Юлия Хрылева
Конспект НОД «Помогаем Машеньке» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
Хрылева Юлия Николаевна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 44» г. Иваново
Цель: развитие интереса к математической деятельности (активизация ранее полученных представлений, их углубление и систематизация).
Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие» :
• продолжать знакомить с геометрическими фигурами и их свойствами,
• развивать умение распознавать цифры от 1 до 10 и соотносить их с количеством предметов,
Публикация «Конспект НОД „Помогаем Машеньке“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
• формировать умение детей декодировать (считывать) информацию о блоках Дьенеша с помощью карточек-символов,
• формировать представление о символическом изображении предметов,
• упражнять в группировании предметов по цвету и длине на основе палочек Кюизенера,
• развивать воображение, наблюдательность, умение решать логические задачи,
• познакомить с игрой «Танграм»; упражнять в составлении силуэтов путём наложения, ориентируясь на образец.
Задачи в интеграции образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие» :
• формировать навыки сотрудничества, активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми,
• развивать эмпатию, эмоциональную отзывчивость и сопереживание,
• воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру,
• поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказывать свою точку зрения.
«Речевое развитие» :
• совершенствовать умение выражать свои мысли соответственно цели высказывания,
• развивать умение отвечать на вопросы,
• создать условия для речевого общения.
«Художественно-эстетическое развитие» :
• развивать художественно-эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире.
«Физическое развитие» :
• воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий,
• способствовать снятию психо-эмоционального напряжения,
• развивать крупную и мелкую моторику рук.
Используемое оборудование для педагога: комплект мультимедиа для показа слайдов (телевизор с ЖК-экраном, ноутбук); авторская мультимедийная презентация PowerPoint.
Используемое оборудование для детей : маленький мяч жёлтого цвета; карточки с точками и цифрами от 1 до 10 (по одной цифре и по одной карточке с точками на каждую пару детей); логические блоки Дьенеша (1 набор); карточки (по количеству детей) в форме яблока с кодом-схемами для логических блоков Дьенеша; палочки Кюизенера (2-3 комплекта); схемы кораблей из палочек Кюизенера (по количеству детей); игра «Танграм» (по количеству детей).
Предварительная работа: чтение детям русской народной сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций.
Ход образовательного мероприятия:
Воспитатель включает ноутбук и телевизор, выводит на экран слайд 1 презентации и привлекает внимание детей :
- Ребята! Посмотрите, как это солнышко вам улыбается! Это оно так с нами здоровается. Давайте тоже друг друга поприветствуем. Для этого нам с вами нужно встать в круг.
Воспитатель организует игру на сближение группы «Солнышко». Дети встают в круг и передают друг другу двумя руками (с ладоней на ладони) жёлтый мячик (или мягкую игрушку «солнышко», произнося при этом слова:
Ходит солнышко по кругу,
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит
Дружбы солнечный привет!
После того, как «солнышко» прошло по кругу, по щелчку на экране по щелчку появляется слайд 2 (Машенька).
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл. Узнаёте?
Дети высказывают предположения (Машенька из сказки «Три медведя», Крошечка-Хаврошечка» и др.).
- Это Машенька из русской народной сказки «Гуси-лебеди»! Она нам что-то хочет сказать.
Воспитатель нажимает на верхнюю кнопку «Звук» и звучит аудиозапись: «Здравствуйте, ребята!»
Дети отвечают на приветствие. Воспитатель нажимает на нижнюю кнопку «Звук» и звучит аудиозапись (от имени Машеньки) : «Ребята, у нас снова стряслась беда. Гуси-лебеди утащили моего братца Ванечку к злой Бабе Яге. Помогите мне вернуть его!»
- Ребята, мы с вами можем помочь? Вы готовы отправиться в сказочный лес и освободить Ванечку от Бабы Яги?
- На чём же нам добраться до сказочного леса?
- Вот Никита предлагает добраться туда на волшебном ковре-самолёте. Я с ним согласна. А вы?
- Для того чтобы полететь на волшебном ковре-самолёте, надо сказать волшебные слова!
Дети вместе с воспитателем садятся на ковёр, который имеется на полу в группе, и произносят, слегка раскачиваясь:
Наш ковёр-самолет
Отправляется в полёт!
Далеко летаем,
В сказке побываем!
Дети встают, подходят вместе с воспитателем к телевизору. На экран по щелчку выводится слайд 3.
- Вот мы и приземлились на поляне в сказочном лесу. Ребята, посмотрите, да тут печка. Спросим у неё дорогу к избушке Бабы Яги! Печка-матушка, скажи нам, куда гуси-лебеди полетели?
Воспитатель нажимает на верхнюю кнопку «Звук» и звучит аудиозапись (от имени печки) : «Выполните моё задание – скажу!» (Экран телевизора выключить).
- Выполним, ребята?
Дидактическое упражнение «Найди пару» :
- Печка напекла много пирожков с разными начинками. Надо помочь ей их сосчитать.
Воспитатель организует работу детей в парах. Дети разбирают карточки, лежащие на столе тыльной стороной вверх, и находят себе пару: соотносят количество точек на карточке с соответствующей цифрой.
Дети стайкой подходят к телевизору. Педагог включает экран, слайд 3. Воспитатель нажимает на нижнюю кнопку «Звук» и звучит аудиозапись (от имени печки) : «А вот и подсказка!»
По щелчку выводится слайд 4 (иллюстрация «Гуси-лебеди и яблоня»). Воспитатель обращает внимание детей на слайд, спрашивает, что означает эта подсказка. Дети смотрят и догадываются, что надо идти к яблоне, т. к. она знает, могла видеть, куда гуси-лебеди полетели.
Дети вслед за воспитателем идут по группе и возвращаются к телевизору. По щелчку на экране появляется слайд 5.
- А вот и яблоня с наливными яблочками! А мы с вами знаем стихотворение про яблоню! Давайте его вспомним!
Проводится физкультминутка:
Яблоня в моём саду
Гнётся низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево –
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперёд их протянула.
А как стихнет ветерок,
Моя яблонька заснёт.
Дети проговаривают слова и вместе с воспитателем по его показу и в соответствии с текстом выполняют движения (наклон вперёд, в стороны, руки вверх, вперёд и т. д.).
Воспитатель предлагает одному из детей обратиться к яблоне с вопросом. Ребё нок спрашивает: «Яблонька, яблонька, скажи нам, пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?»
Воспитатель нажимает на верхнюю кнопку «Звук» и звучит аудиозапись (от имени яблони) : «Выполните моё задание – скажу!»
- Выполним, ребята? (Выключить экран).
Дидактическая игра «Найди фигуру» :
- Ребята, каждому из вас яблоня приготовила яблоко. Нужно отгадать фигуру, которая на нём зашифрована. Здесь на полянке лежат фигуры. Вам нужно взять ту, которая подойдёт к вашему яблоку.
Дети получают из рук воспитателя карточки в форме яблок, которые подготовлены с учётом зоны ближайшего развития детей, и выполняют задание: среди блоков Дьенеша находят зашифрованную фигуру по 3-м или 4-м признакам.
Воспитатель включает экран и нажимает на нижнюю кнопку «Звук» и звучит аудиозапись (от имени яблони) : «А вот вам и моя подсказка!»
По щелчку на экране телевизора появляется слайд 6 (иллюстрация «Гуси-лебеди и речка»).
Воспитатель спрашивает детей, что может означать эта подсказка. Дети смотрят и делают вывод, что дальше надо идти к речке, потому что она может знать, куда гуси-лебеди полетели.
- Ну, что же, идём дальше, к речке!
Вслед за воспитателем дети шагают, делают круг по группе, возвращаются к экрану. По щелчку на экране телевизора появляется слайд 7.
- Вот перед нами молочная речка, кисельные берега. А на другом берегу – избушка Бабы Яги. Как же нам перебраться на другой берег? (Экран выключить).
Дети предлагают варианты: по мостику, переплыть и т. д.
- Давайте переплывём её на кораблике.
Дидактическая игра «Построй кораблик» :
- А помогут нам волшебные палочки Кюизенера! Строить кораблики будем по чертежу, по образцу. Занимайте места за столами!
Дети садятся за столы, где воспитатель предлагает им для самостоятельной индивидуальной работы карточки-схемы постройки корабля из палочек Кюизенера разной степени сложности.
- Ребята, давайте полюбуемся, какие замечательные корабли у нас получились! Теперь мы можем переплыть речку!
Дети вслед за воспитателем подходят к телевизору. Включить экран. По щелчку на экране телевизора появляется слайд 8 (иллюстрация «Избушка Бабы Яги»).
- Вот мы и добрались до избушки Бабы Яги. А вот и она сама! Ребята, давайте попросим Бабу Ягу, чтобы она отпустила Ванечку.
Воспитатель нажимает на кнопку «Звук» и звучит аудиозапись (от имени Бабы Яги) : «Ишь, какие хитрые! Просто так я вам его не отдам! Я очень люблю своих гусей. А подарите-ка мне их портрет!» (Выключить экран).
Развивающая игра-головоломка «Танграм» :
- Ребята, сконструировать портреты гусей-лебедей можно, используя игру «Танграм».
Воспитатель приглашает детей сесть за столы.
- «Танграм» - это одна из известных в мире головоломок. Она родилась в Китае очень давно, более 3000 лет назад. В начальном, собранном виде это - квадрат, который разделён на 7 элементов (открывает коробочку и показывает игру «Танграм»). Из них можно составить множество различных предметов и фигур животных. Посмотрите, это схемы с прорисованными составными частями, по которым нужно выложить силуэты гусей (показывает карточку-схему). Геометрические фигуры накладывайте прямо на саму схему.
Дети разбирают приготовленные конверты с игрой «Танграм» : карточки-схемы (чёрный силуэт гуся на синем фоне) и геометрические фигуры белого цвета и путём наложения составляют силуэт гуся.
После выполнения задания и его проверки дети вместе с воспитателем подходят к телевизору. Включается экран. По щелчку появляется слайд 9.
- Ребята! Мы с вами справились со всеми заданиями, преодолели все препятствия. А вот и Ванечка! Баба Яга его отпустила!
Воспитатель нажимает на кнопку «Звук» и звучит аудиозапись (от имени Машеньки) : «Ребята, спасибо вам за то, что спасли моего брата от злой Бабы Яги. Мы теперь домой пойдём!»
Воспитатель побуждает детей попрощаться, используя в речи вежливые слова. (Выключить телевизор).
- Да и нам с вами пора возвращаться в детский сад на нашем ковре-самолёте!
Дети вместе с воспитателем садятся на ковё р и произносят:
Вот ковер-самолёт
Отправляется в полёт.
В сказке побывали,
Многое узнали.
Бабку Ёжку победили,
Ваню мы освободили.
- Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, понравилось вам наше путешествие по сказочному лесу?
- Что мы видели в сказочном лесу?
- Со всеми ли заданиями мы справились?
- Какое задание оказалось самым трудным?
- Что вы расскажете дома родителям?
Информационные ресурсы:
• Картинки в открытом доступе для презентации https://images.yandex.ru/
• Иллюстрации художника А. Савченко из книги: «Гуси-лебеди» - М., Изд-во Малыш, 1989.
• Игра-приветствие «Ходит солнышко по кругу…» https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/06/15/kartoteka-privetstviy-dlya-zanyatiy
• Физкультминутка «Яблоня в моём саду…» https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/03/21/alfavitnye-fizminutki