СВЕТЛАНА КОРМИНА
«Воздух и магнит». Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Исследуем и экспериментируем»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «ДС КВ «Брусничка»
Конспект НОД
по экспериментированию
в старшей группе №3 «Солнышко»
«Исследуем и экспериментируем».
Подготовила: С. В. Кормина.
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «„Воздух и магнит“, Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе „Исследуем и экспериментируем“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов. Закреплять правила безопасности при проведении экспериментов; Сформировать представление о свойствах воздуха и магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать».
Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы из результатов этой проверки. Формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана.
Развивающие:
Развивать у детей мыслительные операции: умение сравнивать, рассуждать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, интерес и желание детей расширять свой кругозор.
Словарная работа: лаборатория, гипотиза, научный опыт, эксперимент, открытие, конференция.
.
Методы и приемы:
Игровой: Приглашение в научную лабораторию.
Практический: опыты.
Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.
Оборудование:
Магниты; скрепки, тканевая салфетка; деревянная ложка; колокольчик; кусочек пенопласта; пластмассовый стакан; воздушный шарик, два контейнера, пластмассовая бутылка; макет вулкана, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, уксус; ИКТ - видео письмо от Почемучкина; изображение воздушного шара и физминутка.
Ход:
1. Организационный момент: С добрым утром
С добрым утром
Мы руг другу говорим
Будем песни петь и слушать
Будем весело играть
Будем мы гулять и кушать
И друг другу помогать.
Воспитатель: Когда мы с вами пели дружно песню и держались за руки, мы передавали друг другу хорошее настроение. У меня в руках мячик и сейчас мы будем передавать каждому из вас, что бы каждый сказал о себе и о своих друзьях самые хорошие слова. Я говорю: мои дети очень умные и передаю мяч следующему (каждый ребёнок высказывает хорошие слова). Теперь у всех нас стало очень хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята к нам пришло видео письмо. Как вы думаете от кого оно? Хотите узнать? Давайте посмотрим!
Здравствуйте, ребята, меня зовут профессор Почемучкин. Скоро у нас состоится научная конференция, по теме «Исследуем и экспериментируем». Просим вас принять в ней участие, для этого необходимо выслать свои увлекательные опыты.
Воспитатель: Скажите, вы согласны принять участие в конференции? (Дети отвечают). Я заранее пригласила оператора, который сделает видеозапись наших увлекательных опытов.
Воспитатель: Как вы думаете: что такое конференция? (Где собираются люди и решают различные вопросы).
Воспитатель: Давайте и мы с вами проведём свою конференцию. (Дети отвечают).
Воспитатель: Руки вверх, руки вниз, и на месте покружись!
Раз прихлоп, два прихлоп, снова сделай поворот!
Прыг-скок, улыбнись и в учёного превратись!
Воспитатель: Первый вопрос нашей конференции: как вы думаете, для чего люди проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают).
Воспитатель: Вы знаете, что такое лаборатория? (лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты). А, что такое гипотеза? вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).
Воспитатель: Скажите, что такое воздух и можно ли его увидеть? Как можно доказать? (Дети отвечают).
Воспитатель: У нас имеется три лаборатории: 1- лаборатория, где проводятся опыты с воздухом; 2- лаборатория, опыты с магнитом; 3- лаборатория вулканологов по изучению вулканов.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу 1 - лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного (дети надевают нарукавники и специальные шапочки).
Воспитатель: Чтобы принимать участие в экспериментировании, надо знать правила лаборантов, назовите их:
1 - Внимательно слушать старшего лаборанта.
2 - Точно выполнять указания
3 - Аккуратно работать с оборудованием.
4 - В конце опытов делать выводы
Воспитатель: Вы много сказали о воздухе, а сейчас мы проверим ваши высказывания с помощью опытов. Возьмите целлофановый пакет, в нем, что то есть? Взмахните им и начните сворачивать. Отчего, пакет стал выпуклым? Какой мы можем сделать вывод? Вывод: Раз пакет стал выпуклым, значит, в нём есть воздух.
Воспитатель: воздух состоит из различных газов, кто знает из каких? Посмотрите на картинку и скажите, что на ней изображено?
Воспитатель: Внутри шара находится газовая тарелка, которая нагревает воздух. Почему подымается вверх воздушный шар?
Воспитатель: Давайте проверим и узнаем, что произойдёт с воздухом при нагревании. Для этого мы возьмём контейнер с горячей и холодной водой и пластмассовую бутылку. Оденем воздушный шарик на бутылку и поставим в горячею воду, что мы видим? А теперь в холодную воду, что произошло с шариком?
Как вы думаете, почему при нагревании шарик надулся, а при охлаждении сдулся? Вывод: при нагревании воздух расширяется– ему надо больше пространства и становится легче, а при охлаждении сжимается и становится тяжелее.
Воспитатель: Ребята, мы как настоящие ученые будем сейчас исследовать свойства магнита, для этого переходим во 2 – лабораторию.
Нужно выяснить: «Что притягивает магнит».
Для проведения опыта с магнитом нам понадобится несколько опытных материалов: носовой платок; бумажная салфетка; карандаш; гайка; копейка; кусочек пенопласта; карандаш и т. д. И, конечно, магнит.
Воспитатель: Поднесите магнит к каждому экспонату и понаблюдайте, всё ли притягивает магнит?
Воспитатель: Какие предметы притянулись к магниту? (железные скребки, шурупы, гаечки).
Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул?
Дети: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик.
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? Вывод: магнит притягивает только железные предметы.
Воспитатель: Следующий наш эксперимент : Может ли магнит притягивать железо через другие материалы.
Воспитатель: Возьмем картон, сверху положим скрепки и подведём магнит под картоном из стороны в сторону. Что мы видим? Магнит может притягивать железные предметы через картон.
Воспитатель: Ребята, если я опущу скрепку в стаканчик с водой, смогу ли я достать её не намочив руки? Давайте проверим вашу гипотезу.
Воспитатель: Опустите скрепку в стаканчик с водой, возьмите магнит и подведите его к стаканчику снизу и начните медленно поднимать вверх. Скрепка очутилась на магните. Вот так, не замочив рук можно достать скрепку из стакана с водой.
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
Физминутка – музыкальное видио (дети повторяют движения).
Воспитатель: Ребята мы с вами отдохнули, продолжим наши опыты пройдём в следующую 3- лабораторию вулканологов по изучению вулканов.
Воспитатель: Но сначала скажите, что такое вулкан?
Воспитатель: Что происходит при извержении вулкана (Пепел, вылетают камни, из жерла вулкана в виде потока вытекает лава, быстро стекает по склонам горы. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору).
Воспитатель: Скажите, какие бывают вулканы:
Дети: Вулканы бывают действующие- это которые извергают лаву.
Потухшие- не извергающие лаву.
Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.
Воспитатель: А теперь давайте с вами сами устроим свой вулкан.
Воспитатель: Ребята, наш вулкан относится к уснувшим вулканам. Сейчас мы его разбудим. Будем изготавливать лаву. Только нужно все проводить со взрослыми. Заливаем смесь для вулкана, и посмотрим что получиться.
Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»
На столе, на подносе стоит макет вулкана. Дети встают вокруг стола. Воспитатель: Последовательность проведения опыта. Мы будем использовать такие вещества:
Последовательность проведения эксперимента.
1 - всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.
2 - : налить полстакана воды.
3 - добавить в нее кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.
4 - в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.
5 - добавить в окрашенную воду две столовые ложки уксуса, затем влить полученную смесь в жерло вулкана.
Внимание! Во время последней операции детям рекомендуется отступить на шаг назад.
Ожидаемый результат: В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.
Воспитатель: Ребятки! Вы запомнили, как мы с вами провели этот опыт? Только помните, нужно проводить этот опыт со взрослыми.
Воспитатель: Наша конференция подошла к концу.
Руки вверх, руки вниз, и на месте покружись!
Раз прихлоп, два прихлоп, снова сделай поворот!
Прыг-скок, улыбнись и в ребяток превратись!
Воспитатель: Надеюсь, вам понравились эксперименты, теперь мы можете профессору Почемучкину выслать нашу видеозапись и поучаствовать в конференции.