Елизавета Киселёва
Конспект НОД «Права ребенка в семье» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»,
Цель: Формирование основ осознанного и уважительного отношения к личным правам и правам других детей.
Публикация «Конспект НОД „Права ребенка в семье“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Задачи: Конкретизировать представления о правах ребенка в семье.
Расширять представления детей о международных документах о правах человека.
Развивать чувство собственного достоинства.
Способствовать развитию умений самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.
Воспитывать чувство ответственности за свои действия, самоуважения и уважения к другим детям.
Оборудование и материалы: Книга «Конвенция о правах ребенка»; картинки: «Дети разных национальностей», «Человек родился», «Семья», «На приеме у врача», «Дети играют», «Дети учатся»; отрывки из сказок; листы бумаги, карандаши, краски, мелки.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, к нам обратилась библиотекарь Ольга Николаевна. Она попросила помочь ей в оформлении выставки «Права ребенка в семье». В библиотеке есть прекрасные книги и сказки по этой теме, а картин и иллюстраций недостаточно. А маленькие дети так любят рассматривать картинки! Еще Ольга Николаевна попросила вас помочь ей подобрать игры, интересные задания о правах человека, потому что дети, которые приходят в библиотеку, очень любят играть и выполнять интересные задания. Ребята, как можно помочь библиотекарю? (Подобрать картинки для выставки, игры, интересные задания).
- Чтобы правильно подобрать иллюстрации, игры, давайте вспомним все, что вы знаете о правах детей. Ребята, сейчас я покажу, очень важную книгу. Это сборник документов. Слово «документ» означает доказательство, то, что помогает доказать: человек поступает правильно, по закону или нет. В документе указывается, что по закону требуют от человека. Посмотрите внимательно и скажите, как называется эта книга – документ? (Это «Конвенция о правах ребенка» – международный договор о защите прав всех детей).
- Молодцы. Я рада, что вы хорошо знаете этот документ. Давайте сегодня поговорим о правах детей в семье, которые написаны в Конвенции, потому что любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать эти права и не нарушать их!
На экране дети разных национальностей
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, чем отличаются друг от друга эти дети? (Цветом кожи, глаз, волос, одеждой).
- Правильно, ребята, а еще у каждой национальности есть свой родной язык. Давайте поиграем с вами в игру «Угадай язык».
Игра «Угадай язык»: воспитатель называет национальность, а дети – язык, на котором говорят ее представители. Чуваши – чувашский язык, армяне – армянский, японцы – японский, англичане – английский, русские – русский и т. д.
Воспитатель: Дети каждой нации разговаривают, поют песни на своем языке. Сейчас Соня прочитает нам стихотворение на английском языке. Она занимается дополнительно и изучает английский язык, а Дима – споет песню на китайском. Его научила мама, она преподает китайский язык студентам.
Соня читает стихотворение на английском языке, Дима – исполняет песню на китайском.
- Правда, красиво звучат другие языки. Если ваша мама знает один язык, а папа другой, можно научиться говорить на двух языках. Как вы думаете, дети разных национальностей могут жить рядом? (Да, могут). Вы правы. Конечно, они могут дружить, быть соседями. А есть плохая национальность? (Ответы детей).
- Вы правы плохих национальностей нет. Каждый ребенок имеет право на жизнь и свободу, какой бы национальности он не был.
- Ребята, у каждого из вас есть семья: мамы, папы, братья, сестры. Давайте вспомним права, которые должны соблюдаться в каждой семье. Предлагаю поиграть в игру «Знаешь ли ты свои права?»
Дидактическая игра «Знаешь ли ты свои права?» - воспитатель показывает иллюстрации – дети называют права:
- «Человек родился» - право на имя, право на жизнь.
- «Семья» - право воспитываться в семье, жить в семье с родителями и получать заботу и защиту со стороны родителей.
- «На приёме у врача» - право на медицинскую помощь.
- «Дети играют» - право на отдых.
- «Дети учатся» - право на учёбу.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете свои права. А сейчас давайте немного отдохнем.
Физкультминутка :
Мы права свои все знаем (шагают)
Потому, что изучаем (часики)
И себя мы защитим,
и в обиду не дадим (силачи)
Будем мы дружить с правами (руки в стороны)
Выполнять обязанности.
Для того, чтоб вместе с вами
Жить в тепле и радости! (руки вверх, потянуться, опустить).
Воспитатель: Ребята, предлагаю помочь героям ваших любимых сказок, восстановить справедливость. Для этого вы должны: назвать сказку и сказать, какое право нарушено. Слушайте внимательно.
Дидактическая игра, «Помоги герою сказки»
- «У девочки умерла мать, отец женился на женщине с ребёнком и привёл к себе в дом. Мачеха падчерицу не любила и велела мужу отвезти её в чистое поле на мороз, хотя она была хорошей девочкой. Отец поплакал и отвёз родную дочь на мороз» («Морозко» - право воспитываться в семье, на любовь родителей, заботу о своих детях).
- «Жил - был старик, и было у него три сына. Младшего все звали Иванушкой - дурачком. Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился ту кто-то пшеницу мять да топтать. Только Иванушка-дурачок узнал, кто это был» («Сивка – бурка» - право на имя).
- «Бедную падчерицу заставляли делать самую грязную, тяжёлую работу в доме : она чистила котлы и кастрюли, убирала комнаты мачехи и её дочек, а сама ходила чумазая. Девочка с ног валилась от усталости» («Золушка» - применение насилия, заставляли заниматься непосильным физическим трудом).
Воспитатель: Вот мы и вспомнили о правах детей в семье. Что вам показалось наиболее интересным? Что вы запомнили? (Ответы детей).
- Как вы думаете, те картинки, которые мы сегодня рассматривали, помогут Ольге Николаевне в оформлении выставки? (Да, помогут). Я тоже так думаю. Ребята, библиотекарь еще просила вас помочь подобрать игры, интересные задания. Что мы можем ей посоветовать? (Можно посоветовать игры и задания, которые есть в нашей группе: «Как поступить?», «Объясни, почему нельзя», «Хорошо - плохо», «Какие права нарушены?», «Кто в какой стране живет?», «Я не должен», «Шкатулка загадок», «Придумай правовой конец сказки», «Семейный альбом» «Комплименты», «Поделись добром», «Цветок доброты», «Вежливый ручеек». Еще игры, в которые мы играли сегодня на занятии).
- Молодцы, ребята. Обо всех предложенных вами играх я расскажу Ольге Николаевне. Думаю, что они пригодятся маленьким читателям библиотеки.
Воспитатель: А сейчас мы подарим друг другу свою яркую, счастливую и радостную улыбку (дети рисуют свою улыбку и дарят их друг другу).