Наталья Вербовенко
Конспект НОД по выразительному чтению «Стихотворение З. Александровой «Мой мишка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по выразительному чтению
Образовательная программа: «От рождения до школы».
Тема: Стихотворение З. Александровой «Мой мишка»
Возрастная группа: вторая младшая.
Форма организации: подгрупповая
Публикация «Конспект НОД по выразительному чтению „Стихотворение З, Александровой „Мой мишка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Медведь, медвежата
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Интеграция образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» (физкультминутка) и видов деятельности (игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы).
Средства:
- наглядные: игрушка-Мишка, одетый в рубашку и штанишки с кармашком.
- музыкальные: спокойная музыка для физкультминутки.
Информационное обеспечение (литература, Интернет-ресурсы) :
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 64 с.
2. Затулина Г. Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. – М. : Центр педагогического образования, 2013. – 144 с.
3. Кариухина Н. А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Коммуникация» во второй младшей группе. – Воронеж: Учитель, 2012. – 123 с.
4. О заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. – URL : https://sundekor.ru/referat/dlya-studenta/o-zauchivanii-stikhotvorenii-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta/
Задачи образовательной программы Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Образовательные:
- обучение пониманию образного языка стихотворения и выразительному чтению;
- учить слушать стихи.
- заучивание наизусть.
Развивающие:
- развитие памяти, внимания, интонационной выразительности речи;
- активизация и обогащение субъективного опыта дошкольников;
- развитие эмоциональной сферы детей;
Воспитательная:
- воспитание интереса к чтению и изучению художественных произведений;
- воспитание навыков культуры общения (здороваться и прощаться). - развивать умение слушать у гиперактивных детей (Стас, Вова);
- развивать выразительность речи (Настя, Мирон).
- тренировать память детей с плохой памятью (Даша, Никита, Ирина).
Ход взаимодействия
Этапы Содержание деятельности Деятельность (действия) педагога Деятельность (действия) детей Планируемые результаты
1. Мотивационный этап Организация начала занятия, создание психологического настроя, привлечение внимания детей их мотивация на предстоящую деятельность. 1. Вступительное слово. Сюрпризный момент.
Вносит в группу мишку одетого в одежду и говорит:
- Ребята посмотрите, кто к нам пришёл в гости?
- Правильно мишка.
- Поздоровайтесь, с мишкой.
- Ребята, скажите, какой мишка, большой или маленький?
- А какого цвета мишка?
- А какая у него шерсть, потрогайте мишку?
- Ребята, а во что одет мишка?
- Какого цвета рубашка?
- А штанишки, какого цвета?
- А на штанишках, что это?
- А что лежит в кармане?
- А как вы думаете, для чего у мишки платочек?
- Всё правильно, чтобы вытирать руки, глаза, рот, и быть всегда чистым и аккуратным, и запомните, что платочек свой давать никому нельзя, должны пользоваться каждый своим платочком.
2. Упражнение «Громко – тихо».
Покажите, как рычит большой медведь? А теперь – как рычит маленький медведь?
3. Постановка задач НОД (определение главной цели.
- Вот какой красивый, нарядный мишка пришел к нам в гости. Он принес нам стихотворение о себе.
Как вы думаете, что мы будем делать с этим стихотворением?
- Все правильно вы сказали. Когда вы выучите это стихотворение, то сможете его рассказать дома и порадовать своих родителей.
Разглядывают мишку и отвечают на вопросы воспитателя:
- Мишка.
- Здравствуй, мишка!
- Большой.
- Коричневого.
- Мягкая, пушистая.
- В рубашку, штанишки.
- Желтого.
- Синего.
- Карман.
- Платочек.
- Вытирать руки, глаза, рот, и быть всегда чистым и аккуратным.
Индивидуальные ответы, как рычит большой и маленький медведь.
- Читать, учить наизусть.
Формирование умения настроиться на предстоящую работу.
Активизация жизненного опыта детей.
Воспитание навыка культуры общения.
2. Основной этап Обеспечение восприятия и усвоения нового материала.
Повторение всего текста ребенком с хорошей памятью. 1. Воспитатель выразительно читает стихотворение, интонационно выделяя слова и делая паузы.
- Ребята, послушайте, стихотворение про мишку.
Я рубашку сшила Мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.
На плите сварилась каша.
Где большая ложка наша?
Я тебе перед едой
Лапы вымою водой.
Повяжу тебе салфетку.
Ешь котлетку,
Ешь конфетку,
Молоко свое допей,
И пойдем гулять скорей.
2. Беседа по содержанию стихотворения.
О ком это стихотворение? (О мишке)
Что сшили мишке? (рубашку)
А ещё что сшили? (штанишки)
А что пришили к штанишкам? (карман)
А в карман, что положили? (конфетку)
3. Повторное чтение стихотворения для запоминания.
- Слушайте внимательно и запоминайте. Я еще раз прочту стихотворение про мишку. (Воспитатель читает ещё раз стихотворение, дети повторяют каждую строчку).
- Аня прочитай стихотворение, громко, с выражением.
- Молодцы, ребята.
- Ребята, а мишка с нами хочет поиграть.
4. Физкультминутка.
Мишка милый, мишка славный, (Шагают на внешнем своде стопы, Неуклюжий и забавный (держат руки, как лапы, Весь из плюша мишка сшит (покружились вокруг себя, Ватой пышною набит. (наклоны в стороны). Слушают стихотворение, запоминают его.
Отвечают на вопросы.
Дети с хорошей памятью выразительно читают стихотворение наизусть.
Делают движения под стихотворение по словесной инструкции. Научатся понимать образный язык стихотворения, слушать стихотворение, выразительно читать стихотворение, заучивать наизусть.
Разовьются память, внимание.
Возникнет интерес к чтению.
Произойдет активизация и обогащение субъективного опыта дошкольников.
3. Заключительный этап Закрепление знаний и способов действия. Повторение всего текста ребенком с плохой памятью. Анализ и оценка успешности достижения цели НОД.
Подведение детей к самоанализу деятельности и ее самооценке. - Мишка, посиди, отдохни, послушай стихотворение.
- Даша, прочти стихотворение про мишку.
Детям с плохой памятью воспитатель помогает: ободряет взглядом, жестом, подсказывает слова, на первых порах просто заставляет имитировать интонацию.
- Кто еще запомнил стихотворение?
- Ребята, молодцы! Хорошо запомнили стихотворение про мишку.
- Чье чтение стихотворения вам больше всего понравилось?
- Ты, Настя (Стас, Наташа, сможешь прочитать стихотворение выразительно?
- Сможете теперь его рассказать дома и порадовать своих родителей.
- А сейчас давайте покажем, какая веселая и радостная была мордочка у мишки, когда он слушал стихотворение. Улыбнитесь, покажите, как вы умеете радоваться. Вот какие вы красивые «зубки белые, глазки смелые». Молодцы!
- Нам пора попрощаться с мишкой, ему пора к своим друзьям.
- Приходи к нам, мишка, еще.
– До свидания! Дети с не очень хорошей памятью выразительно читают стихотворение (с помощью воспитателя).
Улыбаются, прощаются с мишкой. Закрепление умений читать стихотворение выразительно наизусть.
Воспитание навыка культуры общения (прощание).
Формирование навыка самоанализа.
Самоанализ
Обоснование выбора и постановки задач НОД
1. Конспект НОД на тему «Стихотворение З. Александровой «Мой мишка» для второй младшей группы составлен в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основной образовательной программы «От рождения до школы».
2. Уровень речевого развития подготовленности к восприятию художественной литературы (выразительному чтению небольшого по объему стихотворения) детей данной группы соответствует возрастным нормам.
3. Место НОД. Проводится в соответствии с планом работы воспитателя по образовательной области «Речевое развитие» подраздел «Художественная литература» в марте.
Мотивационно-ориентационный аспект
1. Педагог смогла обеспечить мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой к деятельности. Для этого использовался сюрпризный момент (игрушка мишка) и краткая вступительная беседа.
2. Цель и задачи НОД точно и доходчиво разъяснены детям. После вступительного слова педагога и его вопросов дети сами формулируют главную цель – научиться выразительно читать стихотворение наизусть. Она стала личностно значимой для детей, потому что они смогут рассказать его дома и порадовать своих родителей.
3. Деятельность педагога была нацелена на развитие индивидуальности детей, их способности к самопознанию и саморазвитию. Воспитатель вела беседу с детьми в начале НОД (сюрпризный момент) и после чтения стихотворения (в основной части, просила прочитать стихотворение наизусть сначала детей с хорошей памятью, потом – после повторного чтения – детей с плохой памятью, тем самым добиваясь, чтобы все дети выучили стихотворение и могли читать его выразительно).
Содержательный аспект
1. Содержание НОД адекватно требованиям образовательной программы, задачам и ведущей идеи НОД.
2. Педагог смогла правильно определить групповые и индивидуальные возможности воспитанников, поэтому детям на занятии было интересно, они активно отвечали на вопросы, старались запомнить стихотворение, читали его выразительно. После НОД некоторые дети вслух читали стихотворение, другие говорили, что прочитают его дома маме и папе.
3. Реализована интеграция:
- содержания образовательных областей («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие» (физкультминутка);
- видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы).
Организационный аспект
1. Для активизации и обогащения субъективного опыта дошкольников педагог использовала вопросно-ответный метод ( когда спрашивала детей: «Для чего для чего у мишки платочек?» ( ответ: чтобы вытирать руки, глаза, рот, и быть всегда чистым и аккуратным, и запомните, что платочек свой давать никому нельзя, должны пользоваться каждый своим платочком); обучение выразительному чтению (когда читала стихотворение несколько раз, педагогическое требование для воспитания навыков культуры общения (здороваться и прощаться, улыбаться, передавая свое хорошее настроение.
2. Применялась диалоговая форма общения (беседы с детьми).
3. Педагог стимулировала детей к индивидуальному выбору задания (просила желающих выразительно прочитать стихотворение наизусть).
4. Ситуация успеха создавалась для каждого ребенка: педагог хвалила детей за правильные ответы, выразительное чтение стихотворения, помогала детям с плохой памятью: ободряла взглядом, жестом, подсказывала слова и правильную интонацию.
5. Были созданы условия для проявления самостоятельности детей: индивидуальные ответы на вопросы, возможность прочитать стихотворение наизусть.
Оценочно-результативный аспект
1. В течение НОД (после выразительного чтения детьми стихотворения наизусть) и на заключительном этапе НОД педагог осуществлял анализ деятельности детей и с помощью вопросов и положительных оценок создавал условия для самоанализа и самооценки деятельности детей.
2. Педагог столкнулся с проблемой нехватки времени послушать всех детей, желающих выразительно наизусть прочитать стихотворение. Путь решения: послушать каждого ребенка после НОД в течение дня.