Марина Юровская
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Куклы-обереги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД : Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Образовательная область социально-коммуникативное развитие.
Тема: «Куклы-обереги»
Цель: Формирование у дошкольников личностной позиции наследника традиций и культуры.
Задачи:
1. Создать условия для ознакомления детей с куклами-оберегами.
Публикация «Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры „Куклы-обереги“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
2. Воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к Родине, своему народу, интерес к его культуре и обычаям.
3. Вызвать интерес к славянской народной кукле-оберегу.
4. Оптимизировать двигательную активность детей (физкультминутка).
5. Познакомить со способом изготовления куклы-оберега из ткани (Кувадки).
6. Развивать мелкую моторику рук посредством рукоделия.
7. Воспитывать произвольное внимание, аккуратность в работе.
8. Расширять словарный запас детей.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приемы:
Словесный: беседа, вопросы, рассказ, словесная инструкция.
Наглядный: рассматривание кукол-оберегов.
Игровой: подвижная народная игра : «С колокольчиком хожу».
Продуктивный: изготовление куклы-оберега из ткани (Кувадки).
Оборудование: русский народный костюм взрослый и детские.
Демонстрационный материал: макет избы, сундук, половички, куклы-обереги (Кубышка-травница, Колокольчик, Крупеничка, Неразлучники, Баба-Яга, Кувадка и др.)
Раздаточный материал: ножницы, красные нитки, лоскутки цветной ткани 10х10, лоскутки цветной ткани 15х25.
Музыкальное сопровождение: русская народная танцевальная музыка.
Предварительная работа: игры с куклами, пение колыбельных песен, работа с родителями по изготовлению обереговых кукол, чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная», «Баба-Яга»,»Терешечка»,авторской сказки «Куколка-Десятиручка» Татьяна Кирюшатова., изготовление кукол на ложке, куклы Масленицы.
Словарная работа: обереги, Кувадка, Травница, Крупеничка.
Ход НОД
Воспитатель в русском народном костюме встречает детей возле макета избы.
-Мир вам красны девицы,
Добрым молодцам поклон!
Ко мне пришли повеселиться
Вы сюда со всех сторон.
Поиграть, пуститься в пляс,
И о жизни ваших предков
Мой послушать дивный сказ.
Очень рада я гостям
Всех приглашаю
Душевно встречаю!
В: - Проходите, гости дорогие, я вас жду! Посмотрите, какая красивая у меня изба (дети рассматривают предметы быта).
Воспитатель обращает внимание детей на сундук.
-Ребята, как вы думаете, что это за предмет?
О. Д.
-А что в нем может храниться?
О. Д.
-Вам было бы интересно узнать, что храниться в моем сундуке?
О. Д.
- Тогда отгадайте загадку:
«Я хорошая игрушка,
-Буду девочкам подружкой.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
Я прошу меня любить,
Не ронять меня, не бить»
Д: -Это кукла.
В: - Какие бывают куклы, и как вы с ними играете?
О. Д.
В: -Давайте проверим, правильно ли вы отгадали мою загадку.
Воспитатель открывает сундук и достает корзину с куклами-оберегами.
В: -Похожи ли они на ваших кукол? Из чего они сделаны?
О. Д.
В: -Когда мы говорим «кукла», то сразу представляем, что это игрушка, но к этим куклам, это не относится. Перед вами куклы-обереги.
-Ребята, а что такое оберег?
О. Д.
В:-Оберег- это предмет, который охраняет, оберегает от чего-либо. Кукол-оберегов в древнеславянской семье было несколько, и каждая имела свое назначение. Они передавались по наследству от матери к дочке. Их дарили сыновьям и мужьям, когда они уезжали из дома, для того чтобы куклы оберегали их в пути. Эти куклы защищали от напастей, заботились о здоровье всех членов семьи, обеспечивали благополучие и достаток в доме. Куклы не были похожи друг на друга. И главное правило изготовления куклы соблюдалось всегда – у них не было черт лица. Считалось, что если кукле нарисовать лицо, то это может привлечь внимание нехороших сил, и вместо защиты, кукла могла привлечь в дом негатив.
В: Сегодня, я хочу познакомить вас с некоторыми такими куклами и первая «Кукла-колокольчик» (показ куклы-колокольчик).
«Колокольчиком звенит-
Вести добрые сулит»
Эта кукла имеет корни из Валдая. Именно там появилась традиция приносить такой оберег друзьям и близким, желая им удачи. Кукла обязательно наряжалась в трех ярусную юбочку, которая символизировала колокольчики. Эта кукла хороших вестей.
-Из каких материалов она делалась?
О. Д.
В:- Кукла-колокольчик предлагает вам поиграть.
Проводится хороводная игра с куклой-колокольчиком.
Дети встают в круг. Ребенок с куклой в центре движется в противоположном направлении и говорит слова:
«С Колокольчиком хожу,
На ребяток я гляжу.
Колокольчик золотой,
Кто плясать пойдет со мной!»
Тот, напротив кого водящий остановился, выходит в круг, и они танцуют под русскую народную плясовую.
После игры дети возвращаются в избу.
В: -«Будет мир да лад в семье,
Хлеб да каша на столе.
Эта кукла всем на диво
Гречкой и пшеном набита
Воспитатель обращает внимание на куклу – Крупеничку.
В: - Крупеничка- хранительница семейного быта, заботится о достатке и сытости, в доме где живет такая куколка никто не голодал, всегда была еда. Крупеничка считалась главным домашним оберегом.
В: - Как вы думаете, почему куклу так назвали?
О. Д.
В: - Правильно, когда делали тело кукле, его заполняли зерном. Каким?
О. Д.
Игра «Какая каша?»
Каша из риса….(рисовая)
Каша из гречки…. (гречневая)
Каша из пшена….(пшеничная)
Каша из овса….(овсяная)
В: - «Травок летом насушила,
Кукле в юбочку зашила,
Повязала ей платок.
В каждой ручке – узелок.
Воспитатель знакомит детей с куклой (Кубышка-травница)
В: - Ребята, как вы думаете, из чего делали эту куклу?
О. Д.
В: - Правильно, из трав. Травницу использовали в целебных целях. Поскольку при изготовлении ее туловища применялись травы, то она обладала способностью очищать воздух в жилище. Для того, чтобы душистые травы источали аромат, куклу нужно было как можно больше мять руками.
В: - Ребята, а вы хотели бы сами сделать куклу-оберег
О. Д.
В: - Предлагаю изготовить куклу-оберег «Кувадку». Эту куклу делали для защиты ребенка, который только родился. Куклу подвешивали над люлькой, и она должна была оберегать младенца от злых сил. Потом, когда ребенок подрастал, он мог играть с этой куклой.
Дети садятся за столы и начинают делать куклу под руководством воспитателя
В: -Положите перед собой большой лоскуток ткани изнаночной стороной вверх. Складываем пополам. Раскрываем назад. У нас получилась в середине лоскутка линия сгиба. К ней складываем ткань с обеих сторон. Складываем еще раз. Нашу заготовку складываем вдвое. Отступаем от сгиба примерно два пальчика и перевязываем красной ниткой, делаем узелок. Дальше делаем ручки. Берем квадратный лоскуток складываем как туловище. Концы перевязываем, это будут ладошки. лишние нитки отрезаем. Вставляем ручки под голову и перевязываем крест-накрест. Кукла готова. Давайте улыбнемся своей кукле и скажем : «Куколка –кувадка, помогай украдкой!»
В: -Ребята, вам понравилось у меня в гостях?
-С какими куклами мы сегодня познакомились?
-Что интересного узнали?
-Что такое-оберег?
-Что чувствовали при изготовлении куклы?