Жанна Журавлёва
«Край, в котором мы живем». Конспект НОД по экологии для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
«Край, в котором мы живем»
(региональный компонент)
Задачи:
«Познание» :
-закрепить знания о достопримечательностях родного края;
-закрепить знания о своеобразии жизни народов ханты (природа, жилище, одежда);
-развивать мыслительные операции на основе сравнения, умение классифицировать;
-воспитывать бережное отношение к природе, развивать познавательный интерес.
«Коммуникация» :
Публикация «„Край, в котором мы живем“, Конспект НОД по экологии для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
-совершенствовать речь как средство общения;
-продолжать работу по обогащению природоведческого словаря.
«Чтение художественной литературы» :
-пополнять литературный багаж загадками, стихотворениями.
«Социализация» :
-расширять представления о родном крае;
-продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети;
-воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
«Музыка» :
-приобщать к музыкальной культуре народов Севера;
-формировать навыки художественного исполнения различных образов.
«Здоровье и физическая культура» :
-обеспечить оптимальную двигательную активность, используя народные подвижные игры.
Словарная работа: Югра, ханты, стойбище, малица, чум, кисы.
Предварительная работа:
Чтение рассказов «Буровичок Югорка», рассматривание иллюстрации о городе.
Материал:
Презентации: «Сургут», «Черное золото Югры»; плоскостные муляжи: деревьев, рыб, животных, ягод нашего края; макет «Хантыйское стойбище».
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о нашем крае, в котором мы живем, о нашем общем доме.
Сургут… Югра… Сибирь… Россия…
Нет для меня земли красивей,
Роднее нет и нет дороже,
В ненастный день и день погожий.
Брожу в окрестностях Сургута,
На сердце грустно почему-то
И на душе печаль.
Не от того ль, что утром росы
И клюква на болоте вроссыпь.
И что румяные осинки
Стоят с берёзками в обнимку
В предчувствии зимы седой.
И даже лютые морозы не охладят любви…
Сойдут снега, уйдут морозы,
Вновь над землёю грянут грозы.
Воспитатель: Ребята, как называется наш город?
Воспитатель показывает презентацию о городе Сургуте.
Сургут – большой и красивый город. Расположен он на севере нашей страны. У нашего города есть герб. В нем много школ, домов, магазинов, детских садов, памятников. А какие достопримечательности нашего города вы знаете?
В нашем городе живут люди разных профессий: врачи, учителя, строители. Врачи нас лечат, учителя учат детей, строители строят дома,
Еще в нашем городе живут и работают нефтяники и газовики. Чем занимаются люди этих профессий?
Воспитатель демонстрирует презентацию «Черное золото Югры»
Не только нефть и газ главные богатства нашего города. Чем же еще богат наш край? Да вы правы: в Югре много лесов. Наш лес называют тайгой. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по тайге. Какой вид транспорта мы с вами выберем?
Дети отправляются в путешествие.
Вот мы с вами и в тайге. Посмотрите, какие деревья вокруг вас? Дети перечисляют названия деревьев. Чем богата тайга? (ягоды, грибы, орехи) А какие животные водятся в наших краях. Дети перечисляет животных.
А еще в нашем крае протекает красивая полноводная река. Как она называется?
Какие рыбы водятся в Оби?
Физкультурная пауза. П/и хантыйская «Ручейки и озера»
Дети подходят к макету «Хантыйское стойбище».
А еще в тайге по берегам рек располагают свои стойбища ханты. Кто расскажет о жизни коренных жителей.
Воспитатель обобщает ответы детей. Перед вами хантыйский дом - чум. Зимой чум покрывают шкурами животных. При переезде на другое место – стойбище - чум разбирают и перевозят с собой. Хозяйка чума - хантыйская женщина-является хранительницей очага. Она готовит еду: уху из щуки, строганину из оленьего мяса, чай из целебных трав. Хозяйка занимается изготовлением одежды. Шьет малицы - шубы из оленьих шкур и унты - меховые сапоги. Женщины занимаются воспитанием детей. Для младенцев изготавливают специальные люльки из бересты. А вместо памперсов используют мох - он обладает дезинфицирующими свойствами. На колыбельке рисуют глухарку. Ханты считают, что она защитит ребенка от злых духов. Для девочек мамы сами шьют кукол из тряпочек и ниток.
«Мужчины -ханты занимаются охотой, рыбной ловлей. Для этого они используют ловушки, силки Меткие охотники ханты! Из древесины они изготавливают легкие сани – нарты. В нарты запрягают оленей и передвигаются по тундре. Олень для ханты и дом, и еда, и помощник в перевозке груза. А еще у наших коренных жителей есть национальный обряд «Дерево желаний». Они приходят к дереву, привязывают к веточке яркую ленточку, произнося при этом своё желание. Мы тоже подойдем к макету дерева и произнесем желание для нашего города, края, страны.