Ломова Ирина
Конспект экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Цирковое представление»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений о законах движения и равновесия.
Задачи: образовательные:
- познакомить и понятием «инерция тела»;
- закрепить знания о равновесии тела;
- формировать навыки исследовательской деятельности у детей;
развивающие:
- развивать умение детей рассуждать и делать выводы;
- развивать умение использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности;
воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при сотрудничестве, в совместной деятельности;
Публикация «Конспект экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Цирковое представление“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Цирк. Занятия и сценарии на цирковую тему
- Цирк. Конспекты занятий
- Темочки
- воспитывать осознанное отношение к окружающему.
Предварительная работа : познавательные беседы о законе всемирного тяготения И. Ньютона, о равновесии, о цирке. Эксперименты на темы «Равновесие», «Вес», «Центр тяжести». Чтение художественной литературы о цирке.
Материалы: гимнастические палки, неваляшки, стаканчики, картонки, деревянные шарики, бумажные желобки, игрушки, резинки. Презентация «Цирковое представление»
Ход совместной деятельности:
Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами говорили о цирке? Сегодня я хочу вас снова пригласить в цирк. Скажите, какие артисты выступают на арене цирка? (Ответы детей.) Да, конечно, клоуны, акробаты, дрессировщики зверей, жонглёры … (показ слайдов с изображением цирковых артистов). Вы знаете, что все эти артисты используют в своих трюках знания о законах движения и равновесия. Например, давайте вспомним, как акробат или гимнаст ходит по канату (показ слайда). Посмотрите, как он держит руки в стороны или у него в руках длинный шест. Для чего это нужно? (Ответы детей.)
Воспитатель: А что такое равновесие? От чего оно зависит? (Ответы детей.) Как вы думаете, какие ещё артисты цирка используют в своей работе такое явление как равновесие? (Ответы детей.)
Опыт№1 «Устойчивое и неустойчивое равновесие»
Цель: показать, что равновесие бывает устойчивым и неустойчивым, почему так происходит.
Материал: гимнастические палки, неваляшки.
Ход опыта: дети пробуют держать палку на конце пальца, пытаясь удержать равновесие.
- Устойчиво ли равновесие палки?
- Нет.
- Всё время надо делать так, чтобы центр тяжести был на одной линии с вашим пальчиком. Теперь поиграем с неваляшкой. Попробуем отклонить её от вертикали. Что происходит?
- Она возвращается обратно.
- Почему так происходит? Что мы можем сказать о центре тяжести неваляшки? Где он находится?
- Центр тяжести неваляшки внизу, он расположен очень низко.
- Да, вы правы, центр тяжести расположен очень низко. Какое же равновесие у неваляшки?
- Устойчивое.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас умеет кататься на велосипеде, самокате? Почему вы не падаете? (Ответы детей.) Правильно, вы удерживаете равновесие с помощью поворотов руля, положением тела. А какие артисты цирка тоже умеют ездить на велосипедах, самокатах и даже на мотоциклах по арене?
- Дрессированные медведи (показ слайда с катающимися на велосипедах медведями).
- Когда вы едете на велосипеде и время от времени перестаёте крутить педали, велосипед продолжает двигаться?
- Да.
- Говорят, двигается по инерции. Что же это такое «инерция»? Закон инерции – один из важных законов движения. Давайте с ним познакомимся. Для этого мы станем фокусниками, как в цирке.
Опыт№2 «Лень» и «активность» шарика»
Цель: познакомить с инерцией.
Материал: деревянные шарики, картонки, стаканчики, бумажные желобки.
Ход опыта: дети накрывают стаканчики картонками, сверху кладут шарики. Щелчком сбивают картонку. Наблюдают за шариком. Что произошло? Почему шарик упал в стаканчик? (Предположения детей.)
Вывод: шарик тяжёленький, был «ленив» - опоздал, отстал от картонки, за что и поплатился, попал в стакан.
Далее дети вкладывают в желобки шарики, быстро передвигают их по столу и внезапно их останавливают. Наблюдают, что происходит с шариками. Шарики продолжают движение и катятся дальше. Почему? (предположения детей)
Вывод: теперь шарик был очень активным. Когда желобок остановился, шарик не смог остановиться вместе с ним и по инерции покатился дальше.
Воспитатель: в том и другом случае проявилась инерция. Это свойство предмета сохранять то состояние, в котором он находится.
Физминутка: На арену клоун вышел.
Кто о нём из вас не слышал?
Поклонился, улыбнулся,
Потянулся, повернулся.
Он присел, потом привстал,
Головою покачал.
Мы захлопали в ладоши,
Значит, клоун был хороший!
Воспитатель: Фокусы продолжаются. Сейчас я покажу вам ещё один фокус, а вы раскроете его секрет. Я уже говорила вам, что артисты цирка в своих трюках используют законы движения. Итак …
Демонстрационный опыт «Фокус со стаканом воды»
Цель: познакомить с инерцией.
Материал: стакан с водой, салфетка.
Ход опыта: стакан с водой стоит на салфетке. Воспитатель резко выдёргивает салфетку из-под стакана. Тот остаётся на месте.
- Почему стакан не упал и не поехал вслед за салфеткой? (предположения детей)
Вывод: стакан тяжёлый и «ленивый», он не успел сдвинуться с места, инерция.
Воспитатель: давайте вернёмся к нашим велосипедистам, и проведём мысленный эксперимент.
Мысленный эксперимент. Опыт№3 «Действие инерции»
Цель: развивать умение детей рассуждать и делать выводы.
Материал: картинка с изображением мальчика, едущего на велосипеде. Он засмотрелся на ворону и не заметил под колесом велосипеда камень. Сейчас мальчик упадёт. Три картинки с вариантами, каким образом произойдё т падение: вперёд, назад, вбок.
Ход опыта: дети должны выбрать один вариант из трё х: направление падения велосипедиста при резкой остановке. Дети должны объяснить, почему выбрали именно такой вариант.
Воспитатель: А теперь, зная закон инерции, предлагаю смастерить ещё одного артиста цирка. Зовут его «Крутой Боб». (дети вместе с воспитателем конструируют игрушку-кубарик из металлического шарика и контейнера от киндерсюрприза). Дети играют с ним, скатывая по картонному желобу.
- Какой закон движения мы использовали в этой игрушке? (Ответы детей.) Да, это инерция. Я хотела бы ещё рассказать вам про эквилибристов на мотоциклах, которые умеют делать «мёртвую петлю», но это уже в следующий раз.