Легун Ирина
Конспект НОД «Путешествие в Гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГЖЕЛЬ»
( интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» + «Речевое развитие» + «Художественно-эстетическое развитие» с использованием ИКТ)
Цель: Расширить представление дошкольников о предметах рукотворного мира в системе работы по ознакомлению с народным творчеством
Образовательные задачи:
Учить выделять традиционные особенности гжельской росписи : белый фон и сине-голубой рисунок
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в Гжель“» размещена в разделах
Углубить знания детей о народных мастерах, о своеобразной гжельской культуре
Учить распознавать качество и свойство предметов
Учить правильно наносить мазки (краску) на изделие, создавать выразительные узоры на бумаге и на объемных предметах
Развивающие задачи:
Развивать умение детей слушать друг друга и свободно общаться в малых группах
Развивать познавательную активность, интерес к предметам рукотворного мира
Активизировать внимание детей к изучению и выявлению особенностей культурного наследия своего народа, своей страны
Формировать навыки творческого подхода к выполнению работы
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к истокам родной культуры
Воспитывать чувство формы, цвета, симметрии, любования богатством и подлинной красотой рукотворного мира,
Воспитывать желание помогать близким, сопереживать, заботится и сохранять гармонию природы
Предварительная работа: рассматривание посуды росписью гжель, рисование, рассказы о народных умельцах, чтение художественной литературы, лепка из гипса, посещение и создание мини музея.
«Путешествие в Гжель»
Ход НОД
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята
Здравствуйте взрослые
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Я на вас погляжу,
Да и сказку расскажу!
Вы на ус всё намотайте,
Сказку рассказать мне помогайте!
Не грусти, улыбнись!
Сказка дарит нам сюрприз!
Воспитатель: Сегодня у нас присутствуют гости, которые пришли посмотреть на нашу работу и мы с вами не должны их разочаровать.
- Все ли готовы, ребята играть, заниматься и познавать новое?
Дети: мы готовы.
Воспитатель:
Что случилось? Бело все вокруг
Лишь голубые цветы встали вкруг
Синий цвет и белизна
Это в гости Гжель пришла.
Основная часть
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам сказочную историю. (включается интерактивная доска)
Воспитатель: Давным-давно в маленькой деревушке, которая называется Гжель, жил-был Дедушка Иван, который умел делать глиняную посуду, белую как снег. (картинка посуды с белой глины). Всем нравилась его посуда, и только самому Деду Ивану совсем не нравилась она, смотрел на неё и качал головою и говорил:
– Чего-то не хватает.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, – Чего не хватает этой посуде?
Дети: Красок, узоров, яркости
Воспитатель: – Да чем же я узоры рисовать буду? – воскликнул Дед Иван. – Красок-то у меня нет. Где ж краски-то взять?
Посмотрел Дед Иван вокруг, видит – весь мир цветной, столько разных цветов и красок вокруг.
– Попрошу- ка я краски у Природы – Матушки, – решил Дед Иван.
Воспитатель: А какие нам краски дает матушка природа?
Дети: Голубое небо, белые облака, радуга, зеленые луга и поля, разнообразные цветы и ягоды.
Воспитатель: Да, это верно. Мир наш очень красив и разноцветный.
(рассказывает воспитатель дальше) Взял Дед Иван специальную дощечку для смешивания красок.
Воспитатель: – Как называется такая дощечка, ребята?
Дети: – Палитра.
Воспитатель: Смотрит Дед Иван – а на небе Солнышко сияет. Попросил Дед Иван краску у Солнышка.
– Ребята, какую краску у Солнышка попросил Дед Иван?
Дети: – Жёлтую!
Увидел Дед Иван земляничку и попросил краску у землянички.
Воспитатель: А какую краску можно взять у землянички?
Дети: - Красную!
Воспитатель: – А, как вы думаете, какую краску может подарить Деду Ивану травка?
Дети: – Зелёную!
- Не хватало только синего цвета. Увидел тут Дед Иван тучку вдали и просит:
– Дождик, дождик, дай мне синюю краску!
– Хорошо, – сказал дождик и полил как из ведра и все остальные краски смыл, осталась одна только дождикова краска – синяя.
Расстроился Дед Иван, да делать нечего. Пришёл домой. Дай, думает, попробую синей краской свою посуду украсить. И такие красивые у него узоры получились, что с тех пор в деревне все остальные мастера стали украшать свою белую посуду только синим цветом.
Воспитатель (под тихую музыку читает) :
Сине-голубые розы, листья, птицы,
Увидев все впервые, каждый удивится.
Чудо на фарфоре – синяя капель.
Это называется - просто. «Сказка Гжель»
Воспитатель: Да, да и прозвали такую посуду «Гжель». Повторите дети - гжель
Воспитатель: (Под русско- народные напевы, подходят к выставке и встают полукругом. В руках воспитателя появляется скоморох-зазывала)
Скоморох- воспитатель:
Собирайся, подходи, очи к нам обороти!
Да на эту красоту скорее погляди!
Поглядите-ка посуда! Вот какая красота!
Воспитатель: вы заметили дети, эти волшебные сине-голубые узоры? (берет в руки один предмет и рассказывает о нем)
Самовар украшен цветком и бордюром, цветок всегда располагается в центре и состоит он из серединки и лепестков. А лепестки цветка похожи … на что, ребята?
Дети: на капельку, на луковичку, на перышко
Воспитатель: Вы скажите-ка, ребята, из чего же сделана она?
Дети: Из глины, фарфора, керамики.
Воспитатель: Да, ребята. А какую посуду знаете вы?
Дети: чайная посуда, столовая, кухонная
Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру «Скажи правильно»
Посуда из глины – глиняная
Посуда из стекла- стеклянная
Посуда из металла- металлическая
Посуда из дерева – деревянная
Воспитатель: Дети, а из чего делал посуду дед Иван?
Дети: из глины.
Воспитатель: правильно. Из глины. А человек или мастер, который выполнял эту работу называется - гончар, он занимается гончарным ремеслом, на гончарном круге получается разная посуда, это профессия очень древняя.
Воспитатель: Вот как раз сегодня мы с вами станем мастерами. И хочу вас пригласить в мастерскую, где мы будем учиться украшать тарелки используя элементы гжельской росписи. Но в мастерскую зайдет тот, кто назовет главные качества мастера:
Дети: заходят в мастерскую по очереди и называют качества мастера. Воспитатель может подсказывать) Трудолюбие, аккуратность, внимательность, усидчивость, доброта, целеустремленность, фантазия, воображение; любовь к своей работе; умение видеть красоту; терпение; интуиция.
(Дети рассаживаются по местам, а воспитатель берет в руки незаконченную тарелку с цветком и говорит)
Воспитатель: Послушайте, ребята, что говорит вам цветок. Дети, я люблю вас: ваши глаза, улыбки, ваши добрые и заботливые руки. Я очень рад, что сегодня у вас в гостях. Я знаю, что вы дружные ребята и всегда можете прийти на помощь. Мне тоже нужна помощь.
Воспитатель: Вы можете угадать, в какой помощи нуждается наш цветок?
Дети: расписать лепестки, закончить узор,
Воспитатель: Правильно, я тоже догадалась и хочу вам предложить выполнить эту работу.
(Проводится пальчиковая гимнастика «Цветы»)
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит лепестки колышет
Наши синие цветки закрывают лепестки
Тихо засыпают головой качают
Воспитатель: У вас ребята на столах тарелки из гипса. Они очень похожи на те, которые лепил д. Иван из белой глины. Они очень хрупкие и могут быстро сломаться, если с ними обходиться не аккуратно.
Наша задача, помочь каждому цветочку, чтобы он стал, красивым, ярким, полным образом. Разукрасьте эти тарелки гжелью.
Не забудьте, о чем просил вас цветок. (Включается с ютуба «Гжель» и звучит песня Ю. Чичкова «Незабудковая гжель»
Воспитатель: Предлагаю вам выставить свои работы на выставку и полюбоваться, рассмотреть. Как вы думаете, мы выполнила просьбу нашего цветка.
Дети: да, конечно.
Воспитатель: Я хочу вам сказать, что вы хорошие ученики и за это вам присваивается звание мастер -«Золотые руки»
(Воспитатель характеризует работы детей)
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла,
И цветами расцвела.
Голубыми, синими
Нежными, красивыми.
Рефлексия:
Воспитатель: Какое время года напоминает вам эта посуда?
Дети: Будто цветы на снегу, будто морозные узоры на окнах – такими кажутся росписи на посуде Гжель.
Воспитатель: Молодцы ребята вы отлично справились со всеми заданиями, я для вас приготовила сюрприз.