Галина Карпова
Конспект НООД «Путешествие в подледное царство реки» в подготовительной группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Повышение уровня экологической культуры детей, воспитание социально и экологически ответственных граждан.
Задачи:
- воспитание у детей активной гражданской позиции и неравнодушного отношения к сохранению окружающей среды, ответственности за ее экологическое состояние;
- развитие эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира детьми, личностного отношения к природе, экологическим проблемам родного края;
-развивать речь, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи;
Публикация «Конспект НООД „Путешествие в подледное царство реки“ в подготовительной группе детского сада» размещена в разделах
-формировать навыки безопасного поведения у реки зимой, ранней весной.
Материалы, инструменты и оборудование: телевизор, видеозапись обращения воспитателя к детям, письмо от жителей подлёдного мира; декорации для оформления имитации реки зимой (синтепон, плоскостные изображения заснеженных деревьев, картинки с изображением речных рыб, улиток, лягушек; камни, песок, коряги; планшеты с изображением речных обитателей и цветные карандаши на каждого ребенка, плакат «Берегите водоемы от загрязнений!», атрибуты для подвижной игры - шапочка «Сом», рукавички «Пескари»; физическая карта Кемеровской области, «Красная книга Кемеровской области».
Содержание занятия:
Просмотр видеоролика на телевизоре. Педагог на беговых лыжах во время прогулки передает детям сообщение:
«Ребята, посмотрите, какой сегодня чудесный зимний день. Конечно, лучи солнца зимой нас не греют, но дарят нам свет, а с ним и хорошее настроение. В выходные дни, когда стоит такая хорошая погода, я люблю кататься на беговых лыжах. В зимнее время года вода на реке превращается в лед. После длительных сильных морозов лед на реке становится толстым и по нему можно ходить. Но только вам, ребята, можно ходить на прогулку по реке только с взрослыми! Раньше люди расчищали снег и катались по этому льду на коньках. А еще по реке прокладывают лыжные трассы и катались, как и сейчас. Трасса для прогулок ведет вверх по реке. Вдоль трассы мне встречались вот такие отверстия во льду. Как вы думаете, что это?»
-Правильно, это прорубь. «Прорубь» от слова «рубить». Люди рубят лед и делают такие отверстия во льду. Для чего люди делают проруби? (чтобы ловить рыбу, а в старину набирали воду и стирали в проруби белье).
-Ребята, как называется крупная река, которая протекает в районе нашего города? По ней я каталась на лыжах (река Кондома). А что значит вверх по реке? Это по течению или против течения реки? (любая река берет начало в горах, течение реки ведет с гор на равнину).
-Покажите на карте Кемеровской области, где берет начало река Кондома?
-В какую реку впадает? (в районе города Новокузнецк впадает в реку Томь)
-Ребята, возле проруби я обнаружила вот такой сверток. Я принесла его в детский сад, чтобы показать вам мою находку.
Разворачивают сверток и обнаруживают письмо.
Чтобы узнать, от кого пришло письмо и что в нём написано, вы должны отгадать загадку:
«Текла, текла и легла под стекло».
Дети: Это река подо льдом.
-Правильно. Теперь мы можем открыть конверт и прочитать письмо:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам жители подлёдного мира реки Кондома. Мы очень рады, что вы отгадали нашу загадку и решили пригласить вас на экскурсию, чтобы вы узнали о том, что творится зимой подо льдом. Идите по волшебной тропинке. Она приведёт вас прямо в наш музей».
-Ну что, ребята, примем приглашение речных жителей?
-Какие жители реки могли отправить нам это послание, назовите их.
Называя обитателей рек, дети получают планшеты с прозрачными карманами.
В верхний большой карман вложено изображение речного жителя. В остальных трех карманах вложены карточки с изображением контура круга.
Дети вместе с воспитателем идут по «тропинке» (массажной дорожке, подходят к декорациям, изображающим реку зимой. В нише окна над подоконником подвешена полка. Окно закрыто бумажным экраном с изображением заснеженных деревьев. На полке лежит синтепон, имитирующий снег. Пространство под полкой закрыто белой тканью.
-Вот и музей обитателей реки Кондома. Посмотрите, ребята, как тихо и красиво вокруг. Деревья и кусты надели белые шубы и шапки из снега. Вот и река подо льдом. Как вы думаете, отличается ли жизнь речных обитателей летом и зимой? Может быт, там подо льдом все замёрзли, и никого нет?
Дети высказывают свои предположения.
-А мы с вами сейчас сможем посмотреть так ли это. В нашем музее мы можем заглянуть под лед и встретиться там с речными обитателями.
Воспитатель поднимает белую ткань, открывая часть экспозиции, расположенной под полкой. Дети видят речное дно, покрытое песком и камнями. Среди декораций расположены фигурки рыб: щука, пескарь, ленок, хариус, окунь, сом, а также лягушка и рак.
- Мы попали в подлёдное царство вод Кемеровской области. Посмотрите, что произошло в водах реки с наступлением холодов. Как стало под водой?
Дети: Водоросли опустились на дно, под водой стало темно. Улитки, пиявки, лягушки зарылись на дне, рыбы сбились в кучки. Все спят.
-Ребята, а каких жителей мы можем встретить в водоемах и реках Кемеровской области? (Лещ, плотва, окунь, ерш, налим, сом, а еще раки) Каждый из вас должен найти того обитателя реки, который изображен у вас на планшете.
- Ребята, скажите, чем отличаются рыбы от других животных? (покрыты чешуей, дышат жабрами, есть плавники).
-А для чего нужны рыбе плавники и хвост?
-Чем питаются речные обитатели?
-Среди них есть хищники?
Ну что, не будем больше беспокоить подлёдный мир. Пусть его жители спят до весны. Нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель накрывает «подводный мир» белой тканью.
-А по дороге в детский сад, мы поиграем в игру «Рыбья дразнилка».
Дети встают в круг, на руки надевают рукавички с изображением рыб. Это пескари. Водящий – сом, встает в центр и пытается поймать пескарей. Пескари дразнят сома движениями рук, стараются не попадаться сому, прячут руки за спину.
Эй, сом! Эй, сом!
Шевельни хвостом!
Я тебя не боюсь,
Дай, подергаю за ус!
Ты ленивый, ты проворный,
Ты серебряный, ты черный!
И не хлопай пастью зря
Не поймаешь пескаря!
После игры дети проходят за столы. Выполняют задания на планшетах.
- Достаньте карточку из 1 кармана. Задание: закрасьте круг оранжевым цветом, если представитель речного мира, изображенный на вашем планшете хищник. А если это травоядное животное, то зеленым цветом. Установите карточку обратно в карман.
- Достаньте карточку из 2 кармана. Задание: если представитель речного мира, изображенный на вашем планшете, обитает в воде - закрасьте круг синим цветом, а если на суше – коричневым. Может быть, что животное может жить и на суше, и в воде. В том случае окрасьте круг наполовину двумя цветами. Установите карточку обратно в карман.
- Достаньте карточку из 2 кармана. Задание: если представитель речного мира, изображенный на вашем планшете, достаточно распространен, окрасьте круг в желтый цвет. А если это редкое, исчезающее животное – красным цветом. Установите карточку обратно в карман.
А как мы можем узнать, является ли представитель животного мира редким или исчезающим? (нужно заглянуть в «Красную Книгу»)
- Для того чтобы проверить правильно ли вы выполнили задания, нужно достать карточку с изображением обитателя речного мира на вашем планшете и перевернуть ее обратной стороной. Если вы закрасили круги так же как это изображено на обратной стороне карточки, значит, все задания вы выполнили верно!
Воспитатель приглашает детей в ту часть помещения, где на стенде расположен плакат «Берегите водоемы от загрязнения!».
-Ребята, обратите внимание на этот плакат. Как вы думаете, комфортно обитателям этого водоема жить в такой среде? Нет! Водоем загрязнен! Промышленные предприятия сбрасывают в него грязные воды, люди бросают в воду мусор, отходы. Жители этого водоема кричат о помощи. Ребята, поможем? Возьмите карточки и найдите на плакате то место, которое вы можете прикрыть ей. Таким образом, мы очистили высь водоем!
-Ребята, из-за того, что люди загрязняют среду обитания животных, многие из них находятся на стадии вымирания. Их становится очень мало, и они могут исчезнуть совсем! В этой книге (показывает детям «Красную книгу Кемеровской области») описаны редкие растения и животные. К примеру, это рыбы ленок и нельма. Как нужно их охранять? (нельзя загрязнять водоемы, нельзя отлавливать).
-Вот такое интересное у нас сегодня было путешествие. Что вы узнали нового?
Зимой под водой у обитателей рек и озер жизнь продолжается.
Зимой на реке можно кататься на коньках, лыжах.
Нельзя засорять отходами и мусором водоемы и реки.
Есть такие рыбы, которые нуждаются в охране.
Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. За ваш труд я вам приготовила сюрприз! Это книга энциклопедия о «Жители рек и озер Кемеровской области». Из этой книги вы узнаете много интересного и нового.
И еще альбомы для раскрашивания «Как зимуют рыбы».