4 стола, гербы городов: Тула, Архангельск, Санкт-Петербург, Москва, Рязань; фотография памятника Петру I в Архангельске, интерактивная игра «Что лишнее?», медали «Знатоки Архангельска».
Воспитатель: Ребята, как называется наше государство, в котором мы живем?
Дети: Россия
Воспитатель: А как оно называлось много лет назад?
Дети: Русь
На слайде появляется картинка с изображением карты Руси XVI века
Воспитатель: На Руси в те далекие времена правили цари. И вот царь Иван Грозный, захотел вести торговлю с другими государствами. Самый лучший способ торговли – отправлять товары по морю на кораблях.
Но вот беда: в Черном море турки не дают (показываю на карте Черное море), жителей какого государства мы так называем? (Турция), в Балтийском море – шведы (Швеция). (Показываю на карте страну и Балтийское море). Да и корабли в то время на Руси еще строить не научились.
А есть еще одно море – на Севере, где другие государства могли без всяких препятствий привозить к нам свои товары.
Как это море называется?
Дети: Белое
Воспитатель: Почему его так называют?
Дети: Большую часть времени оно покрыто льдом.
На слайде появляется карта Архангельской области
Воспитатель: И вот, на берегу широкой реки, недалеко от Белого моря, стали строить город. Сначала назвали его Новый город, затем, Новые Холмогоры.
Как называется этот город сейчас?
Дети: Архангельск
Воспитатель: На берегу, какой реки построили город Архангельск?
Дети: Северная Двина
Воспитатель: Как называют его жителей?
Дети: Архангелогородцы, архангелогородка, архангелогородец.
Воспитатель: Административным центром, какой области является город Архангельск?
Дети: Архангельская область
Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в историю города Архангельск. Вспомнить, что мы знаем о нем, а кто-то, возможно, откроет для себя что-то новое. Согласны?
Дети: Да
Воспитатель: А не сбиться с пути нам поможет этот прибор. Как он называется?
Дети: компас
Звучит музыка (архангельская плясовая «Ах, рано ли рано», дети собираются в круг; на интерактивной доске появляется компас, без обозначения сторон света, дети передают компас по кругу и произносят слова.
Стрелка компаса вращайся
И на место возвращайся,
Укажи куда идти,
Чтоб по городу пройти.
На интерактивной доске появляется буква «Ю».
Воспитатель: Ребята, что вы заметили на нашем компасе?
Дети: Появилась буква Ю.
Воспитатель: Какая сторона света на компасе обозначается буквой Ю?
Дети: Юг
Воспитатель: Давайте найдем Юг у нас в группе.
В помещении расставлены столы по четырем сторонам света, на каждом столе карточка с буквой, обозначающей сторону света. Дети подходят к столу с буквой Ю.
На столе гербы городов (Тула, Рязань, Санкт-Петербург, Москва, Архангельск).
Воспитатель: Что вы видите?
Дети: гербы городов
Воспитатель: Что такое герб?
Дети: Это отличительный знак, эмблема города, государства.
Воспитатель: Найдите герб города Архангельск. Кто изображен на нем?
Дети: Архангел Михаил
Воспитатель: Почему изображение Архангела Михаила поместили на герб города?
Дети: Город Архангельск построили вокруг Михайло-Архангельского монастыря, который назвали в честь Михаила Архангела.
Воспитатель: Напомните, гербы, каких городов мы можем здесь еще увидеть.
Дети показывают герб и называют, какому городу он принадлежит.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, а нам пора отправляться дальше.
Дети под музыкальное сопровождение собираются в круг, передают компас со словами по кругу. На интерактивной доске на компасе появляется буква «З».
Воспитатель: Какой части света соответствует буква З?
Дети: Запад
Дети находят стол, с буквой З. На столе картинка с изображением памятника Петру I
Воспитатель: На берегу Северной Двины установлен это памятник. Кому он установлен?
Дети: Петру I
Воспитатель: Чем Петр I прославился в Архангельске?
Дети: приказал стоить корабли
Воспитатель: Для чего?
Дети: для торговли и для защиты северных границ
Воспитатель: Какое первое торговое судно построили в Архангельске по приказу
Петра I?
Дети: Святой Павел
Воспитатель: Что впервые подняли на этом судне?
Дети: Триколор (тогда он назывался «Флаг царя московского»)
Воспитатель: А вот какие плавательные средства были у предков архангелогородцев (поморов, мы вспомним, если посмотрим на экран.
На слайде по очереди появляются картинки ладьи и коча, дети комментируют.
Воспитатель: Отправляемся дальше
Дети под музыкальное сопровождение собираются в круг, передают компас со словами по кругу. На интерактивной доске на компасе появляется буква «В».
Воспитатель: Какой части света соответствует буква В?
Дети: Восток
Дети находят стол, с буквой В.
Воспитатель: Северяне всегда были славными тружениками. А кто такие труженики?
Дети: это люди, которые трудятся, не боятся работы.
Воспитатель: Вот какие профессии есть на Севере, вы мне сейчас скажете. Вам нужно составить из словосочетаний, которые я назову одно слово название профессии. Например, рыбу ловит – рыболов.
Оленей разводит – оленевод;
Лес рубит – лесоруб;
В море ходит – мореход;
Корабли строит –кораблестроитель;
Затем, воспитатель спрашивает наоборот.
Воспитатель: Что делает рыболов, кораблестроитель, лесоруб, мореход, оленевод?
Воспитатель: Отправляемся дальше
Дети под музыкальное сопровождение собираются в круг, передают компас со словами по кругу. На интерактивной доске на компасе появляется буква «С».
Воспитатель: Какой части света соответствует буква С?
Дети: Север
Дети находят стол, с буквой С. Садятся на стулья, на экране интерактивная игра.
Воспитатель: Это Таня и Ваня. Они путешественники. Кто такие путешественники?
Где можно путешествовать? (По городам и странам)
Таня и Ваня любят путешествовать по России. Недавно они вернулись из Архангельска.
А что обычно путешественники привозят из своих поездок?
Дети: магниты, сувениры, открытки, фотографии.
Воспитатель: Наши герои привезли из своего путешествия фотографии, но в дороге случилась неприятность, фотографии из Архангельска в альбоме перепутались с фотографиями из других городов. Поможем ребятам исправить ситуацию?
Дети играют в интерактивную игру «Что лишнее?». Правильная фотография на доске обводится в зеленую рамочку, неправильная в красную.
1. Ягоды: морошка, арбуз, брусника.
2. Сладости: козули, московская плюшка, тульский пряник.
3. Керамические изделия: скопинская керамика, филимоновская игрушка, каргопольская игрушка.
4. Животные: белый медведь, пингвин, морж.
5. Памятники или скульптуры: Грибы с глазами, Минин и Пожарский, Сеня Малина.
6. Ученые: Циолковский, Ломоносов.
7. Природное явление: Северное сияние
Воспитатель: Молодцы, отлично справились с заданием!
На слайде появляется медаль «Знатоки Архангельска». Дети могут прочитать.
Воспитатель: Кто такие знатоки?
Дети: это те, кто много знает в какой-либо области.
Воспитатель: Вас можно назвать знатоками Архангельска, потому что сегодня вы показали отличные знания. Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что больше всего понравилось? Каждый из вас заслужил медаль «Знаток Архангельска».
Воспитатель вручает детям медали «Знаток Архангельска»