Ольга Игошина
Конспект НОД «Полхов — Майданская роспись. Пасхальные яйца. Пейзажные картинки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательные:
- познакомить детей с росписью Полхов - Майдана;
- обучить рисовать элементы Полхов – Майданской росписи.
Развивающие:
- развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи: цветовой строй, ритм и характерные элементы;
- закреплять умение рисовать акварельными красками.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
- вызвать желание овладеть навыками в рисовании Полхов – Майдайских узоров.
Предшествующая работа:
Публикация «Конспект НОД „Полхов — Майданская роспись, Пасхальные яйца, Пейзажные картинки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Пасхальное яйцо. Украшаем и мастерим яйца на пасху
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Полхов-майданская роспись
- Темочки
- знакомство детей с другими декоративными росписями;
- рассматривание картинок с изображением различных предметов декоративно – прикладного искусства;
- чтение произведений художественной литературы об изделиях народных мастеров;
-дидактические игры: «Продолжи узор», «Обведи узор» и др.
Словарная работа: Полхов – Майдан.
Материал: картинки с изображением Полхов – Майданских изделий;; магнитофон; диск с записями мелодий; магнитная доска; образцы расписанных яиц; гуашевые краски (красный, желтый, черный, зеленый, фиолетовый); кисти белка № 1 и № 3; стаканы – непроливайки двойные; подставки для кисточек; салфетки; влажные салфетки, губка.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, послушайте пословицу:
«Красна птица перьями, а человек уменьем».
Ребята, а как вы понимаете эту пословицу?
Дети: ответы.
Воспитатель: Правильно, птица красива своими перьями, а человек славится, тем, что он хорошо умеет делать, в чем он мастер.
Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о мастерах и мастерстве? Затрудняетесь?
Дети: «Умелец и рукоделец, и себе и людям радость приносит».
«Хорошая работа два века живет».
Воспитатель: Мы уже знакомы с некоторыми видами народных промыслов. Сегодня я познакомлю вас с новым видом росписи – Полхов – Майдана.
Воспитатель начинает свой рассказ:
В сёлах Полхов-Майдан и Крутец Нижегородской (Горьковской) области живут мастера, которым есть, что показать людям. Здесь расписывают праздничными узорами различные деревянные сувениры — матрёшек, коней-троек, а также шкатулки, пасхальные яйца, вазочки, солонки, кубки, толкушки для кухни.
Рассматриваем изделия или фотографии с изображениями изделий из Полхов-Майдана.
Воспитатель:
Со всех сторон эти сёла окружены лесами. И растет в этих лесах много деревьев – лип.
Давным-давно из этих деревьев местные мастера начали делать посуду: ложки, миски.
Вот однажды надоело одному мастеру продавать на ярмарке белую посуду. А потом кто-то придумал украшать посуду узорами. Так и появилась Полхов – Майданская роспись.
С тех пор прошло очень много лет. Перестали мастера делать деревянную посуду и принялись за игрушки: лошадки, свистульки, грибы-копилки, матрешки. И называют их забавно игрушки-тарарушки.
А женщины и девушки – мастерицы-рукодельницы перышками, кисточками и красками разрисовывают их. Появляются большие розово-малиновые цветы и бутоны шиповника на колючих стеблях с зелеными листьями, ягодки, яблочки.
Продают игрушки-тарарушки на ярмарке с прибаутками:
«Не бьется, не ломается, а кто купит - удивляется».
«Деревянный чурбачок завертелся как волчок. Из-под рук струятся стружки, получаются игрушки». ФОТО
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера Полхов-Майдана. Как ярко расписаны игрушки.
На одной веточке здесь растут и цветы, и ягодки и яблочки.
В настоящей жизни так не бывает, а художники сами придумали такие декоративные – волшебные цветы.
Но не только цветочные мотивы рисуют мастера, на изделиях можно увидеть и "пейзажные картинки". Рисунки
Сегодня я предлагаю обратить внимание как мастера Полхов - Майдана расписывают пасхальные яйца. Яйца Рассмотрите их.
Воспитатель: Что нарисовано на пасхальных яйцах?
Дети: ответы (деревня, церковь, цветы, ягоды).
Воспитатель: То есть мы видим на одних "пейзажные картинки", а на других - цветочные мотивы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какие цвета используют в своей работе художники Полхов-Майдана?
Дети: ответы (черный, синий, желтый, красный, зеленый, фиолетовый).
Воспитатель: Правильно - синий, зеленый, красный, фиолетовый, желтый, черный. Приготовьте пожалуйста эти краски.
Воспитатель: Сегодня мы будем рисовать "Пейзажные картинки" Полхов- Майдана.
Для этого нарисуйте овоид (т. е. форму яйца) посередине листа карандашом. Я вам рекомендую всё-таки нарисовать овоид побольше, а внутри его другой овоид -поменьше.
"Пейзажные картинки" Полхов - Майдана в основном состоят из деревенских сюжетов (это домики незамысловатые, храмы, мельнички, реки, озера, деревья, кустики, цветы и т. д.
Так как у нас идет пасхальная неделя, я предлагаю выбрать в качестве сюжета -церковь, дорожку к ней, дерево-берёзу и т. д.
И так с чего же мы начнем:
Мы нарисуем внизу овоида линию горизонта (она может быть прямая, в виде полукруга). В центре небольшую церковь (в виде пирамидки: прямоугольник побольше, его делим на три части, трапеция, над ней маленький прямоугольник. Затем рисуем купол церкви. Купол -луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине. Дорожка, около церкви растёт береза, за ней елочки, по небу плывут облака.
Показ педагогом.
Следующий этап работа в цвете. Начнём с фона.
В "пейзажных картинках" Полхов - Майдана есть такой мотив "Заря". Что бы мы не рисовали с вами: природу, облака, небо, траву, озеро. Часто это все окрашивается ярко красным элементом "Зари".
Начинаем рисовать с неба.
Желтой краской сверху вниз закрашивает до линии горизонта, добавляем немного красного цвета. Он смешивается с желтым, какой цвет получается?
Дети: ответы (оранжевый)
Правильно -оранжевый.
Помните что в Полхов - Майданской росписи мастера используют сочные, яркие. Фон готов.
А теперь рисуем березу. Возьму самую тонкую кисточку, набираю черную краску и рисую ствол берёзки. Чтобы веточки получились тоненькими, рисую кончиком. Веточки все время изгибаются вниз. Вот так. Рисуем маленькие веточки, их много. на стволе не забудьте нарисовать горизонтальные полоски а стволе.
Затем рисуем церковь: сама церковь белая, крыша и дверь в неё зелёные, купол золотого цвета.
В принципе наша работа готова.
Последний этап росписи - это наводка. Наводку можно рисовать с помощью тонкой кисти, маркера, гелевой черной ручки или пера и туши. Проследите чтобы краска высохла.
Мы будем рисовать тонкой кистью. напоминаю: кисть при рисовании держим вертикально, рисуем кончиком кисти. Обводим овоиды, линию горизонта, церковь.
Но нам нужно сделать небольшую оживку: нарисовать с помощью штрихов травку, кустик, птичек в небе. При помощи поролона оживим березку и кустик (крона). Поролон обмакнем в зелёную краску и осторожно будем примакивать около веточек березки и кустика. Получились вот такие красивые у нас дерево и кустик.
Физкультминутка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Пять и пять пошли гулять.
Вместе весело играть.
Повернулись, улыбнулись,
В кулачки вот так свернулись.
Постучали кулачки.
Вот какие молодцы!
Воспитатель: Ребята, хотите стать мастерами Полхов – Майдана?
Садитесь поудобнее, следите за осанкой, будем творить чудеса.
Самостоятельная деятельность детей. (Звучит тихая народная музыка).
(в процессе работы помогаю освоить приемы рисования).
Воспитатель: Заканчиваем работу. Мне очень интересно, что же у вас получилось?
Воспитатель: Какие красивые пасхальные яички у нас получились. По желанию можно дорисовать свечи и веточки вербы. У вас получится поздравительная открытка, которой вы можете поздравить своих близких.
Воспитатель: Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились?
Дети: Полхов – Майданской.
Воспитатель: Правильно, познакомились с "Пейзажными картинка" Полхов - Майданской росписи. Вам понравилось быть мастерами и мастерицами Полхов – Майданской росписи
Воспитатель: Тогда, до следующей встрече в нашей художественной мастерской.