Татьяна Викторовна
НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Труд детей в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Развивать интерес к трудовой деятельности : сознательное и ответственное отношение к ней.
2. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
3. Продолжать формировать знания о растениях, практические навыки ухода за растениями.
4. Приучать детей трудиться в коллективе : сообща, помогать друг другу.
5. Развивать интеллектуальные способности и умения: планировать работу, подбирать материал и инструменты, намечать последовательность операций.
Публикация «НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Труд детей в природе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
6. Удовлетворять эстетические потребности детей : с помощью интересной работы доставить детям радость.
Предварительная работа:
1. Наблюдения за трудом взрослых;
2. Труд детей в цветнике, на огороде;
3. Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы.
Материал, оборудование: кусты малины для посадки, ведра, шагомер, веревочки, эмблемы защитников природы, фартуки, игрушка «Незнайка», конверт с письмом и др.
Ход НОД
1. Вводная беседа
- Дети, я знаю, что вы очень любите трудиться, любите природу, с удовольствием работаете на огороде и в цветнике. Давайте вспомним, чем мы занимались с вами в прошлый раз? Какой работой? (рассказы детей о труде на огороде).
А сегодня мы с вами отправимся в гости к доктору Айболиту. Он уже давно ждет своих помощников. О том, что мы идем к доктору Айболиту, узнал Незнайка и просит нас взять его с собой. Он хочет посмотреть, что за удивительные растения растут на лекарственных грядках. Возьмем его с собой?
2. Организация наблюдения за лекарственными растениями (чистотелом, мать-и-мачехой, крапивой, подорожником, мятой, ландышем).
В процессе беды использую вопросы, загадки, сравнения, художественное слово.
План беседы:
1. Название растения.
2. Для чего используют и какую часть?
3. Когда собирают?
(Подорожник растет у дороги. Используют листья без ножек для остановки кровотечения из раны. Собирают весной и в начале лета).
4. Какое стихотворение вы знаете про подорожник?
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не дает идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
(Аналогичные рассказы о других растениях)
- Вдруг Незнайка «схватился» за куст крапивы: «Что это за ужасная трава!»
Дети отвечают, что это не так и объясняют, чем полезна крапива.
- А какие загадки вы знаете о крапиве?
1. Растет зеленый кустик
Дотронешься – укусит.
2. Не огонь, а жжется.
3. Ой, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.
Незнайка говорит о том, что загадки очень интересные, а руку у него все равно жжет.
- Дети: мы тебе поможем, у нас ведь есть лечебная травка подорожник. Сейчас мы приложим ее к твоей руке и тебе сразу станет легче.
- Незнайка: «Да-да-да. Мне уже лучше».
- Дети, вы хорошо разбираетесь в лекарственных травах и знаете, для чего их использовать. А теперь скажите мне, какие правила поведения вы должны помнить при сборе лекарственных растений.
Правила:
а) Нельзя рвать много растений.
б) Нельзя пробовать плоды и корень.
в) После сбора лекарственных растений нужно хорошо вымыть руки.
- Предложить детям попробовать напиток «Здоровье», а затем определить, из каких трав приготовлен этот напиток.
3. Создание проблемной ситуации перед предстоящей работой.
_ Обнаруживаю письмо… Дети, вам хочется узнать, от кого пришло письмо? Тогда нужно постараться и отгадать загадку.
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели.
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса.
Их под звон и гомон птичий
Охраняет кто? (лесничий).
- Читаю письмо от лесничего. (В письме лесничий хвалит детей за их трудолюбие, любовь к природе).
- «Посылаю вам в подарок молодые кустики. Знаю, что им хорошо будет жить у вас. Как они называются, догадайтесь сами. А как их найти, подскажет мой помощник, который вас ожидает возле полянки».
- Дети, что нам понадобится для работы? (Дети перечисляют оборудование, необходимое для посадки кустов и идут к полянке).
4. Сюрпризный момент «Встреча с гномиком»
(Возле полянки домик-ширма. Из окошка выглядывает гномик).
Маленький гномик
Сидит у окошка
Гномику, видно, скучно немножко.
К гномику дети сейчас подойдут.
(дети подходят и стучат в окно)
Из домика выходит улыбающийся гномик:
Долго вас я, дети, ждал
И чуть-чуть не задремал
Проводить вас на поляну
Мне лесничий наказал.
- Гномик: «Дорогу я вам подскажу, но с одним условием, если отгадаете 3 мои загадки».
1. Один льет, другой пьет, третий растет (дождь, земля, трава).
2. В поле, на полянке, стоят
Столбики белые,
На них шапочки зеленые (березки).
3. Над лугом парашютики
Качаются на прутике (одуванчики).
- Гномик: «Молодцы, теперь я вам с удовольствием помогу». Гномик берет в руки клубочек со словами: «Волшебный клубочек, службу ты мне сослужи и ребятам дорогу покажи» (имитирует бросок клубочка, в траве заранее проложена веревка, которая ведет к месту работы).
5. Посадка кустов малины.
Дети находят кусты, определяют название с помощью наводящих вопросов.
- Организация работы по звеньям.
- Распределение кустов между детьми.
- Показ с помощью детей приемов работы при посадке куста.
- Самостоятельная работа детей.
- Подведение итогов работы.
- Какие вы молодцы, прекрасно справились с работой. Как преобразилась наша полянка, стала еще краше. А какие вы знаете пословицы о труде?
Пословицы
1. Не будет скуки, когда заняты руки.
2. Кончил дело, гуляй смело.
3. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
4. Не спеши языком, торопись делом.
5. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
6. Кончил дело – гуляй смело.
Итог НОД
Появление гномика с конвертом (в конверте лесничий передает для детей эмблемы защитников леса).
Гномик: «Такие листочки вручаются только тем, кто любит и бережет природу (вручение детям под фонограмму)». Затем Гномик предлагает детям вместе с ним потанцевать на красивой полянке.