Надежда Башурина
Конспект НОД по экологическому воспитанию детей в старшей группе «Путешествие к Флоре и Фауне»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
- закрепить знания детей о живой природе, растениях, животных, рыбах, птицах, насекомых;
- развивать речь детей (диалогическую, монологическую); прививать навыки учебной деятельности;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, познавательного интереса, разумного использования ее даров;
- расширять кругозор, внимание, мышление.
Материал: презентация,
1. Карта «Путешествие в живую природу»;
2. Предметные картинки: птицы, рыбы, животные, насекомые, деревья, кустарники, цветы;
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию детей в старшей группе „Путешествие к Флоре и Фауне“» размещена в разделах
3. Плакаты «Части растения»;
4. Изображения Флоры и Фауны как персонажей;
5. Заготовки цветов и образец «Цветик-семицветик»;
6. Цветные карандаши.
Ход занятия
Воспитатель : Ребята, вы хотите пойти в поход? Сегодня мы это сделаем. Я принесла карту, которая нам пригодится.
Слайд № 1. (на доске карта).
Как вы думаете, для чего нужна карта?
Ответы детей : Чтобы в походе не заблудиться.
Воспитатель : В верхней части карты написано «Живая природа». Какую природу мы называем живой?
Ответы детей : Ту, что рождается, питается, растет, размножается и умирает.
Воспитатель : Давайте найдем начало нашего пути.
(Дети находят на карте ворота). От ворот ведут две дороги, выберите ту, по которой мы пойдем (Дети выбирают).
Воспитатель : Итак, отправляемся в путь к живой природе. Но дорога, которую вы выбрали, раздваивается: одна ведет к Флоре, другая – к Фауне.
Слайд № 2. (на доске персонажи Флоры и Фауны).
Фауна – это покровительница животных. Если мы пойдем по этой дороге, то встретимся с разными животными. Пойдем?
Звучит музыка.
Первая остановка «Лес».
Слайд № 3. (на доске картинки животных).
Вопросы детям:
• Как называются животные, которые живут в лесу?
• Как называются животные, которые живут рядом с человеком и за которыми человек ухаживает?
• Чем питаются животные?
• Как называются животные, которые едят только растения?
• Как называются животные, которые едят мясо?
• Почему в нашем лесу не могут жить слон, жираф, белый медведь?
• Что случится, если волк и лиса не будут есть зайцев?
Вывод: В наших лесах живут дикие животные. Они приспособлены к нашему климату. Одни питаются растительной пищей, другие едят животных, их мы называем хищниками.
Животные из теплых стран в наших лесах жить не могут. Им холодно, нет привычной пищи. Все в лесной жизни взаимосвязано. Если разведется много зайцев, то они уничтожат все деревья, кусты, траву. Больные зайцы могут распространять болезни, а волки и лисы являются санитарами, так как охотятся только за больными животными.
Звучит музыка.
Вторая остановка «Озеро».
Слайд № 4. (на доске картинки рыб).
Вопросы детям:
• Какие рыбы живут в реке?
• Какие рыбы и животные живут в море?
• Что необходимо обитателям водоемов для жизни?
• Чем отличается озеро от реки, моря?
Вывод: Любой водоем является домом для его обитателей, которые приспосабливаются к жизни в нем. Поэтому там, как в хорошем доме, должен быть всегда порядок и чистота. Об этом обязательно должны помнить люди, иначе жители водоемов могут погибнуть или заболеть.
Звучит музыка.
Третья остановка «Птицы»
Слайд № 5. (на доске картинки птиц).
Вопросы детям:
• Чем отличаются птицы от животных?
• Как птиц можно назвать по-другому?
• Как называют птиц, которые улетают на зиму?
• Почему они улетают?
• Как называют птиц, которые остаются зимовать?
• Чем питаются птицы?
Вывод: Среда обитания птиц не только земля, но и воздушное пространство. Гнезда птицы вьют везде – и на земле, и на ветвях деревьев, и в кустарниках.
Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями, поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Другие остаются зимовать, их называют зимующими. Они могут найти корм зимой самостоятельно, но мы должны им помогать, вешать кормушки, подкармливать птиц.
Звучит музыка.
Четвертая остановка «Насекомые»
Слайд № 6. (на доске картинки насекомых).
Вопросы детям:
• Как можно назвать одним словом всех, кто изображен на этих картинках?
• Кому нужны на земле насекомые?
• Что будет, если исчезнут все насекомые?
Вывод: Насекомые необходимы для сохранения жизни на земле. Исчезнут насекомые – исчезнут птицы и другие животные, которые питаются ими.
Эту цепочку можно продолжать очень долго. Если исчезнет хоть одно животное, жизнь на земле может прекратиться. А мы ведь не хотим этого? Поэтому давайте будем заботиться о птицах, животных, насекомых.
Воспитатель : Вот и закончился наш поход в гости к Фауне. А прежде, чем продолжать наш путь дальше, предлагаю отдохнуть.
1. Игра-зарядка «Кто как двигается?»
Воспитатель : называет животное, человека, насекомое, а дети отвечают на вопрос, как они передвигаются и воспроизводят соответствующие действия. ( Например: человек, птица, рыба, змея, кузнечик, бабочка).
2.«Кто как голос подает?»
Дети называют и воспроизводят голосом крики тех или иных животных: корова, собака, кошка, свинья, тигр, голубь, утка, гусь, лягушка, комар.
3.«Кто как ест?»
(собака – грызет кость, кошка – лакает молоко, курица – клюет зерно, гусь – щиплет травку и пр.).
Воспитатель : Ну, что ж, отдохнули. Теперь можно продолжать наш путь дальше, по дороге, ведущей в гости к Флоре.
Звучит музыка.
Первая остановка «Деревья»
Слайд № 6. (на доске картинки деревьев).
Вопросы детям:
• Какие деревья вы знаете?
• Какие деревья называют лиственными?
• Какие деревья называют хвойными?
• Что общего у всех деревьев?
• Какую пользу приносят деревья?
Вывод: Деревья бывают хвойными и лиственными, у всех есть корень, ствол, крона. Деревья бывают самыми разнообразными, причудливыми, загадочными. Все они приносят огромную пользу окружающему миру, животным, человеку и всей планете.
Вторая остановка «Кустарники»
Слайд № 7. (на доске картинки кустарников).
Вопросы детям:
• Какие кустарники вы знаете? Назовите их.
• Что выше – дерево или куст?
• Бывают ли хвойные кустарники? Назовите их.
• Какую пользу приносят кустарники?
Вывод: Кустарники – близкие родственники деревьям. Они не менее важны и значимы для жизни на земле, чем деревья.
Третья остановка «Цветы»
Слайд № 8. (на доске картинки кустарников).
Вопросы детям:
• Как называют цветы, которые растут на клумбе?
• Какие вы знаете садовые цветы?
• Какие цветы растут на лугу?
• Назовите луговые цветы.
Воспитатель : обобщает ответы детей.
Ребята, и деревья, и кусты, и цветы можно назвать одним словом – растения. Скажите, какие части есть у всех растений? (Ответы детей).
Воспитатель с детьми рассматривают плакат «Части растения»
Вопросы детям:
• Какие части растения расположены под землей?
• Какие части растения расположены над землей?
• Что необходимо для роста растений?
• Солнце и дождь – это живая или неживая природа?
Игра «Угадай, о чем я говорю» :
У него зеленые листья (ответы детей).
У него есть корень, ветви и листья (ответы детей).
У него есть корень, ветви, листья и ствол, покрытый корой (ответы детей).
Человек, наблюдая за природой, заметил зависимость между живой и неживой природой и отразил это в приметах.
Например: коли в мае дождь, то будет и рожь. Март с водой, апрель с травой, май – с цветами и др.
Как вы думаете, Флора и Фауна дружат между собой? (ответы детей)
Вывод: Флора и Фауна – это две сестры. Звери, рыбы, птицы и насекомые не могут жить без растений, а растения не могут жить без насекомых, птиц и зверей.
Насекомые опыляют растения, птицы и животные помогают разносить их семена по земле.
Итог: Путешествие наше закончилось. Но мы каждый день совершаем путешествие, когда идем в детский сад, гуляем около дома. Я думаю, что вы будете более внимательными, когда пойдете со своими родителями в лес, на луг, на речку.
Воспитатель : Ребята, Флора и Фауна приготовили для вас подарки: «Вот эти цветочки». Сейчас эти цветы обыкновенные, но вы можете сделать их волшебными, если раскрасите как «Цветик-семицветик».
Я предлагаю вам раскрасить свои цветочки по этому образцу. Воспитатель показывает образец «цветика-семицветика». Дети раскрашивают цветы.