Наталия Чеботарь
Конспект НОД по экспериментированию с использованием мультимедийного оборудования «Увлекательное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экспериментированию с использованием мультимедийного оборудования
Задачи: вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о свойствах и качествах предметов неживой природы. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах и видах воды. Обратить внимание на особенности камней, умение классифицировать по различным признакам (цвет, размер, поверхность, прозрачность, плавучесть, растворимость). Формировать навыки экспериментальной деятельности, развивать познавательную активность в процессе проведения опытов, интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, находить правильное решение в проблемной ситуации.
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию с использованием мультимедийного оборудования „Увлекательное путешествие“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Оборудование : стаканы с водой (соленой и пресной, пробирки с водой, янтарь, светонепроницаемые коробки, картинки с изображением рыб, фонарики, краски, кисточки, листы бумаги, камни (аметист, тектит, целестин, синий агат, пемза, мел, горный хрусталь, розовый кварц, карандаши, лист исследования, лупы, песок (сухой, мокрый, лейки с водой.
Технические средства: СМАРТ доска, детские ноутбуки, взрослый ноутбук, песочный стол, передвижная экспериментальная лаборатория. Презентация к занятию, игра на СМАРТ доске «Расселим рыб», игра на детских ноутбуках в программе Word «Чьи следы».
Ход занятия:
Ребята вы любите путешествовать? А зачем людям вообще путешествовать?
Ребята, а как вы думаете, кто такой путешественник?
Ответы детей: Путешественник — человек, совершающий путешествие. Путешествие — это когда идёшь, едешь или летишь в какое -то незнакомое место, чтобы посмотреть природу, животных, новые места.
Хотите отправиться в путешествие? (ДА)
Телемост с подготовительной группой №1. Сообщаем, что сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие.
Чтобы отправиться в путешествие, нам понадобится много сил. Давайте сделаем небольшую разминку.
О местах в которых мы сегодня побываем сообщит нам наш экран.
1. Появляется первая картинка – Море. Как вы думаете куда мы попали? (ответы детей) Скажите, какая вода на море? (соленая) Чем отличается соленая вода от пресной? Давайте посмотрим на капельки соленой и пресной воды через микроскоп. Если разница есть, то как ее увидеть. Предлагаю провести опыт «Какая вода тяжелее»(вода уже подготовлена)
Опыт: 1. В один стакан налить пресную воду и добавить 5 чайных ложек соли.
2. Во второй стакан налить пресной воды и добавить пищевой краситель.
3. В стакан с соленой водой аккуратно влить пару чайных ложек воды с красителем.
4. Окрашенная вода останется на поверхности, так как соленая вода более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А пресная вода более легкая – поэтому она на поверхности.
Смотрите, что я нашла на берегу моря – янтарь. Давным-давно из сосен, которые росли на земле, выделялось некое вязкое вещество. На поверхности земли постепенно накопились его огромные количества, и когда земная поверхность изменилась, это вещество было погребено под землей или под водой. В течение миллионов лет оно окаменело или затвердело, превратившись в янтарь, который мы сейчас встречаем. В древние времена янтарь находили только там, где сильные штормы вздымали воды, и куски янтаря вымывались на берег. В наши дни янтарь добывается на разработках. А еще говорят, что янтарь не тонет в соленой воде, а в пресной - тонет. Давайте проверим этот факт и выясним у кого, какая вода.
Опыт с янтарем «Тонет – не тонет»
А еще с помощью воды можно издавать звуки. Опыт «Звуки воды».
Ребята, мне кажется, что на море начинается шторм (Звук шума моря)
2. Появляется следующая картинка. Как вы думаете, где мы оказались (на морском дне). Кого можно увидеть на морском дне (ответы детей). Да в море очень много разных рыб, но не все они живут на морском дне, многие из них живут у поверхности воды. Давайте с вами выясним какие рыбы живут на морском дне, а какие у поверхности воды.
Игра на СМАРТ доске «Разместим рыб»
На морском дне очень темно, но здесь живут рыбки, которые светятся в темноте, потому что в их тканях много фосфора (это такое вещество, которое светится в темноте). Хотите их увидеть (Да)
Опыт со световым оборудованием.
3. Суши маленький кусочек, -
Но бывает иногда
Он большой, и даже очень,
А вокруг всегда вода. (остров)
Появляется картинка с изображением острова. Ребята мы с вами попали на необитаемый остров. Ребята, а мог ли здесь быть кто-нибудь до нас (ответы детей) Давайте выясним это.
Опыт. У каждого ребенка лист с невидимым изображением следов, дети покрывают его краской и на нем проявляются следы. (объяснить, как остаются следы). Давайте выясним кому принадлежат эти следы.
Игра на детских ноутбуках «Где чей след»
Гимнастика для глаз
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедимся мы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
4. Предлагаю отправиться дальше.
Вся в вершинах эта местность,
Для людей неробких.
Здесь туристам интересно
Вверх идти по тропкам. (горы)
Ребята, где мы очутились на этот раз? (В горах).
Послушайте стихотворение
Горы стоят, молчаливые, строгие, Горы с долинами, горы с отрогами, Солнцем и ветром они разрушаются, Время идет — и они превращаются.
В камни.
Горы — это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются маленькие кусочки, получаются маленькие камешки, которые мы видим сейчас перед собой. Давайте рассмотрим внимательно: все камни по-своему особенные, не похожи друг на друга.
- Чем они отличаются? (Ответы детей).
Камни различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и своими магическими свойствами: некоторые из них могут влиять на самочувствие человека, улучшать его настроение и даже лечить разные болезни. Про камни есть много сказаний и легенд. Одна из них гласит, что у каждого человека есть свой камень, который защищает его, такой камень называют амулетом. Камни есть не только в горах, они есть и под землей, и под водой. Морские камни очень гладкие. Как вы думаете, почему? (Предположения детей). Морская вода своими волнами сглаживает, точит все неровности камней, оказавшихся в море. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. Камни, которые еще не бывали в море, имеют более острые края. В горах и подземельях люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения. Но не только для украшений служит человеку камень. Посмотрите на другие рисунки: из камня строят дома, башни, мосты и дороги, даже станции метро. Памятники великим людям тоже создают из камня. А все потому, что камень славится свой прочностью.
Давайте, каждый выберет себе самый понравившийся камень. Станем настоящими учеными — исследуем свойства выбранных нами камней и отметим результаты на листах исследования.
Воспитатель: Для начала, чтобы обстоятельно рассмотреть камень, используем лупу. Что вы видите на камне через лупу? (трещинки, кристаллики, цветные узоры). По внешнему виду камня уже можно многое о нем сказать. Начнем фиксировать результаты наших наблюдений.
Все камни отличаются по цвету. В первой строчке (показывать на увеличенном варианте исследовательского листа) закрасьте кляксу цветом вашего камня (при необходимости можно использовать несколько карандашей разных цветов) .
В: Как вы думаете, что за свойство камня показано на второй строчке — что мы будем исследовать? (Ответы детей). Погладьте камень пальцами, рассмотрите его, чтобы узнать, ровный он или угловатый? Если он гладкий, поставьте отметку на клеточке с изображением гладкого камня, если он неровный, имеет уголки — на картинке с угловатым камнем.
Воспитатель: Кто догадался, что за свойство камня мы будем исследовать теперь? (Ответы детей).
- Мы будем определять блестящий камень или нет. Посмотрите, блестит ли ваш камень или нет? Сделайте отметку в нужной клеточке.
Воспитатель: Что мы будем изучать сейчас? (Ответы детей) .
- Нужно определить, прозрачный ли камень, может ли он пропускать сквозь себя свет, или нет (поднося камень к источнику света, дети смотрят на свет сквозь камень, определяя, пропускает ли камень сквозь себя свет или нет, отмечают в листе соответствующую клеточку)
Воспитатель: Кто сможет ответить, глядя на наш лист исследователя, какой эксперимент с камнями мы проведем теперь? (Ответы детей)
Дети проверяют, тонет ли камень, отмечают результат на листе исследования, затем проводят заключительный опыт, проверяя камень на растворимость (помешивают его ложечкой в воде, также делая соответствующую отметку. По окончании опыта с помощью пинцета достают камень из воды, обтирают его салфеткой.
Несколько детей, по просьбе педагога, рассказывают о свойствах своего камня с помощью отметок на листе исследования.
Вывод: камни встречаются повсюду: под землей, в горах, на земле и даже под водой. В городах очень многие сооружения возводят из камня, потому что камень тверже дерева. Все камни очень разнообразны. Большинство камней очень твёрдые, тонут в воде и не могут в ней раствориться.
5. Что-то стало очень жарко. Куда мы попали?
В ней песков большие груды
Называются барханы,
И по ним идут верблюды,
Растянувшись караваном. (В пустыню)
Что есть в пустыне? (много песка) Давайте выясним, какой песок лучше пропускает воду: сухой или мокрый. Опыт с песком.
А еще на песке можно рисовать.
Пескотерапия. Дети подходят к песочному столу и пробуют рисовать.
Ребята у нас на связи снова дети из подготовительной группы. Дети делятся впечатлениями, рассказывают о том, что нового они узнали, где побывали.