Елена Кошелева
Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности «Скоро в школу нам шагать — что там будем изучать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Цель: Уточнение знаний детей о школе, названий и назначения школьных принадлежностей
Тип занятия: интегрированное +экспериментально-исследовательской деятельность
Задачи:
Образовательная:
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Школа. Конспекты занятий про школу
- Школа. Скоро в школу
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Научить дошкольников развивать у себя исследовательские умения: выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, анализировать, обобщать, проводить эксперименты, делать выводы.
Определить наиболее эффективные способы растворения веществ в воде;
Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом;
Установить зависимость удалённости от Солнца и температурой планет;
Закрепить знания о свойствах песка;
Объяснить детям с помощью опыта, что земля обладает силой притяжения;
Подвести детей к выводу о необходимости стереоскопического зрения для человека, формировать знания о правильном уходе за глазами, научить снимать усталость с глаз
Развивающая:
Развивать слуховое внимание, мышление, творческое воображение;
Развивать интерес к исследованию и экспериментированию;
Развивать умение делать выводы из результатов исследований и чётко излагать свои мысли;
Развивать мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи;
Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.
Воспитательная:
Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательное отношение друг к другу, инициативность;
Воспитывать простейшие эмоции: грусть, удивление, радость и злость;
Воспитывать интерес к школе и желание учиться.
Оздоровительная:
Использование элементов здоровьесберегающих технологий
Методы и приемы: ИКТ, игровой, создание проблемной ситуации. практический, наглядный, слуховой, словесный, групповая коллективная работа, беседа
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка
Оборудование:
Картины «Солнечная система», «Пустыня».
Учебники «биология», «химия», «физика», «география», «анатомия», «астрономия».
Перья маховые и пуховые.
По два стаканчика с водой на каждого ребенка, шпатели, пипетки, емкости с растворенной краской.
Листы бумаги, ручки с колпачком, картинки с изображением детей правильно и неправильно сидящих за столом, ухаживающих за глазами.
2 воздушных шарика, емкость с водой, тарелочка с сухим хлебом, бутылка «Колы», конфет
Настольная лампа.
Пластиковые тарелки с песком, пустые тарелки, клеенка.
Мяч, шапочки для лаборатории.
Ход занятия
Воспитатель:
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться - «Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро, улыбчивым лицам!»
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!»
Воспитатель: Для этого будем передавать друг другу солнышко со словами «Здравствуй (имя ребенка) желаю тебе доброго утра».
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, в какую группу вы сейчас ходите? (Ответы детей).
Воспитатель: а почему она так называется?
(Ответы детей).
Воспитатель: Значит вы самые взрослые среди детей детского сада. Совсем, совсем скоро придет пора прощаться с детским садом. Почему?
(Ответы детей).
Воспитатель: правильно, потому что вы станете школьниками.
Воспитатель: а что вы знаете про школу. Кто такие школьники. Чем отличается школа от сада. Кто встречает ребят в школе.
Чем отличается школа о детского сада.
Воспитатель: вы всё правильно мне рассказали.
Воспитатель: для чего нужна школа? какой можно подвести итог?
(Ответы детей).
Воспитатель: Много разных школьных предметов предстоит вам изучить на уроках.
Воспитатель: что зовет учеников на урок и говорит, урок закончен всем на перемену.
Воспитатель: звонок сообщает о начале и конце урока.
Воспитатель: А сейчас мы с вами перенесемся в будущее: представьте, что вы — уже школьники, учитесь в школе и изучаете на уроках много интересных школьных предметов.
Звучит песня Шаинского «Учат в школе»
Первый урок анатомия
Анатомия — наука, изучающая тело человека. На уроках анатомии вы узнаете, от чего зависит цвет волос у ребенка, сколько у человека костей, как работает сердце.
Воспитатель: сегодня мы поговорим о том
«Зачем человеку два глаза?»
-Вот интересно, зачем человеку два глаза? А если бы был один большой глаз?
Давайте выясним, сколько глаз лучше, два или один?
Положите перед собой чистый лист бумаги, возьмите ручку и поставьте на листе точку. А теперь встаньте и попробуйте быстро попасть ручкой в нарисованную точку. Получилось? (Ответы детей). Это сделать легко.
- А теперь проделайте то же самое, закрыв рукой один глаз. Что скажете? Легко ли было выполнить это задание?
Попробуем другой эксперимент : снимите колпачок с ручки и быстро наденьте его обратно. У вас возникли трудности? (Ответы детей). Нет. Это простое задание. А теперь снимите колпачок с ручки, зажмурьте один глаз и быстро наденьте колпачок на ручку. А как на этот раз? (Ответы детей). Задание выполнить оказалось не так уж просто.
- Это потому, что наши глаза передают в мозг две картинки, немного отличающиеся друг от друга.
Так сколько же глаз нужно человеку? (Ответы детей). Два глаза.
Дидактическое упражнение «Правильно и неправильно»
Воспитатель: Глаза надо беречь. Посмотрите на картинки.
Воспитатель: Ребята, а что самое главное для человека?
Дети: здоровье.
Воспитатель: Есть такая поговорка: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Как вы это понимаете?
Воспитатель: Ребята, я прошу немного задержаться на этом уроке. Просто перейдем в лабораторию правильного питания.
Ребята, мы в лаборатории правильного питания.
Дети надевают шапочки
(Воспитатель и дети подходят к столу, на котором лежат два воздушных шарика, емкость с водой и тарелочка с сухим хлебом).
- Ребята, давайте представим, что воздушный шарик это наш желудок. А для чего нужен желудок?
(Ответы детей)
- В желудке пища переваривается.
(Воспитатель берет один шарик и кладет туда кусочки сухого хлеба).
- Когда мы употребляем сухую пищу, наш желудок выглядит вот так. Посмотрите, какие стали его стенки, нравится ли ему такая пища?
(Ответы детей)
- Стенки желудка стали шершавыми, неровными. Желудку такая пища не нравится, потому что ее сложно переваривать.
- А теперь давайте возьмем еще один шарик и нальем туда воды и представим что это жидкая пища. Посмотрите, как теперь себя чувствует желудок, нравится ли ему жидкая пища?
(Ответы детей)
- Стенки у желудка ровные, гладкие. Жидкую пищу переварить легче, чем сухую
- Дети, очень важно употреблять разнообразную пищу. Но иногда продукты становятся вредными и даже опасными для нашего организма.
- Мы любим газированную воду, лимонад, колу. Мы считаем, что эти напитки утоляют жажду, но в них содержится так много сахара, который наоборот вызывает жажду; покупаем конфеты – леденцы, жевательную резинку, а она вызывает образование желудочного сока, который способствует заболеванию желудка. (Гастрит, язву желудка и многие другие болезни)
А давайте сейчас понаблюдаем, что происходит в желудке.
Колу наливаем в чашку и опускаем в нее конфету, которую многие из вас так любят - происходит всплеск газа (фонтан) вот так происходит в нашем желудке, большое количество газа опасно - ребенок может задохнуться или поперхнуться.
Главное не переедайте.
2. Ешьте в одно и то же время свежеприготовленную пищу.
3. Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.
4. Не надо есть жирной, соленой и острой пищи.
5. Овощи и фрукты – полезные продукты
6. Сладостей много, а здоровье одно.
Звонок зовет нас на урок биологии.
Воспитатель: Биология — наука, которая изучает все живые существа. На уроках биологии вы узнаете много интересного о разных растениях, о самых больших обитателях планеты — китах и самых маленьких — микробах.
А сейчас представим себя на уроке биологии и поговорим о птицах.
«Как устроены перья у птиц?»
Воспитатель: Птицам нужны разные перья. Перед вами перо маховое и перо пуховое. Давайте рассмотрим их. Что можно сказать о размерах перьев? (Ответы детей). Маховое перо намного больше пухового.
- Дайте упасть маховому перу и проследите за его падением. Как оно падало?
(Ответы детей).
Воспитатель: Медленно, плавно кружась. А теперь проделайте то же самое с пуховым пером. Как оно падало?
(Ответы детей).
Воспитатель: Еще медленней.
Воспитатель: А теперь рассмотрим стержень каждого пера. Чем они отличаются? (Ответы детей). У махового пера толстый и пустой внутри стержень. У пухового пера тонкий, мягкий стержень.
Воспитатель: Взмахните маховым и пуховым пером. Что вы ощутили? (Ответы детей).
Воспитатель: Маховое перо рассекает воздух резко, со звуком. Пуховое перо не рассекает воздух.
Обратите внимание как волоски перьев расположены относительно друг друга. У махового пера волоски сцеплены между собой, а у пухового волоски расположены по отдельности.
Воспитатель: Давайте порассуждаем, для чего птицам такие перья? (Ответы детей).
Вывод: маховое и пуховое перо отличаются. Маховое перо помогает птице летать, а пуховое — сохранять тепло.
Переменка: Игра с мячом.
Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч и называет какой-либо предмет, например: ручка, тетрадь, кирпич, фломастеры, утюг, бутерброд, учебник, цветок, пирамидка, карандаш, дневник. Если по мнению ребенка этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет – ловить мяч не нужно.
Звонок зовет нас на урок химии.
Воспитатель: Химия — наука о веществах, о том как они ведут себя в разных условиях. На уроках химии вы узнаете почему одни вещества не хотят смешиваться, а другие растворяются, а третьи при смешивании взрываются.
«Как вещества растворяются в воде?»
Воспитатель: В один стакан с водой капните с помощью пипетки краску. Что вы видите?
(Ответы детей).
Капля медленно и неравномерно растворяется в воде.
В другой стакан с водой также капните краску и с помощью шпателя размешайте. Что вы видите? (Ответы детей).Краска растворилась быстро.
Какой вывод можно сделать из увиденного? (Ответы детей). Если мы хотим быстро и равномерно растворить вещество в воде, нужно размешать его.
В обычной жизни как мы используем знание этой особенности растворения веществ в воде?
(Ответы детей). Размешиваем сахар в чае или соль в супе.
Физминутка «Будем спортом заниматься»
Урок астрономии.
Воспитатель: Так выглядит Солнечная система. Вот наша планета, которая называется как? Земля. А Солнце — это звезда.
Что такое солнце,
Если спросят вас,
Отвечайте смело -
Раскаленный газ.
Воспитатель: Представим, что включенная лампа — это раскаленное Солнце. Сожмите два кулака — это будут планеты. Теперь поднесите один кулак близко к лампе
-Солнцу, а другой кулак — подальше от лампы. Что вы почувствовали?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем ближе кулак к лампе, тем ему теплее. Чем дальше от лампы, тем больше расходятся в стороны лучи и тем меньше их попадает на кулак.
Воспитатель: А как же с планетами? На каких жарко и тепло, а на каких холодно. (Ответы детей).
Воспитатель: Чем ближе планета к Солнцу, тем жарче на ней, а чем дальше планета от Солнца, тем холоднее на ней. Покажите самую горячую планету.
(Показ).
Покажите самую холодную планету.
(Показ).
Воспитатель: А наша планета расположена не очень близко и не очень далеко от Солнца. И только милая Земля во всем пригодна для жилья.
Звенит звонок
Урок географии
Воспитатель: «Гео» в переводе с греческого языка означает «Земля». География - наука о Земле, о поверхности планеты Земля. На интереснейших уроках географии вы сможете познакомиться со всеми уголками планеты - с жаркой Африкой, ледяной Антарктидой, загадочной Австралией.
Загадка про глобус
Города, моря найдём,
Горы, части света.
Умещается на нём
Целая планета.
Дети: Это глобус.
Города, моря найдём,
Горы, части света.
Умещается на нём
Целая планета.
Воспитатель: А что означают цвета на глобусе? Зеленый цвет? (Ответы детей). Зеленый цвет означает леса. Белый цвет? (Ответы детей). Льды и снег. Коричневый цвет? (Ответы детей). Горы. А желтый? (Ответы детей). Пустыни.
Воспитатель: Покажи на глобусе большую Африканскую пустыню Сахара. (Вызывается ребенок).
Воспитатель: Вот о песчаных пустынях мы с вами и поговорим.
Что такое пустыня? (Ответы детей). Часть земли, покрытая песком. От какого слова произошло это название «пустыня». Прислушайтесь к слову. (Ответы детей). От слова «пусто». А почему? Потому что в пустыне почти ничего не растет и не живет. Но почему же? В пустыне нет воды. Много песка, который умеет течь. Как это? Попробуем разобраться.
Воспитатель: Пересыпьте песок в пустую тарелку. Только старайтесь сыпать струйкой в одно место. Что получилось?
(Ответы детей).
В месте падения песка образовался песчаный холм.
Песок сползает, как-бы стекает со склонов холма.
А теперь попробуем изобразить ветер. Как это можно сделать?
(Ответы детей).
Подуть на песок?
(Ответы детей).
Подуйте слегка на песок.
Что произошло? (Ответы детей). Песок стал двигаться.
- Попробуем разобраться, почему по пустыням не текут реки.
С помощью пипетки налейте воду на песок.
Что произошло? (Ответы детей). Песок впитал воду.
Даже если в пустыне бывает дождь, вода мгновенно поглощается песком.
Так почему же в пустыне почти нет воды, растений и животных? (Ответы детей). Песок постоянно движется, вода быстро впитывается песком.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами не успели поговорить еще о многих интересных науках, которые вам предстоит изучать в школе.
Рефлексия: Вам понравилось наше путешествие. Какой урок вам понравился больше всего.
Впереди у вас много интересных открытий. Желаю вам получить в школе много знаний и много хороших оценок. Спасибо!