екатерина таксатова
Конспект НОД «Путешествие по Югре»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Воспитание любви к родному краю и Родине – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, поселку. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», в Концепции гражданско-патриотического воспитания граждан ХМАО – ЮГРЫ.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие по Югре“» размещена в разделах
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях. Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как разнообразны жители Земли и что у них общего. Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира».
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, с учетом целей и задач реализуемой основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ д/с «Берёзка» разработанной на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой, в соответствии с календарно-тематическим планированием был составлен конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» по теме «Путешествие по Югре» с детьми в возрасте 6-7 лет подготовительной группы.
В НОД участвуют 12 воспитанников подготовительной группы: 7 девочек, 5 мальчиков. Данная подгруппа сформирована с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, темпа работы, уровня развития – это дети, которые стремятся к партнерству в играх, охотно сотрудничают с взрослыми и сверстниками, повышенным интересом к поисково-исследовательской деятельности. Предпочтение отдается игровому построению образовательного процесса.
Обсуждаемая тема актуальна для детей. Она вызывает интерес, это способствует наиболее осознанному восприятию данной информации.
Данный конспект был составлен исходя из интересов детей, их индивидуальных психологических особенностях, возможностей дошкольного образовательного учреждения, с целью формирования представления детей о родном крае, гербе Советского района, обогащении и углублении знаний детей о Югре : природе, животном и растительном мире, его богатстве, о профессиях.
Цель НОД достигнута через интеграцию образовательных областей художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Интеграция образовательных областей осуществлялась на основе поставленных задач.
Использование интерактивной доски с мультимедийной презентации на различных этапах позволило сделать НОД более наглядным, красочным, задействовать у детей слуховой, зрительный, речевой и двигательный анализаторы, активизировать внимание, разнообразить познавательную и игровую деятельность.
Использование чередования коллективной с индивидуальной формой работы, а также с работой в микрогруппах, способствует созданию дружелюбной атмосферы, полного взаимопонимания детей по отношению друг к другу и к педагогу.
НОД состоит из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняют различные действия. Каждая часть НОД направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов.
В течении НОД менялись виды детской деятельности, что позволило удержать интерес, сохранить здоровье детей, так как постоянно менялось статическое положение тела. У детей наблюдался интерес ко всем заданиям, они были эмоционально – отзывчивы в течение всей НОД, справились со всеми задачами. В конце НОД была проведена рефлексия. На этом этапе дети закрепили полученные представления, отвечая на контрольные вопросы воспитателя. Подарок сюрприз способствовал сохранению положительных эмоций полученных в НОД.
Оборудование использовалось рационально и с одной целью: донести до детей необходимую информацию. Цель была достигнута. На протяжении всей образовательной деятельности дети были активны, свободны в общении, с желанием включались в беседу.
Здоровьесберегающие технологии были реализованы через выполнение: физминутки и гимнастики для глаз, соблюдения санитарных норм и правил. Все использованные приемы и методы соответствовали возрасту и современным требованиям.
Основная часть
Конспект НОД образовательной области: «Познавательное развитие»
раздел «Мир природы и мир человека»
Тема: «Путешествие по Югре»
Цель: Формировать нравственно-патриотические чувства, расширять представления детей о родном крае, обогащать и углублять знания детей о Югре : природе, животном и растительном мире, его богатстве, о профессиях.
Задачи:
Образовательные : расширить знания детей о родном крае, гербе Советского района; систематизировать знания детей о природе нашего края, лесе, животном и растительном мире, его богатстве, о профессиях. Познакомить с отдельными движениями хантыйских танцев.
Развивающие : развивать интерес к познанию природы средствами эксперимента. Обогащать словарный запас. Поощрять самостоятельные «открытия». Воспитательные : воспитывать любовь к родному краю, городу, коренным жителям, заботливое отношение к природе.
Методы:
Информационно-рецептивный метод - направлен на организацию и обеспечение восприятия дошкольниками информации.
Эвристический метод - направлен на операционное или поэтапное обучение элементам и процедурам деятельности.
Репродуктивный метод – направлен на закрепление, повторение, углубление знаний, способ оперирования знаниями: усвоение способов деятельности, суть и образец которых уже известен.
Исследовательский метод – предполагает самостоятельное решение целостных задач.
Описание: НОД ориентировано на детей подготовительной группы, включает элементы конструирования, соответствует ФГОС.
Форма организации (подгрупповая, индивидуальная)
Интеграция образовательных областей:
художественно-эстетическое развитие (аппликация, художественная литература, физическое развитие (безопасность, охрана здоровья детей, социально-коммуникативное развитие (социализация).
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, словесная, наглядная.
Количество детей: 12 человек
Средства: картонный домики, картон,карта, картинки с символами, клей - карандаш, салфетки по количеству детей, подкладной лист. Презентация «Путешествие по Югре»
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, колонки, муляж березы, ладошки из картона (синяя, красная, желтая, ленточки разноцветные.
Индивидуальная работа: Закрепить знания о животных и птицах родного края с Игорем О., Настей М.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей следующие слова: герб, малая Родина, ельник, березняк, сосновый бор, двускатные крыши, коренные народы.
Предварительная работа:
• Работа с интерактивной доской.
• Разучивание физминутки.
• Отгадывание загадок.
• Беседа о родном крае.
• Заучивание стихов.
Музыкальное сопровождение: музыка народов севера – северные мотивы.
Место проведения: музыкальный зал
Планируемый результат:
• у детей расширятся представления о природе родного края, о лесе, о животном и растительном мире, о богатсвах родного края, о профессиях.
Виды детской деятельности Формы работы
Познавательно-исследовательская Решение проблемных ситуаций, просмотр компьютерной презентации.
Игровая Воображаемое путешествие по Югре, игра «Кто я? Угадай?»
Коммуникативная Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, чтение стихотворения, указания, рассказ воспитателя
Продуктивная Дерево желаний - завязав ленту, загадать желание.
Двигательная Физминутка - отдельные движения хантыйских танцев.
Ход НОД
I.Организационный момент
Воспитатель: Ребята, каждый день приходя в детский сад, мы говорим здравстствуйте, тем самым приветствуя друг друга. Сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру “Здравствуйте по-разному” Согласны?
Коммуникативная игра “Здравствуйте по-разному” (участвуют все дети) Воспитатель: Вы будете молча ходить по залу. Разговаривать нельзя. Как только я подниму вверх красную “ладонь” нужно пожать руку как можно большему количеству игроков. Синяя “ладонь” – погладить по плечу друг друга, желтая “ладонь” – поздороваться спинами.
Воспитатель поднимает нарисованные разноцветные ладошки дети «здороваются» друг с другом.
Воспитатель: Вот мы и поприветствовали друг друга.
Сегодня мы с вами будем говорить о нашем крае, о нашей малой Родине
Послушайте стихотворение, которое написал наш земляк Владимир Назаров:
«Зеленый бор, зеленый бор,
Родной Зеленоборский!
Стоит стеною с давних пор
В краю земли Югорской.
Зеленый бор, зеленый бор
Единственный на свете!
Пусть наш душевный разговор продолжат наши дети.
Воспитатель: Ребята, о каком поселке или городе идет речь в стихотворении? (о п. Зеленоборск). А вы любите свой поселок? За что вы его любите? (Ответы детей)
У каждого из нас есть на земле место, где он родился и впервые увидел зорю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называют малой Родиной. Для многих из нас - это наш поселок Зеленоборск.
Воспитатель: А как называется округ в котором мы живем? (Ответы детей)
Правильно, ХМАО - Югра. В этом году нашему округу исполнилось 85 лет. Я предлагаю вам совершить путешествие по нашему округу. Вы согласны?
Дети : Да.
Воспитатель: Для путешествия нам понадобится карта, на которой мы будем отмечать наш путь.
(Демонстрация карты округа детям без условных обозначений.)
Воспитатель: Посмотрите, пока этот лист не похож на карту, но по ходу нашего путешествия мы будем наклеивать на лист условные знаки. В конце нашего путешествия лист превратится в карту, которой смогут пользоваться и другие дети. А мы с вами будем первооткрывателями. Отправляемся в путь!
II этап: Совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей
Станция «Познавательная» : (Показ слайдов из презентации -Слайд 1)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на это изображение. Что это такое?
Дети : Герб.
Воспитатель: Многие города, районы, области округа имеют свой герб. Герб - это отличительный знак данной местности. И наш Советский район тоже имеет свой герб. Какие два цвета вы видите на гербе?
Дети : Синий и зеленый.
Воспитатель: Что обозначает зеленый цвет?
Дети : цвет нашего леса, тайги.
Воспитатель: А что обозначает синий цвет?
Дети: цвет многочисленных рек, озер.
Воспитатель: На гербе имеется изображение ели. Что оно означает?
Дети : дерево символизирует развитие лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Воспитатель: Какая птица изображена на гербе?
Дети : глухарь, его еще называют лесным петухом.
Воспитатель: Глухарь символизирует богатство животного мира, района. Что еще изображено на гербе?
Дети: факел - он символизирует богатство района природным газом.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы много знаете о своем районе, его богатствах. Сейчас мы с вами разместим герб Советского района на нашей карте.
(Дети приклеивают герб на карту)
Станция «Лесная» : (Показ слайдов из презентации -Слайд 2)
Воспитатель: Наш край - край лесов. Ребята, какие деревья растут в наших лесах (Ответы детей). Молодцы! Правильно. Наш лес называется тайгой.
Воспитатель: А как называется лес, состоящий из одних елей?
Дети: ельник.
(Смена слайда)
Воспитатель: А если в нем растут только сосны?
Дети : сосновый бор.
(Смена слайда)
Воспитатель: Только березы?
Дети : березняк.
(Смена слайда)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинку. Какие деревья вы видите? Что у них общего? (Ответы детей). Каким одним словом можно назвать эти деревья?
Дети: хвойные.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему в наших лесах растут в основном хвойные деревья?
Дети : потому что хвоя надежно защищена от суровых морозов оболочкой.
Воспитатель: Чем еще похожи хвойные деревья? (Ответы детей). Правильно.
У хвойных конусообразная форма кроны. В природе нет ничего случайного.
Воспитатель: Как вы думаете, почему у хвойных деревьев такая крона?
Дети: Для того, чтобы снег сползал по веткам вниз и своей тяжестью не ломал их.
Воспитатель: Где человек использует это?
Дети: Крыши домов там, где мы живем, делают двускатными.
Воспитатель: Как вы понимаешь слово двускатные? (Ответы детей).
Познавательно-исследовательская деятельность детей: Опыт.
На стол ставится дом, сделанный из коробки. У него нет крыши. Рядом лежат картонки одинаковой ширины, но разной длины.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем для нашего дома «крышу», из самой длинной картонки и проверим, будет ли удерживаться на нем снег (кубик).
Давайте увеличим угол (картонка покороче складывается пополам.)
Будет ли скатываться снег?
(И так дальше до тех пор, пока «снег» не перестанет сползать по крыше)
Воспитатель : Какую крышу ты вы выбрали для своего дома? Почему (Ответы детей)
Воспитатель: Давайте разместим на карте деревья и дома.
(Дети приклеивают на карту деревья и дома).
Станция «Национальная» Физкультминутка. (Показ слайдов из презентации –Слайд 3)
Воспитатель (надевает хантыйский головной убор) : Я сейчас не Екатерина Михайловна, а коренной житель нашего округа. Назовите коренных жителей нашего округа.
Дети: Ханты - Манси
Воспитатель: Меня зовут Аннэ. А это мой дом. (Слайд). Может быть, вы знаете, как он называется?
Дети: чум
Воспитатель: Я научу вас особенным движениям моего народа. Встаньте в круг и повторяйте со мной движения под музыку. (Выполнение движений по кругу).
1. Оленьи рога. (Руки вверху накрест, пальцы раздвинуты)
2. Олени бегут. (Бег с высоким поднимание колена, руки внизу, пальцы раздвинуты)
3. Ищут ягель. (Остановились. Руки вверху накрест, пальцы раздвинуты. Стучат носком правой ноги об пол.)
4. Едят. (Наклоны вперед)
5. Охотник едет на оленях. (Руки вперед прямые, прямой галоп)
6. Охотник стреляет. (Имитация стрельбы из лука)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хороший и веселый танец у нас получился.
Воспитатель: В нашем стойбище есть обычай - завязав ленту, загадать желание. И оно обязательно исполнится.
Дерево желаний.
(Дети берут разноцветные ленточки и завязывают их на ветки дерева)
Воспитатель: Все загадали желание? Я предлагаю в память об этом наклеить на нашу карту чум, оленя и дерево желаний.
Станция «Загадочная» (Показ слайдов из презентации – Слайд 4) .
Воспитатель: Птицы и звери в наших лесах живут сильные, выносливые, которые приспособились к суровым, холодным зимам. Игорь О. назови птиц нашего края? Настя М. назови животных нашего края (Ответы детей). Молодцы, ребята!
Мультимедийная игра «Кто я? Угадай?»
Детям необходимо узнать животных по одной из части тела, отгадать загадки.
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки о животных. Легкий наездник вершины дерева.
Дети: белка.
Воспитатель: Косой бес поскакал в лес.
Дети: заяц.
Воспитатель: Летом гуляет, зимой отдыхает.
Дети: медведь.
Воспитатель: Кто на себе лес носит?
Дети: олень.
Воспитатель: Ползун ползет, иглы везет.
Дети: еж.
Воспитатель предлагает наклеить на карту животных родного края.
Станция «Нефтяная» (Показ слайдов из презентации – Слайд 5) .
Воспитатель: Ребята, наш округ богат лесом, изобилием животных, птиц. Чем еще богат наш округ?
Дети: нефтью, газом.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем людям нужна нефть? (ответы детей) Как называется профессия людей, которые добывают нефть?
Дети : нефтяники.
Воспитатель: Зачем людям нужен газ? (ответы детей) Как называется профессия людей, которые добывают газ?
Дети: газовики.
Дети наклеивают на карту вышку, людей.
Воспитатель: Самое главное богатство нашего края - это люди. А вы знаете стихи о нашем крае? (Чтение детьми стихов.)
Слайд Фоном природа.
Воспитатель: Эта красота, эти бескрайние леса, эти полноводные реки даны нам свыше. А наши деды и прадеды сохранили их для нас. А теперь наша очередь - беречь, хранить, защищать родную природу. Что мы для этого должны сделать?
Дети : любить ее, беречь каждый кустик, дерево, травку, защищать, сохранять ее богатства, работать, трудиться, не давать загрязнять леса, реки, не допускать пожаров.
III этап: Подведение итогов. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат белые конверты. Достаньте их содержимое. Возьмите листок картона и клей. Если у вас сейчас хорошее настроение - приклейте на верху листа солнышко, среднее - облако, плохое - тучку.
Если понравилось на занятии, то приклейте высокую елку, не очень - низкую. Если вы испытывали затруднения на занятии пенек. Если затруднений не было - украсьте елочку звездой.
Поднимите ваши открытки и покажите что получилось.
Отложите все на край стола, расслабьтесь, вздохните воздух полной грудью, выдохните. Повернитесь друг к другу лицом и улыбнитесь.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу, и лист превратится в карту, которой смогут пользоваться и другие дети.