Ирина Козлова
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе
«ВОЛШЕБНИЦА ВОДА»
Цель:
• Формировать представления о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.
Задачи:
1. Образовательные:
- Ознакомить детей со свойствами воды:
• - отсутствие собственной формы;
• - текучесть;
• - пар тоже вода;
• - вода может растворять предметы.
Публикация «Конспект НОД по экологии в подготовительной группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации;
• - развивать навыки проведения лабораторных опытов:
• - закрепить умение работать с посудой (стеклянной и прозрачной);
- Закрепить умение работать с незнакомыми растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
2. Воспитательные:
• -поддержать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;
• -вызвать у детей стремление беречь воду, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей.
3. Развивающие:
• -развивать собственный познавательный опыт;
• -расширить перспективу развития познавательной деятельности детей, путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
Предварительная работа.
• Беседы о воде, её роли в жизни человека.
• Проведение непосредственной образовательной деятельности – экспериментирований с водой.
• Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
• Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки» и др.
• Чтение художественной литературы.
• Наблюдение за водой во время прогулок.
Материал для НОД.
• Прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы.
• Фильтровальная бумага.
• Вещества, которые растворяются в воде: соль, сахар, мука, краска, крахмал, травяной настой календулы или ромашки, любое растительное масло.
• Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребёнка.
• Иллюстрации с изображением водоёмов, водяных мельниц, водохранилищ.
• Электрообогреватель или кипятильник.
Организационный момент
Вос-ль: Сегодня нам пришло письмо от жителей пустыни, с просьбой рассказать им о воде, что такое вода, какая она. И чтобы нам ответить на это письмо я хочу пригласить вас в нашу лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. А какие опыты мы уже с вами проводили? (ответы детей) Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился новый предмет. Давайте к нему подойдём и рассмотрим его. Дети подходят к фонтану и рассматривают его.
Вос-ль: Кто знает, как называется этот предмет? Для чего он нужен? А что льётся в фонтане? (вода) Что мы можем сказать о воде?
Дети: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льётся, течёт.
Основная часть
«ВОДА – ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ»
Вос-ль: Вы сказали: «вода льётся, течёт». Давайте это проверим. Для начала подойдём к столу. Здесь вы видите много посуды. Какая она?
Дети: Стеклянная.
Вос-ль: Как нужно обращаться с такой посудой?
Дети: Аккуратно. Постараться не ударять её друг об друга, можно разбить.
Вос-ль: Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льётся, течёт и растекается на блюдечке. (Самостоятельная работа детей).
Вос-ль: Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко? Почему она растеклась по блюдечку?
Дети: Потому что вода жидкая.
Вос-ль: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой они формы?
Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.
Вос-ль: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?
Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется.
Вос-ль: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в блюдце, чашечку, баночку, бутылочку.
(Самостоятельная работа детей)
Вос-ль: Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем её в баночку? Какую форму она принимает?
Дети: Форму баночки.
Вос-ль: А что произошло с ней, когда мы её налили в чашку, блюдце?
Дети: Вода приняла форму этих предметов.
Вос-ль: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её налили – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.
Вос-ль: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьёмся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода – это плохо. Почему?». Итак, начали: «Вода – это хорошо. Почему?»
Дети: Вода нужна для питья, чтобы готовить еду, умываться, мыть посуду, полы, игрушки, стирать одежду. Водой можно закаляться. Вода нужна для того чтобы поливать цветы, растения в огороде. А ещё в воде живут различные животные и рыбы, возле воды обитают птицы.
Вос-ль: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем ответы второй команды: «Вода – это плохо. Почему?».
Дети: Если в жару напиться холодной воды, то модно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если не аккуратно обращаться с водой и пролить её на пол, то можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывают наводнения и тогда вода разрушает всё на своём пути не жалея ни кого и ничего.
Вос-ль: Молодцы, отлично справились с этим заданием, переходим к следующему вопросу.
«ВОДА МОЖЕТ НАГРЕВАТЬСЯ»
Вос-ль: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, шипеть и булькать? Когда это происходит?
Дети: Когда её нагревают.
Вос-ль: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?
Дети: Огонь, газ, электронагреватель.
Вос-ль: В нашу лабораторию я принесла один из электроприборов. Как он называется? Совершенно верно – это кипятильник. Давайте с его помощью нагреем воду. Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта (вспомнить правила пользования электроприборами). Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.
Вос-ль: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?
Дети: Она кипит, булькает, бурлит.
Вос-ль: А какая кипящая вода?
Дети: Она очень горячая.
Вос-ль: Приведите пример, где вода очень – очень горячая, а где тёплая.
Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. В природных горячих источниках. Тёплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кране, где мы моем руки, в ванне, где купаемся.
Вос-ль: Итак, ребята, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?
Дети: Вода может нагреваться, быть тёплой и горячей.
«ПАР – ЭТО ТОЖЕ ВОДА»
Вос-ль: Сейчас я выключу кипятильник. Вода становится спокойной, перестаёт кипеть, но остаётся горячей. Посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он появился? Я в банку наливала только воду. А вы знаете, откуда появился пар (высказывания детей)
Вос-ль: Вы правы, если воду сильно нагреть, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показать детям). Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки (предложить детям потрогать пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: «Пар – это тоже вода, очень сильно нагретая».
Физкультминутка «Рыбки плавали, ныряли»
«ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ»
Вос-ль: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает. (Сахар)
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Вос-ль: Теперь вторая загадка:
В воде родится,
Воды боится. (Соль)
Убираем салфетку со второго блюдца.
Вос-ль: И, наконец, последняя загадка:
Жёлтое, а не солнце,
Льётся, а не вода,
На сковороде – пенится,
Брызгается и шипит. (Масло)
Вос-ль: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды?
Дети: Потому что они в ней исчезают, растворяются.
Вос-ль: Предлагаю вам всем пройти и сесть за столы, на свои места. Дети рассаживаются на свои рабочие места.
Вос-ль: Давайте проведём следующий опыт и посмотрим, что произойдёт с солью и сахаром, если мы их опустим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите кусочек сахара и размешайте его ложечкой. Что получается? Растворился ли сахар в воде или нет?
Дети: Сахар растворился в воде.
Вос-ль: Возьмите другую баночку и насыпьте в неё ложечку соль. Размешайте её. Что теперь произошло.
Дети: Соль растворилась в воде.
Вос-ль: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно так же исчезнет в воде как соль и сахар? Давайте проведём следующий опыт. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. Идёт самостоятельная работа детей.
Вос-ль: Что произошло с маслом?
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками.
Вос-ль: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды мы познакомились?
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Вос-ль: Правильно. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
«ОЧИСТКА ВОДЫ»
Вос-ль: Ребята, посмотрите ещё раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Вос-ль: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Вос-ль: А вы знаете, это можно сделать, но только при помощи фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (показать, как сделать фильтр из салфетки и установить его в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. Самостоятельная работа детей.
Вос-ль: У всех всё правильно получилось. Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром. Идёт самостоятельная работа детей.
Вос-ль: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Вос-ль: Куда же делось масло?
Дети: Всё масло осталось на фильтре.
Вос-ль: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, не похожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Заключительная часть
Вос-ль: Ребята, человек ни дня не может прожить без воды. А какая же бывает вода? Я предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Какая бывает вода?»
Игра «Какая бывает вода?» : дети встают в круг, воспитатель в центре круга, с мячом. Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос «какая бывает вода?» и возвращает воспитателю мяч ( варианты ответов: минеральная, безвкусная, без запаха, прозрачная, без цвета, морская, речная, водопроводная, болотная, родниковая и т. д.).
После игры воспитатель приглашает детей подойти к фонтану.
Вос-ль: Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали из опытов?
Дети:
-Вода это жидкость;
-Вода не имеет собственной формы;
-Вода может нагреваться, быть горячей;
-Вода может растворять одни вещества и не растворять другие;
-Воду можно очистить с помощью фильтра.
Вос-ль: Вода добрый друг и помощник человека. Многие поэты написали свои произведения о воде, о морях, океанах, реках, ручейках. Послушайте стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода»
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Вос-ль: Действительно, без воды невозможно прожить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.