Татьяна Панкова
Конспект НОД по экологии «Путешествие в зимний зал музея природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности
старшая группа
Тема: «Экскурсия в зимний зал музея природы»
Цель: Расширять представления детей о явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.
Образовательные:
-способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе.
- обобщить знания детей о зиме, о зимнем лесе и его обитателях.
- закрепить понятие «родственные слова»;
- совершенствовать навык употребления прилагательных.
Публикация «Конспект НОД по экологии „Путешествие в зимний зал музея природы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Новогоднее оформление зала
- Оформление зала в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие:
- развивать активную деятельность на осознанное сохранение природы. - развивать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.
- закреплять умение работать с природным материалом;
- развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
- стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Воспитательные:
-воспитывать в детях гуманно-ценностное отношение к природе. - воспитывать любовь к животному и растительному миру.
-воспитывать умение работать в группе, в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра;
- воспитывать нравственные чувства у дошкольников путём приобщения к природе.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно – эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Предварительная работа:
• Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой;
• Беседы о характерных признаках зимы;
• Чтение стихов, сказок, рассказов о зиме;
• Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами и забавами;
• Разучивание песен о зиме;
• Просмотр мультфильмов «Зимняя сказка», «Двенадцать месяцев», «Зима в Простоквашино»;
• Разучивание стихотворения «Белая берёза» С. Есенина.
Материалы и оборудование:
Мультимедийное оборудование, ноутбук, музыка П. И. Чайковского «Времена года. Январь. Зима.», фортепианная миниатюра «Утро» С. Прокофьева, музыка В. Вивальди «Зима», репродукции картин художников И. Шишкина «Зима», «Зима в лесу», И. Э. Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца», «Зимний вечер», электронная презентация на тему «Здравствуй,Зимушка - зима», раздаточный материал (по количеству детей) : еловые и сосновые веточки и шишки, схемы сравнения ели и сосны, цветные карандаши.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент
Воспитатель:
Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки.
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Собирайся детвора,
Путешествовать пора.
Воспитатель: А для того, чтобы узнать, куда же мы сегодня отправимся, надо отгадать загадку:
Запорошила все дорожки
И раскрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Воспитатель: Про кого эта загадка?
Дети: Зима.
Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю в музей природы. И так как за окном зима, отправимся мы с вами в зимний зал музея природы.
Воспитатель: А вы были когда-нибудь в музее?
Дети: Да.
Воспитатель: А для чего люди ходят в музей?
Дети: Чтобы узнать что-то новое и интересное.
Воспитатель:
Тогда в путь.
Чтобы нам попасть в музей,
Нужно взять своих друзей.
Скажем вместе, скажем дружно «Нам в музей попасть всем нужно».
Воспитатель: Вот мы и в музее.
(звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Январь. Зима.», слайд №2)
Воспитатель: А вот и сама хозяйка этого музея - Зимушка – зима. (звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Январь. Зима.», слайд №3) Воспитатель: Зимой природа необыкновенно красива! Все вокруг белеет и искрится. Русская зима стала символом России, так как у нас она проходит с настоящим русским размахом – с метелью и морозами, снегом и сугробами. Но зима бывает разной. Многие художники, поэты, композиторы воспевали красоту и волшебство зимы. Сегодня я вам предлагаю познакомиться с репродукциями картин русских художников - живописцев, которые изобразили зиму. Воспитатель: Внимательно рассмотрите репродукцию картины художника И. Э. Грабаря "Зимний пейзаж" (тихий фон музыки П. И. Чайковского, слайд № 4). Какую зиму вы увидели? Опишите её характер.
Дети: белоснежная, пушистая, хрустальная, нежная, светлая, спокойная, серебристая, искристая, сказочная. Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас эта картина?
Дети: Радость, восторг, покой.
Воспитатель: А сейчас давайте рассмотрим репродукцию картины Л. И. Соломаткина «Зима. Метель» (Звучит отрывок «Зима» А. Вивальди, слайд № 5.). Какой характер у Зимушки – Зимы в этой картине?
Дети: вьюжная, беспокойная, холодная, морозная, колкая, лютая, заледенелая, скрипучая.
Воспитатель: Какие чувства у вас возникают?
Дети: Тревога, беспокойство, волнение.
Воспитатель: Ребята, но после бури всегда наступает затишье. Зима может быть ласковой и нежной, а может быть колкой и холодной. Теперь мы знаем характер Зимушки-зимы: она сказочная, красивая и своенравная. (Звучит музыка – фортепианная миниатюра «Утро» С. Прокофьева, слайд № 6) Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите какие – то звуки? Как вы думаете что это? (ответы детей) Это прекрасные звуки зимы. Посмотрите, мы с вами оказались в зимнем лесу. А лес стоит загадочный, А лес стоит таинственный, Безмолвна тишина… Зверюшек и пичужек- Всех спрятала зима. Воспитатель: Ребята, какие звуки вы слышите в зимнем лесу? Дети: Ветер дует, деревья скрипят, трещат от мороза, птички щебечут, голоса животных, скрип снега. Воспитатель: Какими словами можно охарактеризовать зимний воздух? Дети: Холодный, колючий, звенящий, хрустальный, прозрачный. Воспитатель: Какой бывает зимний ветер? Дети: Сильный, студеный, тихий, жесткий, колючий.
Дыхательная гимнастика
Воспитатель: Сейчас мы превратимся с вами в ветер. Все встанем и подуем так, как дует сильный студеный ветер (дети надувают щеки и дуют изо всех сил). Воспитатель: Покажите, как делают люди, когда на них дует такой ветер? (дети поеживаются, постукивают ногами). Воспитатель: А как дует слабый зимний ветерок? На севере нашей страны такой ветерок называют ласковым словом “Сиверко” (дети показывают, как дует такой ветерок). Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас прогуляться по зимнему лесу. Но прежде, чем мы отправимся в лес, мы с вами вспомним чего нельзя делать в лесу, если вы его друзья. Дидактическая игра «Экологический светофор».
Воспитатель: А поможет нам в этом экологический светофор. У экологического светофора каждый цвет имеет свое значение. Так же, как и светофор дорожный, наш экологический светофор, зажигая КРАСНЫЙ — запрещает приносить вред природе, ЗЕЛЕНЫЙ — разрешает помогать растениям и животным. Воспитатель: А теперь поиграем. Я покажу вам знак, а вы только включите нужный
сигнал светофора, подняв кружочек вверх. (слайд № 7) 1) знак — ломать ветки деревьев (Дети «светофорят» красным цветом.) Воспитатель: Вы зажгли красный цвет светофора. Значит, какое правило вы знаете?
Дети: Нельзя ломать ветки деревьев. Воспитатель: Почему? Дети: Деревья живые, очищают воздух, украшают землю, на деревьях живут птицы. 2) знак — повесь кормушку. (Дети зажигают зеленый свет светофора). Воспитатель: А теперь зажгли зеленый. Значит, мы заботимся о птицах. Почему мы им помогаем? Дети: Под снегом, в холодное время им тяжело найти корм, и они могут погибнуть.
3) знак - ловить диких зверей. (дети зажигают красный цвет). Воспитатель: Почему? Дети: Нельзя ловить диких зверей, в неволе они погибают, а выпущенные снова в лес, не живут.) 4) знак – рубить деревья. (Дети «светофорят» красным цветом) (слайд № 8) Воспитатель: Почему? Дети: Потому что из - за этого гибнет природа, потому что там живут белки и вьют гнёзда птицы. 5) знак – оставлять мусор в лесу (дети зажигают красный цвет) Воспитатель: Почему? Дети: Загрязняется природа, исчезает красота. 6) знак – сохранять и оберегать природу. (дети зажигают зелёный цвет) Воспитатель: Ребята, а как мы должны оберегать природу? Дети: не разорять гнёзда, не ломать деревья, ходить по тропинкам, заботиться о птицах, сажать деревья и т. д.
Воспитатель: Я вижу, что все установленные светофоры работали сегодня правильно. А включали их вы — маленькие помощники старшего экологического светофора. И, поэтому я вам раздаю медальоны — экологические светофорики. Помните, что экологический светофор работает не только в лесу, но и в городе, и дома. Воспитатель: А в какой лес мы с вами попали? Опишите его! Ответы детей: снежный, заколдованный, красивый, зимний, таинственный, суровый, морозный… Воспитатель: Подумайте и скажите, кого и куда спрятала зима в лесу? Дети: Насекомых в кору деревьев, змей, мышей в норы, медведь в берлоге, зайцы и белки поменяли шубки. Воспитатель: Очень постаралась зима. Зимой всем животным очень трудно жить. Воспитатель: Ребята, какие изменения происходят с деревьями зимой? (ответы детей) Воспитатель: - Большинство деревьев стоят голые, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее они «дремлют», т. к. хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. Ещё один признак зимы – деревья и кусты стоят голые. Воспитатель : Все ли деревья сбрасывают листья? Дети: Нет. Воспитатель: Как называют такие деревья? Дети: Хвойные. Воспитатель: Хвойные деревья не сбрасывают свои иголочки, потому что они покрыты восковым налётом и поэтому им не страшен мороз. Воспитатель: Какие хвойные деревья вы знаете? Дети: Ель, сосна. (слайд № 9) Воспитатель: А почему их называют хвойными деревьями? Дети: Потому что у них вместо листьев – иголочки. Воспитатель: Правильно, ребята. Иголочки у этих деревьев твёрдые, кожистые, поэтому им не страшен мороз. Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, чем похожи ель и сосна и чем они отличаются? Дети : Да. Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в лабораторию музея.
Экспериментальная деятельность «Сравнение формы кроны сосны и ели» (слайд № 9) Воспитатель: Ребята, внимательно рассмотрите эти два хвойных дерева. Что вы можете сказать про ствол сосны и ели? Дети: Ствол у сосны прямой и высокий, ствол у ели густо покрыт иголками. Воспитатель: А теперь сравните форму кроны сосны и ели. На что похожа форма кроны сосны? Дети: На парашют. Воспитатель: Форма кроны у сосны напоминает раскрытый купол парашюта. Про такую форму говорят, что она куполообразная. Воспитатель: А что вам напоминает форма кроны ели? Дети: Пирамиду. Воспитатель: У ели – пирамидальная, потому что по форме напоминает пирамиду. «Сравнение веток сосны и ели» (слайд № 10) Воспитатель: Возьмите в правую руку веточку ели, в левую – сосны. Как отличили? Дети: Хвоинки у ели короткие, у сосны – длинные. Воспитатель: Как прикрепляются к веточке? Дети: У ели сидят по одной, у сосны – по две. Воспитатель: Вы правильно отметили отличительные признаки. А похожи ли эти ветки между собой? Дети: Похожи. Воспитатель: В чем их сходство? Дети: У сосны и ели одинакового цвета иголки (зеленые, но у сосны светлее, а у елки темнее.) «Сравнение шишек сосны и ели» (слайд № 11) Воспитатель: Ребята, а теперь сравните шишки сосны и ели. Воспитатель: Как сказать – шишка ели? Дети: еловая. Воспитатель: Шишка сосны? Дети: сосновая. Воспитатель: Возьмите в правую руку еловую шишку, в левую – сосновую. Как отличили? Дети: Еловые – вытянутые, узкие, длинные, сосновые – округлые. Воспитатель: Ребята, вы правильно назвали отличительные признаки ели и сосны. А теперь результаты ваших наблюдений отметьте в таблице (см. Приложение 2), которая лежит у вас на столах. Воспитатель: Ребята, как вы думаете кто из животных в лесу дружит с сосной и елью? (слайд №12) Дети: (перечисляют) : С сосной дружат муравьи, дятел, лось, мышки. С елью дружат заяц, белка, птицы. Воспитатель: А как вы думаете почему? Дети: Птицы, мышки, белки питаются семенами шишек. Воспитатель: Правильно, ребята. Зимой к сосне приходит лось. Он любит полакомиться молодыми веточками сосны. Белка живёт в дуплах на ели и сосне. Питается семенами шишек. Под хвойными деревьями можно встретить лесных грызунов – мышей – полевок. Полевки питаются семенами шишек. Зимой хвойный лес спасает зверей и птиц не только от голода, но и от стужи. В густых еловых ветвях клесты вьют гнезда и выводят птенцов. Под еловыми лапами заяц спрячется от ветра и хищников. .Под корой ели и сосны живут мелкие жучки – короеды. Когда их мало, они не страшны. Если много, они приносят хвойным деревьям большой вред. К ели и сосне полакомиться короедами прилетает дятел. Дятла называют санитаром леса. Он питается короедами, а иногда семенами сосны. Муравьям сосна в тёплое время года даёт “строительный материал” для муравейника – хвою. Эти насекомые любят делать свои жилища у южной стороны сосны. Уничтожают за сезон тысячи вредных насекомых. Медведи часто делают берлоги под корнями упавшей ели. Воспитатель: В настоящее время много хвойных лесов уничтожено в результате строительства дорог, городов, лесных пожаров. Потеря лесных богатств - одно из экологических бедствий. В Красную книгу России занесено уже 11 видов хвойных растений. Лес – это великое богатство. Что мы должны делать? (сохранять леса). Деревья живут очень долго, до 500 лет. Но чтобы вырастить молодую ёлочку нужно до 10 лет, сосенки вырастают чуть быстрее. Лесники выращивают молодые сосны и ели, потом их высаживают на вырубках. Дети тоже помогают. Воспитатель: Ребята, наверное, вы замёрзли. Давайте погреемся.
Игровое упражнение «Массаж» На дворе опять мороз
Чтобы носик не замёрз
Мы его сейчас потрём
И погладим, и помнём.
Растираем наши щёчки,
Пусть алеют как цветочки.
Проведём по бровкам, глазкам,
Будут глазки словно в сказке.
А теперь погреем ушки,
Вот какие непослушки.
Хлопнем, хлопнем, хлопнем снова,
Будем мы всегда здоровы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вам интересно было в музее природы? Что ж, пришла пора оставить в книге отзывов музея природы очередную запись. Рефлексия. Воспитатель: Продолжите предложение, которое начинается так: -Я узнал….
-Я удивился…
-Я запомнил…
Воспитатель: Нам пора возвращаться. Сейчас закройте глаза. Произнесите волшебные слова:
Скажем вместе, скажем дружно, В детский сад попасть нам нужно! Воспитатель: С благополучным возвращением! Я думаю, обо всём интересном, что вы узнали в музее природы, вы расскажете своим друзьям и родителям. Спасибо вам, ребята, с вами было интересно общаться.