Татьяна Ткачёва
Конспект НОД «Речевой этикет» (подготовительная группа)
▼ Скачать
Конспект НОД
Тема: Речевой этикет («Воспитание культуры речевого общения у детей дошкольного возраста») (подготовительная группа)
Цель: продолжать развивать речь детей, являющуюся важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии.
Публикация «Конспект НОД „Речевой этикет“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Речевой этикет, культура общения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Задачи по образовательным областям:
«Коммуникация»
1. Совершенствовать речь детей как средство общения, помогать употреблять формулы словесной вежливости (обращение, просьба, благодарность, извинение, неодобрение и т. п.);
2.- Развивать связную речь, формировать умение передавать свои впечатления, отношение к героям произведений через рассуждения, сравнения;
3.- Совершенствовать умение детей вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; быть доброжелательными и корректными собеседниками.
«Ознакомление с художественной литературой»
Подвести детей к пониманию нравственного смысла художественных произведений, оценке поступков литературных героев.
«Социализация»
1. - Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, правдивости, вежливости.
2. - Продолжать воспитывать культуру общения: приветливо здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой к окружающим, благодарить за услугу, не перебивать говорящего, выслушивать собеседника, говорить спокойно.
Словарная работа:
Ход:
Воспитатель: ребята, сегодня к нам в нашу группу пришли гости.
Давайте с ними поздороваемся.
Реб1:
Гости дорогие,
Важные такие
В зале здесь у нас сидят.
Строго так на всех глядят.
Реб2:
И не строго, а с улыбкой
Очень теплой и простой,
Гости нас встречают с вами
Чем ответим?
Все: Добротой.
Вед. :
- Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра и пусть это пожелание будет теплым и искренним.
Дети:
-Доброе утро!
Воспитатель:
Рады видеть всех сейчас,
Ведь давно мы ждали вас.
Дружно за руки берёмся
И друг другу улыбнёмся.
(дети берутся за руки)
- Ребята, давайте хорошее настроение передадим через ладошки. Как приятно: тепло, добро и хорошее настроение пошло по ладошкам. И пусть такое настроение останется на протяжении всего занятия.
- А теперь, я прошу вас подойти к гостям, положить свои ладошки на их руки и улыбнуться. Вы почувствовали, какие ладошки у них теплые, добрые. Это вы друг другу подарили свое тепло и доброту.
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, почему мы с вами так сделали?
(ответы детей) (дети называют правила гостеприимства)
Воспитатель:
- Как вы думаете, что такое этикет?
(ответы детей)
Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то - нет.
Это ПРАВИЛА такие
ПОВЕДЕНИЯ, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил ЭТИКЕТ,
И дурных привычек нет!
Воспитатель:
– Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами поговорим о речевом этикете. А для этого мы должны быть внимательными и сообразительными.
– У меня в руках необычная шкатулка. В ней находится человек, которого вы хорошо знаете. Он единственный и неповторимый, он самый лучший, умный, красивый, который знает всё. Без него наше занятие просто невозможно. Каждый, открывая шкатулку, должен посмотреть на него, улыбнуться и сказать: “Как ты мне нравишься!”
– Кого вы увидели в шкатулке?
– Себя!
– Значит, вы и есть те человечки, без которых нам не обойтись.
- Благодаря правилам этикета, общение становится между людьми более добрым, потому что оно основано на уважительном и тактичном, культурном отношении к человеку.
Вы не раз слышали. Как кто-то говорил: «Это – культурный человек!», или сожалел: «Как жаль, что этот человек не культурный»
- Как вы думаете, кого называют культурным? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Культурный человек всегда и везде вежливый, внимательный, чуткий и со знакомыми и с незнакомыми людьми. Ему всегда важно, что о нём подумают окружающие, он не позволит, чтобы в его присутствии кого-то оскорбили, или грубо разговаривали.
Грубые, злые слова произносит недостаточно культурный человек, которому не хватает воспитанности.
Воспитатель:
- Ребята, я предлагаю вашему вниманию небольшие сценки, а вы внимательно посмотрите их и мы с вами обсудим эти ситуации.
1 сценка
Вос-ль:
- Я слышала, что в одном заколдованном лесу живут невоспитанные гномы. Кажется, я слышу их голоса.
1 Гном:
- Смотрите, что я нашел (держит сундучок) Какой красивый сундучок! А здесь записка (читает) «Скажи волшебное слово и сундучок откроется».
2 Гном:
- Сундук, откройся сразу!- Не открывается. Сундук, откройся по моему приказу!- Не открывается. Сундук, откройся, кому говорят!
Воспитатель:
- Здравствуйте, гномы! (гномы молчат)
Какие вы невоспитанные! Я с вами поздоровалась, а вы молчите. А почему вы так шумите?
Гномы: Мы не шумим. Мы слово подбираем!
Воспитатель: Какое слово?
Гномы: Нужное!
Воспитатель: А зачем оно вам?
Гномы: Чтоб сундук открылся!
Воспитатель: А что, он без этого слова не открывается, почему?
Гномы: потому что сундук-то заколдованный!
Воспитатель: Ах, вот оно что! И вы не можете одного-единственного слова подобрать?
Гномы: Да мы ему уже тысячу разных слов говорили, приказывали, а он не открывается.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете это волшебное слово? Давайте поможем гномам.
Гномы: Сундук, откройся, пожалуйста! (Сундук открывается в нём лежит книга вежливых слов)
Вопросы к детям:
- Пожалуйста, охарактеризуем поступки героев.
- В чём выражалось неправильное поведение гномов?
- Бывают ли у вас такие ситуации? В чём это проявляется?
- Можно ли грубить друг другу, перебивать друг друга?
2 сценка
Воспитатель: Жили-были Птичка и Петушок. Вот как-то раз они поссорились и сидят хмурые и надутые.
Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Ну, конечно, поссорились. А надо бы помириться!
Птичка: Я с этим Петушком мириться не буду. Он невежливый. Я сказала ему «здравствуй», а он мне не ответил.
Петушок: А зачем опять говорить, я тебя только вчера видел.
Птичка: Но я же сегодня сказала «здравствуй»!
Петушок: Ну и что? У меня ещё вчерашнее не кончилось.
Воспитатель: Да ты что, Петушок, ты хочешь, чтобы Птичка заболела?
Петушок: Почему? Я не хочу, чтобы она болела!
Воспитатель: А что ты для неё «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей!
Петушок: А ты тоже, птица, не очень-то вежлива!
Птичка: Это ты невежлив. Почему ты зовешь меня птицей?
Воспитатель: Птичка, а как ты зовешь Петушка?
Птичка: Никак, я просто кричу ему: «Эй, ты!»
Вопросы к детям:
-Как вы думаете правильно ли ведут себя герои этого сюжета?
- Что было неправильным в их поведении?
- Как бы вы повели себя в этой ситуации?
- Вы знаете, как надо общаться с друг другом и обращаться к друг другу?
(Ответы детей)
Правильно, нужно ласково обращаться друг к другу, не грубить, не дразнить и уважать друг друга. Вот послушайте песенку о вежливости.
Ведущий:
- Ребята, существует много русских пословиц, поговорок, которые тоже говорят о культуре нашей речи.
Какие пословицы вы знаете о правильной и красивой речи?
Дети:
Человек спрятан за своими словами;
Хорошую речь хорошо слушать;
Как услышано, так и сказано;
Недоброе слово, что огонь жжёт.
Сперва подумай, а там и скажи.
Лучше недоговорить, чем переговорить.
Слово - стрела, выпустишь - не вернешь.
Ласковое слово не трудно, а скоро.
С умным разговориться, что мёду напиться.
Умную речь хорошо и слушать.
Сердечное слово до сердца доходит.
Человек спрятан за своими словами;
Хорошую речь хорошо слушать;
Как услышано, так и сказано;
Воспитатель:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья
Бывает, что, очень рассердившись на кого-то, вы грубо или некрасиво ответили? Культурному человеку в данной ситуации становится стыдно за свою случайную грубость, и он обязательно извиниться.
Физминутка:
«Я здороваюсь везде»
Словесная игра «Назови вежливое слово»
Дети:
Здравствуйте;
Рад вас видеть;
Приветствую вас;
Добрый день;
Позвольте;
Благодарю;
Спасибо;
Пожалуйста;
До свидания;
Всего доброго;
Извините
Воспитатель:
- Эти слова никогда не перестанут нравиться. Вежливость – это то, без чего нельзя обойтись как без воздуха. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Пусть эти вежливые слова всегда звучат в вашей речи. Они станут волшебными для вас и помогут вам в жизни.
Воспитатель:
- Ребята, а вы любите сказки?
А что такое сказка?
(ответы детей)
Воспитатель: «Верно, сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые.
- Какие бывают сказки? (ответы детей)
Сказка бродит у ворот,
С нами водит хоровод
- Ребята, я предлагаю вам послушать эпизоды из сказок, сказать название и оценить поступки героев.
- Эпизод из сказки «Морозко»
- Двое знакомых решили дружить,
Начали в гости друг к другу ходить.
Но отношения скоро распались,
Так как друг с другом они не считались.
(Лиса и журавль)
Беседа по содержанию
Воспитатель: Ребята, мы много сегодня говорили о речевом этикете, так, что такое этикет?
Стихи:
Что такое этикет?
Это можно,
Это нет.
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике,
У людей на языке…
Очень просто жить культурно
Все прекрасно,
Что не дурно.
Четыре волшебные слова –
ЭТИКЕТА основа.
Вы часто их говорите,
Звучат они очень красиво:
ЗДРАВСТВУЙТЕ, ИЗВИНИТЕ,
ПОЖАЛУЙСТА и СПАСИБО.
Если кто плохое слово
Произнёс – не повторяй,
Ты его не слышал словно –
ЭТИКЕТ на забывай!
Доброе утро
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться :
— Доброе утро!
— Доброе утро!-
Солнцу и птицам.
— Доброе утро!-
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся;
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
«Простите» — сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
Нам желают:
Доброго пути!
Будет легче
Ехать и идти.
Приведет, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Если ты не прав
– Простите!
Вдруг толкнул
– Ой, извините.
Друг приветствует, в ответ
Отвечай ему: - Привет!
Итог занятия
- Ребята, ?а сейчас мы проверим, умеете ли вы пользоваться правилами речевого этикета. Мы поиграем в игру «Подскажи словечко»
Словесная игра: «Подскажи словечко».
- Большое.. Вы мне очень помогли.
- Будьте., билетик на трамвай.
- До новой встречи. Был. познакомиться.
- Будьте. ., подскажите, пожалуйста.
- Разрешите с вами..
- Извините,. , я наступил вам на ногу.
- Прошу., я был не прав.
- Я вас. за доставленное удовольствие.
- Извините за., не подскажите, который час.
Воспитатель:
Вы еще маленькие, но в жизни предстоит встретиться с различными людьми, вы побываете в разных жизненных ситуациях. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать для вас привычкой.
Добрым словом сможешь ты
Избежать любой вражды,
Мир узнать и помириться,
С новым другом подружиться
Реб. :
Мы благодарны всем гостям,
Что вы пришли сегодня к нам,
Приходите к нам опять,
Будем вас мы очень ждать!