Екатерина Антонова
Конспект НОД по валеологии в средней группе детского сада «Что мы знаем о глазах?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель НОД: формирование представления о части тела – глазе, его строении и значении в жизни человека.
Задачи: развивать потребности в чистоте и правильном уходе за глазами; формировать навыки здорового образа жизни; в промежутках между деятельностью детей проводить физкультминутки длительностью 1-3 минуты.
в форме игровой деятельности воспитывать чувство коллективизма и создавать ситуации эмоционального благополучия;
развивать способность понимать и правильно осмысливать содержание стихотворений, загадок;
уточнить представление детей о строении глаза;
Публикация «Конспект НОД по валеологии в средней группе детского сада „Что мы знаем о глазах?“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осанка. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения.
Дидактический и наглядный материал: рисунок строения глаза человека; фотоаппарат, очки, овощи фрукты (морковь, томат, красный перец, черника).
Содержание НОД.
Этапы НОД Время Деятельность воспитателя Деятельность детей
1. Организационный этап: 1 мин Приветствует детей, настраивает на работу Дети приветствуют воспитателя, настраиваются на работу.
2. Этап мотивации и целеполагания: 3 мин Воспитатель сообщает, что проходит неделя здоровья; беседует с детьми о содержании и целях занятия. Появляется гость – Незнайка – со словами:
Я весь день телевизор смотрел,
До полуночи над книгой сидел.
Свет обычно включать не любил
И в темноте вечера проводил.
Видел всё! а теперь не могу! (см. ссылку 2).
Воспитатель предлагает помочь Незнайке. Дети участвуют в беседе, высказывают свое мнение; приветствуют гостя, беседуют с Незнайкой.
3. Операционный этап:
1-я часть:6 мин. Загадывает загадку (см. ссылку 1) :
Два братца через дорожку живут,
А друг друга не видят (глаза)
Воспитатель переходит к беседе о строении и значении глаза, демонстрирует наглядно на стенде (см. ссылка 3, предлагает сыграть в игру «Найди пару» (см Приложение 1).Дети отгадывают загадку, вместе с гостем слушают, участвуют в беседе, играют в игру.
Часть 2-я: 7мин. Рассказывает об уходе за глазами; объясняет и показывает упражнения для глаз (см. Приложение 2); рассказывает о витаминах, загадывает загадки об овощах полезных для здоровья глаз:
- Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая!
(морковь)
- Стоит рядом с нами,
Смотрит чёрными глазами.
Черна, сладка, мала
И ребятам мила!
(черника)
- Это красавец помидор –
Круглый, толстый, гладкий.
Щёки до красна натёр
И висит над грядкой!
(см. ссылку 1)
проводит игру «Витамины для глаз» (из различных предметов выбрать те, в которых содержатся витамины для глаз). Дети отгадывают загадку, вместе с гостем слушают, участвуют в беседе, играют в игру.
Аналитический этап:3 мин. Воспитатель предлагает подумать и сформулировать правила для сохранения зрения:
- Нельзя смотреть близко телевизор!
- Нельзя смотреть на солнце без специальных очков!
- Нельзя читать и рисовать в темноте. Надо при свете или у окна!
- Не тереть глаза грязными руками!
- Не сидеть долго за компьютером!
В темноте никогда не читай,
Телевизор пореже включай!
А то придётся очки заказать,
Чтоб снова газеты и книги читать! (см. ссылку. 2)
; вспомнить цель занятия; подводит итог, благодарит за участие на занятии и благодарит гостя. Участвуют в беседе, высказывают свое мнение, обсуждают занятие, высказывают эмоции.
Итого: 20 мин
Приложение 1
Примерное содержание беседы о строении и значении глаз.
Воспитатель: А скажите, зачем глаза нужны человеку?
Дети: (ответ детей)
Воспитатель: Правильно! Глаза помогают видеть всё то, что вокруг нас, всю красоту природы; различать предметы, цвет, форму; читать книги и многое-многое другое. Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета?
Дети: (ответ детей)
Незнайка: Дайте мне тоже посмотреть.
Незнайка смотрит в глаза детей, отмечая у каждого свой цвет.
Проводится игра «Найди пару».
Воспитатель: А на что похожи глаза?
Дети: (ответ детей)
Воспитатель: Ваши глаза похожи на два фотоаппарата.
(показывает фотоаппарат)
Наружное отверстие камеры прикрыто прозрачным стёклышком, чтобы внутрь не попала вода и грязь. Есть такое приспособление и в наших глазах. Это роговица -прозрачная внешняя оболочка глаза, которая пропускает свет.
Воспитатель обращает внимание на стенд с изображением глаза
Воспитатель: Роговицу надо постоянно смачивать, а то она может высохнуть и помутнеть. Роль смазки в наших глазах выполняют слёзы!
Воспитатель обращает внимание на стенд.
Воспитатель: Это цветное колечко - радужная оболочка или радужка. В центре глаза виден чёрный кружок. Он то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Давайте понаблюдаем за зрачком. Посмотрите друг другу в глаза. {Выключается на несколько секунд свет). Что произошло со зрачком в темноте? (ответы детей). В темноте зрачок расширился. А при свете сузился.
Глаза очень нежные, поэтому они нуждаются в защите! У каждого глаза есть свои стражи - веки, ресницы, брови (показывает на стенде).
Веки защищают глаза от пыли и других мелких посторонних частей. Расположенные на их краях ресницы очень прочные.
Незнайка: А я знаю, зачем они нужны. Чтобы их красить! Так делают наши девочки из Цветочного города.
Воспитатель: Это не главное их назначение. Когда верхние и нижние ресницы смыкаются, они образуют барьер для грязи.
Незнайка: Как вернусь домой, обязательно всем девочкам расскажу. А чем, интересно, могут помочь эти лохматости над глазами? (показывает на брови) Зачем они тут растут?
Воспитатель: Эти, как ты сказал, лохматости называются брови. И растут они для того, чтобы защищать глаза от пота, стекающего со лба. Но кроме век, ресниц и бровей есть ещё один страж. Это слёзы. Они тоже защищают глаза от попадания в них соринок. Ну что, Незнайка, запомнил, как устроен глаз?
Незнайка: Да! Это проще простого!
Приложение 2
Гимнастика для глаз
Первое упражнение:
Закрыть ладонями глаза, не нажимая на них, полностью исключая доступ света (1 минута). Открыть глаза.
Второе упражнение:
Закрыть глаза. Массировать надбровные дуги лёгкими круговыми движениями указательных пальцев от носа к виску (2-3 раза).
Третье упражнение:
Закрыть глаза. Медленно переводить глазные яблоки в крайнее левое, затем в крайнее правое положение (5-6раз).
Четвёртое упражнение:
Открыть глаза и посмотреть на цветок, нарисованный на стекле, затем перевести взгляд на вид за стеклом (5 - 6 раз).
Используемые источники информации.
Ссылка 1: Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателей детского сада, 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1985.-180с.
Ссылка 2: http://www.maaam.ru
Ссылка 3: http://www.more-optiki.kiev.ua/index.php?show_aux_page=20