ирина карамельщикова
Конспект НОД по экологии «Вода — это жизнь, бесценный дар, богатство планеты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формирование основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей природе.
Задачи
• Сформировать у детей знания о значении воды, о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек.
• Уточнить представление детей о том, как человек использует её.
• Учить проводить исследования.
• Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
• Воспитывать экологическую культуру.
• Воспитывать бережное отношение к воде.
• Воспитывать умение работать в группе и в паре, договариваться с партнером.
Оборудование и материалы: сундучок, буквы («В», «О», «Д», «А», предметные картинки (ручеёк, река, туча, дождик, игрушка «Капелька», глобус, картинки капельки (белого и голубого цвета, игра «Где живёт вода», иллюстрации с загрязнёнными водоёмами, баночки с водой, стаканчики, фильтры, салфетки, воронки.
Содержание НОД.
1. Мотивационно- ориентировочный этап.
Ребята, у меня есть необычный сундучок – в нем находятся загадки и буквы. За каждую правильно отгаданную загадку я буду давать вам по одной букве. Если вы правильно отгадаете все загадки, то из букв получится нужное слово, ивы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем беседовать.
Загадка первая:
«Быстро убегает прямо из-под ног, брызгами играя, прохладный ….» (ручеек).
Дети получают букву «В» и прикрепляют ее на доску.
Загадка вторая:
«А за поворотом, тиха и глубока, течет, качая лодки, широкая….». (река).
Дети получают букву «О» и прикрепляют ее на доску.
Загадка третья:
«Белые овечки по небу гуляют. Соберутся в стаи- солнце закрывают» (облака).
Дети получают букву «Д» и прикрепляют ее на доску.
Загадка четвертая:
«Облака и тучи рисовал художник. На него из тучи проливался…» (дождик).
Дети получают букву «А» и прикрепляют ее на доску.
Ребята, посмотрите на доску и скажите, что общего у всех этих картинок, какое слово мы собрали из букв?
Дети: Вода.
Догадались о чём мы будем говорить сегодня? Правильно о воде.
Посмотрите, кто-то еще есть в сундучке.
Кто это к нам пришел? Ты кто?
Я капелька
Как зовут тебя?
Меня зовут Капитошка.
А зачем ты к нам пришла?
Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.
У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, где у нас в группе живут капельки-сестрички и какую пользу приносят.
2. Проектировочный этап.
Сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу.
Ребята, а где ещё живёт капелька?
Наша планета Земля – огромный шар. А это глобус – модель Земли. А какого цвета на глобусе больше? Синего.
А что обозначено на глобусе синем цветом? Много воды на Земле?
Это реки, озера, моря и океаны – это вода! (Рассматривают разные водоёмы на глобусе)
Вода есть на земле и под землёй. На земле -это реки, озера, ручьи, моря и океаны. Под землёй тоже есть вода. В некоторых местах она пробивается сквозь землю, тогда получается родник. Есть даже подземные реки.
Все вместе они называются - водоёмами.
А одинаковая вода в водоёмах? (солёная, пресная)
Ребята, а где ещё в природе мы можем найти воду? (облака и тучи, дождь, роса, иней, туман, а зимой снег, лёд, сосульки)
Физминутка «Мама тучка»
Ребята, Капелька приглашает вас поиграть в игру. Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки-капельки. Возьмите со стола капельки, делайте всё, что я скажу. ( Капельки двух цветов: белые и голубые)
-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя) Полетели капельки на землю. Начался дождь. Вдруг подул северный ветер и превратились капельки в… снежинки, закружились снежинки, а некоторые капельки упали на землю и превратились в …лёд. Но тут пригрело солнышко, и они снова превратились в капельки. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки) Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку) Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу) Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках)
3. Практический этап.
Ребята, а вы знаете, кому нужна вода? (Ответы детей)
Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.
Игра «Где живёт вода»
Ребята у вас есть капельки?
Разделитесь на две команды.
Как вы разделитесь? (правильно, по цвету капелек)
Каждая команда походит к столу.
Задание. Выбрать карточки
Первая команда – кому нужна вода.
Вторая команда – где находится вода в природе.
Расскажите, какие картинки вы выбрали
Молодцы, справились с заданием.
А мы где берём воду?
Мы с вами берём воду из водопровода, из крана. Туда она поступает по трубам из водохранилищ. А в водохранилище откуда она попадает? (из реки)
Ребята! Я хочу вам рассказать одну историю. Она называется «Как люди речку обидели». Послушайте.
Рассказ «Как люди речку обидели»
«Жила–была Голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходи люди.
- Посмотрите, какая я чистая, прозрачная, красивая! Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости: искупаться и отдохнуть. Я буду вам очень рада, - говорила Речка.
Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много – много рыбы. Мама нарвала букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и ей пришлось их выбросить. Костя наловил из воды множество улиток, разбросал их по берегу, а некоторых разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.
Гости ушли довольные, а Голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала в гости».
Вопросы по рассказу:
Почему река обиделась на людей?
Какой стала Голубая речка?
Что бы вы сделали на месте Кости?
Я предлагаю вам поиграть в игру «Что не так и почему?» Воспитатель демонстрирует слайды – изображение того, что нельзя делать у рек, озер. Дети объясняют, почему это нельзя делать.
К чему может привести загрязнение воды в реках, озерах?
Может ли в такой воде обитать рыба и почему? Нет, не может, потому что в воде много мусора.
Что нужно сделать, чтобы вода стала чище? ( Дети: не бросать и убрать мусор)
А мы можем пользоваться такой водой?
Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.
Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить — эту или эту? А почему?
Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую.
А что нужно сделать, чтобы вода стала чистой?
Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду.
Отправляемся в лабораторию.
Для проведения опыта, нужно разделиться на пары. Каждая голубая капелька найдёт себе друга – белую капельку.
Очистить воду можно с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами из обычной салфетки. Посмотрите, как это сделаю я (делает фильтр и устанавливает его в стаканчик). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. (дети делают фильтры).
Молодцы, у всех все правильно получилось. Давайте испробуем наши фильтры. Возьмите пластиковые баночки с грязной водой и очень осторожно перелейте эту воду в стаканчик с фильтром. (Дети выполняют задание). Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала? (вода стала чистой).
Воспитатель: Куда же делась грязь и мусор? ( Дети: всё осталось на фильтре).
Вот так мы с вами узнали самый простой способ очистки воды.
В водохранилище тоже воду очищают с помощью фильтров и из крана течёт уже очищенная, чистая вода.
Что случилось бы, если вода вдруг исчезла? (все живые существа погибли бы)
Вот как важно беречь воду.
А что мы можем сделать, чтобы сберечь воду? (закрывать краны)
Правильно, надо охранять чистоту водоёмов и их берегов, не загрязнять их: не бросать мусор, не мыть машины и велосипеды в них. После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой. Ведь вода - это богатство нашей планеты залог жизни и здоровья людей, животных и растений.
4. Рефлексивно – оценочный этап.
Молодцы ребята! Видишь, Капитошка, дети много знают о твоих сестричках-капельках.
Ребята, Капитошка всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки, но посмотрите у капелек нет… чего? (ротика) Если вам было интересно и вы узнали что-то новое – нарисуйте капельке улыбочку, ну, а если было не интересно – нарисуйте грустный ротик.
Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали о воде? (ответы детей).
(надо охранять чистоту водоёмов и их берегов, не загрязнять их: не бросать мусор, не мыть машины и велосипеды в них, после пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой)
О чём бы вы хотели узнать в следующий раз?
Спасибо тебе Капитошка. Молодцы ребята, вы дружно работали, много узнали интересного, были очень внимательны и активны. На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо!