Ольга Новикова
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Зимующие птицы нашего города»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект «Зимующие птицы нашего города»
Прогр. содержание: 1 Закрепить и систематизировать знания детей о зимующих птицах нашего города. 2 Познакомить детей с умением определять погоду по поведению птиц. 3 Продолжать экологическое воспитание – забота о птицах в зимнее время года. 4 Развивать память, внимание, сообразительность.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе „Зимующие птицы нашего города“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. наблюдение за птицами на прогулке.
2. беседа о перелетных и зимующих птицах.
3. заучивание стихотворений и загадок о птицах.
Ход занятия:
Дети сидят по 4 человека. Перед ними разрезные картинки.
Воспитатель : ребята, сегодня мы с вами поговорим о животных, а вот о каких, вы мне скажете сами, когда соберете разрезные картинки.
Дети собирают картинки и объявляют, у кого что получилось (голубь, ворона, воробей, галка, синица)
Воспитатель : скажите. О ком мы с вами будем вести беседу?
-о птицах.
Воспитатель : хочу послушать ваши рассказы, что вы знаете о птицах, которые вы собирали. Рассказывать надо по плану: внешний вид птицы, где живет, чем питается, какую пользу приносит.
Дети рассказывают с использованием иллюстраций. Воспитатель добавляет после каждого рассказа, что не сказано было детьми.
Голубь – чаще всего попадается в лапы кошкам, т. к. голуби очень невнимательные и доверчивые. Они никогда не сидят на ветках е не кормятся в кормушках. Голуби не вьют гнезд. Это единственные птицы, которые выкармливают своих птенцов птичьим молоком.
Воробей – промышляют стайками. Их можно встретить и среди синиц, голубей, ворон, галок. Воробей очень осторожный, страшный забияка, любит подраться между собой из-за корма.
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою!
Киньте просо и ячмень,
Буду петь вам целый день! Чик-чирик!
«Не забудь про воробья»
Там уж озеро темнеет,
Чайки ныне не видны.
И зимой сурово веет,
С той, полярной стороны.
Но не все на юге птицы,
Рядом шумная семья –
Галки, снегири, синицы…
Не забудь про воробья.
Он на юг не зван, не прошен,
Видно, родственников нет,
В холода насыплешь крошек воробьишке на обед?
(В. Приходько)
Ты с модницей этой отлично знаком,
Вертушке на месте никак не сидится.
Все хвастает желтым своим сюртуком
И шапочкой синей гордится синица. (синица)
Синица с утра до вечера зимой и летом трудится почти в одном саду. Вот что рассказывает об этой птице Дмитрий Кайгродов : «Однажды в саду одного помещика появилось множество гусениц очень вредной бабочки – непарного шелкопряда, поедающих всю листву на деревьях сада, так. Что среди лета деревья стояли совсем голые. К осени все сучья и стволы деревьев были облеплены яичками этой бабочки. Попытка снять эти яички руками вскоре была оставлена ввиду полной ее безуспешности. И хозяин сада уже приготовился видеть гибель своего сада. Между тем сад под конец осени ежедневно стали посещать стайки синиц. Количество яичек, отложенных бабочками, стало заметно уменьшаться. Весной следующего года 20 пар синиц свили себе в этом саду гнезда. И гусеничная напасть значительно ослабла. А спустя еще год маленькая пернатая полиция так очистила деревья, что хозяин сада имел удовольствие видеть свои деревья в течении всего лета в прекрасной зелени».
У синички домик – синичник. Синичник имеет вид дуплянки, диаметр летка 3-3,5 см. доски строгаются с одной стороны, внутренние стенки оставляются шероховатыми. Чтобы птица, вылезая из домика. Цеплялась за неровности. Ведь случается. Что в гнезде с гладкими стенками синичка даже умирает, не сумев выбраться оттуда. Гнездовье синицы не должно быть на открытом месте. Как скворечник. Оно помещается на дерево у ствола, скрытого ветками на высоте 5-6 м. крышка дуплянки делается съемной. Каждую зиму, перед весной, гнездовье вычищается. Птичий домик снимается с дерева, очищаются от мусора и ошпаривается кипятком, чтобы убить клещей и других насекомых, от которых синичка не может избавиться сама. Зимой синицы питаются жучками. Насекомыми, находя их в щелях домов, в коре деревьев. На ветках повисают вниз спинкой, цепляясь коготками за веточку, т. к. сверху ветка покрыта снегом. Ночуют под застрехами карнизов домов, в дымоходах. Очень любят несоленое сало, подвешенное на веревочке к кормушке.
Ворона
Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая, известная персона – это ворона.
Ворона – птица внимательная, даже может научиться считать. Возле одной мусорной ямы стоял сарай с дровами. Кормящиеся на яме вороны каждый раз взлетали на деревья, когда в сарай входил человек. Они не опускались к яме, пока человек оставался в сарае. Однажды в сарай вошли два человека. Через некоторое время один из них вышел из сарая. Но вороны не опустились на яму и внимательно следили за сараем. Вороны сидели на деревьях до тех пор, пока второй человек не вышел из сарая.
Ночуют вороны зимой на деревьях в парке или в лесу.
Галка
Скоком-боком,
Боком-скоком,
Ходит галка мимо окон,
Ветром вся взъерошена,
Снегом запорошена.
Галки умеют передразнивать других птиц. А каждый звук их голоса обозначает что-нибудь особенное (сообщают друг другу об опасности или добыче). Зимой галки летают парами. Птенцы, выкормленные в неволе, вырастают ручными. Сильно привязываются к человеку и живут в неволе много лет.
Вопросы к детям после рассказов и дополнений:
Можно ли по птицам догадаться. Какая будет погода?
Какие приметы вы знаете?
-Воробьи сидят на деревьях или постройках втихомолку – пойдет снег без ветра, а если дружно расчирикались –к оттепели.
- Галки и вороны кричат беспрерывно – к снегопаду или непогоде, метели.
- Синички с утра пищат – ожидай мороза ночью.
- Вороны и галки вьются в воздухе – перед снегом. Садятся на вершины деревьев – к морозу, садятся на землю – жди оттепели.
Физкультминутка.
Воспитатель :. Ребята, я попросила одного художника нарисовать птиц. Но в рисунках он что-то перепутал и без вас мне не разобраться, что это за птицы.
Дидактическая игра «Что перепутал художник?»
1 рисунок-голубь с ногами журавля;
2 рисунок воробей с клювом дятла;
3 рисунок-ворона с хвостом петуха;
4 рисунок-синичка с красной шапочкой.
Дети находят ошибки и объясняют, как должно быть правильно.
Воспитатель : когда я гуляла по парку, то услышала, как переговариваются между собой птички. Они жаловались друг другу. Я перевела их разговор с птичьего языка на наш. И вот что я узнала.
Сценка (участвуют дети).
Галка: семена арбуза кладут не раздавленные, на языке мозоли.
Синица: Сало кладут соленое, желудок разболелся.
Голубь: Безобразие! Всю столовую снегом засыпало, до заката дорывался до корма. Чуть не умер от такого самообслуживания. Сделайте, пожалуйста, навес.
Воробей: Остался без обеда. Его ветром сдуло, сделайте бортики на кормушке.
Вороны: Не доели кашу, несите нам, мы ее очень любим.
Воробей: Заявляю жалобу на однообразие пищи. Каждый день семечки да сало, а мы любим семена сорных трав – репейника, конского щавеля, крапивы, полыни.
Вопросы к детям после сценки:
- На что жаловались птицы?
- Какой должна быть кормушка?
- Чем подкармливают птиц зимой? Что они любят?
Воспитатель : теперь мы знаем, что без нашей помощи птицы могут погибнуть. Ведь они погибают не столько от холода, сколько от голода. Хороший обед изнутри греет, по всем жилам разливается тепло. Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима.
Наш плотник сделал кормушку. Давайте посмотрим, правильно ли она сделана – навес есть, бортики на месте. Кормушку плотно прикрепим к дереву. На нее обязательно прилетят птицы!
Сегодня мы с вами поговорили о птицах, зимующих у нас. Мы знаем, что их надо охранять, о них надо заботиться, особенно в зимнее время.
«Морозы»
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку в ее конуре,
Такой же морозище как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им,
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить и тогда
Им будет легко пережить холода.
(Е. Благинина.)
Воспитатель :Ребята, мы с вами много знаем о наших птицах, а давайте мы с вами их нарисуем и украсим нашими рисунками группу, пригласим малышей и вы им расскажете и покажете птиц, которые зимуют в нашем городе.
Дети рисуют птиц.