Татьяна Губина
Конспект НОД «Познание» (формирование целостной картины мира), старшая группа. Тема: «Пернатые друзья».
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОЗНАНИЕ (ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА) СТАРШАЯ ГРУППА
ТЕМА : «ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»
Образовательные области: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Программные задачи:
• способствовать формированию представлений детей о зимующих и перелётных птицах;
• учить отгадывать загадки;
Публикация «Конспект НОД „Познание“ (формирование целостной картины мира), старшая группа, Тема: „Пернатые друзья“,» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
• развивать интерес к миру пернатых;
• дать представления о значении птиц для окружающей природы;
• формировать желание заботиться о птицах.
Предварительная работа: изготовление кормушек (дети с родителями); заучивание стихов; беседа о птицах; наблюдение на прогулке.
Материал и оборудование: фланелеграф, картинки с изменениями в природе, картинки зимующих птиц, силуэт птицы, гуашь, кисти.
Словарная работа: мороз лютует, невмочь, всеядны, грызуны, пустыня.
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационный момент:
Воспитатель читает детям стихотворение О. Сошиной «Осенняя пора»
Кто говорит: "Осенняя пора!"
Кто скажет: "Осень золотая!"
Кружится лист осенний ноября,
С холодным ветерком играя.
А птицы улетают в дальний путь,
Там солнце красное приветит.
Там родники, не замерзая, бьют,
Теплом природа там их встретит.
Лети пернатый в жаркие края!
Весной вас видеть будем рады.
Красы полета описать нельзя.
И смотрим вслед печальным взглядом.
2. Беседа.
Воспитатель:
- О каких птицах (зимующих или перелётных) говорится в стихотворении?
- Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными?
(Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)
- Совершенно верно, перелётные птицы- это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в тёплые края.
- Почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей).
- Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.
- А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач)
Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка)
Я в скворечнике живу,
Песни звонкие пою. (Скворец)
Клином печальным в небесной дали
С криком печальным летят… (Журавли)
После каждой загадки воспитатель спрашивает:
- Почему вы так думаете?
– А сейчас мы превратимся в птиц и полетаем. Встаньте в круг. 3. Физкультминутка «Птичка»
Птичка летает,
Птичка порхает.
Плавно кружится,
На веку садится.
Ветку нагнули,
Птичку спугнули.
Быстро взлетает,
И улетает.
4. Игра «Добавь слово»
У человека квартира, а у птицы… гнездо.
У зверей шерсть, а у птицы… перья.
У человека нос, а у птицы… клюв.
У человека руки, а у птицы… крылья.
У человека ребёнок, а у птицы… птенец.
- Молодцы, правильно угадали.
5. Игра «Кто лишний?»
А сейчас поиграем ещё в одну игру, где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелётных птиц.
1 - карточка – 3 зимующие, одна перелётная птица.
2 – карточка – 3 перелётные птицы, одна зимующая.
3 – карточка – все птицы зимующие.
- Молодцы, правильно справились с заданием.
- А сейчас послушайте стихотворение «Птицы зимой» (читает ребёнок)
Сначала падает снежок
На землю тихо, как пушок,
Потом мороз лютует.
А воробьи, синицы
И все другие птицы –
Как они зимуют?
Зимою птицам холодно,
Тоскливо очень, голодно.
Порой терпеть невмочь.
А люди всемогущие,
В тепле всегда живущие,
Должны - ли им помочь?
Воспитатель:
- Как вы считаете, должны ли люди помогать птицам зимой? (Ответы детей)
- Правильно, конечно, должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому голод для птиц страшнее холода.
- Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей)
- Правильно, птиц нужно подкармливать.
Зёрнами, салом и хлеба горбушкой
Птиц угощает зимою (Кормушка)
- Правильно, чтобы подкармливать птиц, вы с родителями смастерили кормушки. Сегодня мы с вами развесим их на участке.
6. Игра «Улетают – не улетают»
Воспитатель:
- А сейчас мы поиграем. Я буду называть птиц. Если назову перелётную – вы «летаете» по залу, если зимующую – подлетает к кормушке и «клюёте крошки»
- Молодцы, вы были внимательны.
- Скажите, как вы думаете, зачем нужны птицы? (Ответы детей)
- Что может случиться, если птицы исчезнут?
- Давайте вместе подумаем.
Посмотрите, как красиво:
1-я картинка – изображение леса (осень деревья и кустарники в «золотом» одеянии, птицы летают).
Представим, что исчезли птицы. Насекомые, размножаясь, поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев, грызуны портят корни растений.
2-я картинка – много насекомых, грызунов.
Растительность постепенно исчезает, корни деревьев, трава не укрепляют почву, она разрушается, появляются овраги.
3-я картинка – растительности почти нет, появились овраги.
Ветер высушивает почву, высыхают водоёмы, погибают животные, живущие у воды.
4-я картинка – растительности нет, нет животных. Что же станет с лесом? Он превратится в безжизненную пустыню.
5-я картинка – пустыня. Жизни нет.
Воспитатель вместе с детьми делают вывод: птицы очень нужны, их надо беречь – охранять и подкармливать.
Чтение отрывка стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»
… Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
7. Продуктивная деятельность – раскрашивание силуэтов птиц.
8. Итог.
- Что вам понравилось больше всего на занятии?