Наталья Зацаринина
Конспект НОД по экологическому развитию в средней группе «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой природе, изменения в растительном мире, изменения в животном мире (осень);
продолжать учить детей отгадывать загадки, в некоторых случаях объясняя свой ответ;
упражнять детей в носовом дыхании, тренировать дыхательную мускулатуру.
Коррекционно- развивающие задачи :
развивать познавательную речевую активность по теме «Осень», «Жизнь диких животных осенью».
Публикация «Конспект НОД по экологическому развитию в средней группе „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
развивать цветовое восприятие в процессе продуктивной деятельности при передаче окраски осенних листьев.
развивать мелкую моторику при работе с кистью и красками.
способствовать развитию психических процессов: памяти, воображения, мышления.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать навыки культурного поведения в процессе игры
воспитывать бережное отношение к природе в процессе беседы о жизни диких животных осенью, в продуктивной деятельности.
воспитывать аккуратность и усидчивость в процессе продуктивной деятельности.
воспитывать активность, самостоятельность.
воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: магнитофон, стульчики (пенечки, мольберт.
Демонстрационный материал: Картинки с изображением диких животных, аудиозапись детской песни С. Насауленко «Осень наступила».
Раздаточный материал: картинки с изображением ежа, кисти, гуашь желтого, красного цвета.
Предварительная работа: наблюдение за деревьями, листьями, растениями на цветнике, за птицами, насекомыми. Чтение художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Еж», «Белка», Г. Снегирев «Как птицы и звери готовятся к зиме».
Ход НОД
Воспитатель включает запись фонограммы осенней мелодии. Дети собираются на ковре.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я. (Осень)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас какое время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Ребята, назовите мне признаки осени, что происходит осенью?
Дети: Листья желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края, солнце греет мало, частые дожди, небо серое, становится холоднее, люди одевают теплую одежду.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать "да" или нет".
Осенью идут дожди?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Звери норки утепляют?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать:
Куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (да). Тогда я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в осенний лес. "Глаза закрыли, покружились, и в лесу мы очутились!"
Вот мы и в осеннем лесу. Садитесь на пенечки, отдохнем (дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Ой, ребята, кто-то нас встречает? Узнаете кто, если загадку отгадаете.
1) Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц)
(Воспитатель достаёт картинку зайчика)
Воспитатель: Ребята, а что зайчик делает осенью?
Дети: Зайчик осенью меняет серую шубку на белую.
Воспитатель: Зачем зайчику белая шубка?
Дети: Чтобы лиса или волк не заметили зайца на белом снегу.
2) Воспитатель: Кого же ещё мы встретим в лесу?
- Он в берлоге спит зимой
под большущею сосной,
а когда придет весна,
просыпается от сна. (Медведь).
(Воспитатель достаёт картинку медведя)
- А вы знаете, что медведь делает осенью?
Дети: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, и ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в берлоге будет тепло.)
3) Воспитатель: Как выдумаете, ребята, о каком животном пойдет речь сейчас?
В дупле живет, да орешки грызет. (Белка).
Показывает картинку белки.
Воспитатель: Что делает белка осенью?
Дети: Белочка собирает грибы, орешки, шишки.
Воспитатель: А белочка меняет шубку? (да)
Воспитатель: Какого цвета шерстка становится у белочки? (серая)
Воспитатель: Почему серая? (потому что деревья серые)
4) Воспитатель: Ой, ребята, а это что за зверёк?
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки - ни одной! (Ёжик)
Воспитатель: Правильно, ребята. Это ёжик. А как вы догадались? - А что же будет ёж делать зимой? (ответ детей)
Спать. Ёж летом и осенью нагуливает жирок, что бы всю зиму сытым быть
Воспитатель предлагает детям превратиться в ёжиков.
Дыхательная гимнастика «Ежик»
Вдох носом: короткий шумный («как ёжик») с напряжением мышц всей носоглотки
(ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный через полуоткрытые губы.
Воспитатель: А каких животных еще можно встретить в лесу? (волк, лиса, кабан, лось, енот)
Воспитатель: А у наших животных есть детки.
Дидактическая игра «Кто у кого»
Воспитатель: у зайца Дети: зайчата
Воспитатель: у лисы Дети: лисята
Воспитатель: у медведя Дети: медвежата
Воспитатель: у волка Дети: волчата
Воспитатель: у белки Дети: бельчата
Физминутка
Зайка по лесу скакал (мелкие поскоки на 2х ногах)
Зайка корм себе искал (прыжки с продвижением вперед)
Вдруг у зайки на макушке (дети показывают руками ушки)
Поднялись, как стрелки ушки (пугливо оглядываются)
Шорох тихий раздается (прислушиваются, приставив руку к уху)
Кто – то по лесу крадется
Зайка путает следы, убегает от беды.
Прыгнул в бок и оглянулся (прыжки в разные стороны)
И под кустиком свернулся резкий прыжок и
Словно серенький клубок (присели и спрятались)
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие по осеннему лесу? Много разных животных встретили (дети вспоминают, кого встретили)
Чем заняты животные осенью в лесу? Как они это делают?
Воспитатель: У всех животных происходит линька. Заяц, белка меняют окраску. Животные делают запасы на зиму.
Воспитатель: Ребята, скоро осень закончится. А у нашего ёжика было много дел, и он не успел утеплить свою норку. Давайте ему поможем, нарисуем для него много листочков. Пройдём на волшебную полянку (дети подходят к столам).
Садитесь поудобнее, ножки поставьте вместе, спинки подравняйте, возьмите в руки наши волшебные кисточки и нарисуйте для ежика много листочков. Какого цвета литья осенью? (Красные, оранжевые, жёлтые).
Пальчиковая гимнастика «Собираем листочки"
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Ежику в лес мы их отнесём («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
Работа с красками. Отпечатывание листочков (звучит музыка).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ёжик будет очень рад, увидев, сколько листочков мы ему нарисовали. Теперь-то ему будет в норке тепло всю зиму.
Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться из леса в нашу группу. "Глаза закрыли, покружились, и в нашей группе очутились!"
Итог:
Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? Что происходит осенью? Каких животных мы встретили в лесу? Кому мы помогли? Понравилось вам наше путешествие?