Марина Шипулина
Конспект НОД «Путешествие в страну Звукоманию» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «Путешествие в страну «Звукомания»»
Цель: Развитие звуковой культуры речи.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представления детей о времени года весне.
2. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные, согласные звуки.
4. Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделяя.
Развивающие:
-развивать фонематическое восприятие и слух;
- развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в страну Звукоманию“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
- Воспитывать интерес к учебной деятельности.
Оборудование:
Демонстрационный : иллюстрации весны, указка, фишки синего, зеленого, красного цветов. Компьютер. Музыкальный центр. Флешкас записью «Голоса природы». Картинки: жук, подснежник, жаворонок; картина – схема «жуки», солнышко.
Раздаточный: картинка – схема «жуки», палочка – указка, фишки синего, зеленого и красного цветов.
Предварительная работа:
-Консультация для родителей : «Речевые игры по дороге домой и в детский сад».
- Папка – передвижка «Весна».
- Рисование «Ранняя весна».
-Родительское собрание: «Проблемы в обучении грамоте. Пути решения. Мастер – класс».
-Беседа с детьми о времени года: весна, признаках весны. Рассматривание картинок и иллюстраций о весне и первых признаках весны (появление цветов – первоцветов, жуков, перелетных птиц).
- Подбор художественной литературы о весне, птицах, животных. Чтение стихов, загадок и книг о весне, птицах.
-Изготовление и рассматривание папок: «Цветы», «Жуки», «Весна», «Птицы».
-Изготовление и проведение дидактических игр «Цепочка слов», «Назови слова с заданным звуком», «Доскажи словечко», «Подними нужную карточку», «Живые звуки».
-Разучивание с детьми приветствие солнышку. Чтение пословиц и поговорок с заданными звуками.
-Посещение школы – просмотр презентации «Обучение буквам».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие – разбор слова «Жуки»; речевое развитие - называли слова со звуком «Ж»;художественно- эстетическое развитие - слушали звуки природы, ознакомление с художественной литературой: потешки о солнышке, загадки;физическое развитие – упражнение для глаз и физминутка, социально –коммуникативное развитие.
Ход НОД:
Под музыку «Голоса природы».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?
Воспитатель: Давайте, поприветствуем солнышко и друг друга.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка, земля!
Здравствуй, все мои друзья!
А вот о чём мы будем говорить на занятии, вы узнаете из стихотворения «Март» Автор: В. Алфёров.
Воспитатель:
«Отшумели все метели
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели
И сосульки в ряд висят,
Веселее и теплее
Стали мартовские дни
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тилькает синица
Возле нашего окна
На дворе у нас, ребята,
Настоящая весна!
Воспитатель: Какому времени года посвящается наша сегодняшняя встреча?
Какие перемены в природе подсказывают нам, что наступила весна? (передают солнышко друг другу)
Воспитатель: Какие звуки можно услышать весной на улице?
Воспитатель: А вы хотите очутиться в волшебной стране знаний, где живут звуки?
Мы вместе с нашим солнышком и весенним настроением отправимся в волшебную страну знаний.
Каждый из вас должен закрыть глаза и представить, что он очутился в волшебной стране «Звукомании», где каждый звук загадка (включается музыка).
Воспитатель: Давайте все вместе скажем такие слова: 1, 2, 3, 4, 5 - в страну «Звукоманию» хочу я попасть!
Воспитатель: Вот вы и очутились в волшебной стране, и вас встречает учитель Татьяна Борисовна. Некоторые ребята уже с ней знакомы, т. к. они уже посещают эту страну знаний. Давайте поприветствуем Татьяну Борисовну!
Воспитатель: Давайте расскажем, чему мы научились в детском саду и что мы знаем о волшебных звуках ее страны. Звуки эти разные. Какие?
-Что вы знаете о гласных звуках?
-А что вы можете сказать о согласных звуках.
-Какие бывают согласные звуки (твёрдые и мягкие).
А для чего мы должны знать звуки?
Учитель Т. Б. : А вы хотите научиться читать?
А для чего нужно уметь читать?
Ребенок читает стихотворение «Как хорошо уметь читать!» Автор Валентин Берестов.
Воспитатель:Да, дети, это пригодится вам для успешной учебы в школе. А в этом поможет нам страна «Звукомания».
Учитель: Но прежде чем научиться читать, мы должны знать все звуки и буквы нашего алфавита. И сегодня я хочу вам рассказать о очень важном звуке, который встречается в словах – отгадках. Что это за звук?
Отгадайте весенние загадки (жаворонок, подснежник, жук)
1. Черен – да не ворон,
Рогат – да не бык,
Шесть ног – да без копыт.
Летит, воет, сядет – землю роет».
2. Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький…
3. Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.
УчительТ. Б. : Какой один и тот же звук слышится в этих словах? (ж). Подумайте и назовите мягкого братца. Правильно его нет, звук (ж) одинок, он всегда твердый согласный.
Физкультминутка музыкальная.
Воспитатель: Как вы думает, кто собирает пыльцу с цветов?
Сегодня мы с вами познакомимся с новым словом «жуки». Для этого вам нужно сесть за парты, как настоящим школьникам. Я прошу вас провести звуковой анализ слова.
Дети вместе с учителем проводят звуковой анализ слова "жуки" (делят его на слоги).
Учитель:
- Сколько звуков в этом слове? Как вы узнали?
- Приготовьте карточки для звукового анализа.
- Поставьте указку на начало слова.
- Скажите слово «жуки» так, чтобы услышали первый звук.
- Назовите первый звук. Кто все расскажет об этом звуке?
Разбирается каждый звук в слове «жуки». Определяют гласные и согласные звуки в слове.
Дети обращают внимание на различия между гласными – обозначают его красным цветом (которые поются и при произношении этих звуков ничего не мешает (язычок, зубки и губки, звук свободно произносится) и согласными звуками, которые не поются (при произношении согласных звуков мешает язычок, губки или зубки).
Разделяют согласные звуки на твердые и мягкие звуки, обозначая их фишками синего и зеленого цвета.
Дидактическая игра: «Назови слово с заданным звуком «Ж».
Учитель Т. Б. Вы назвали очень много слов со звуком «Ж», а скажите мне, у этого звука есть младший братец (мягкий звук?
Учитель Т. Б. : Вот и закончился мой урок, пора нам прощаться, а вам возвращаться в детский сад.
Воспитатель: А мы с вами возвращаемся в детский сад! Закрываем глаза и говорим волшебные слова:
1, 2, 3, 4, 5 – Возвращаюсь в Детский сад!
Вот мы и очутились в детском саду.
Воспитатель: Наша весенняя встреча подошла к концу. И солнышко хочет спросить у вас:
-В какой стране вы сегодня побывали?
-Что мы делали в волшебной стране?
-У кого мы были в гостях? С кем там встретились?
- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Ж)
-Что это за звук? (твердый согласный)
-С каким новым словом вы сегодня познакомились?
-Как Вы считаете, вы все задания Вам удалось выполнить?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня славно потрудились и много нового узнали в волшебной стране. Вы, наверное, очень устали, и ваши глазки тоже устали. Давайте вместе с солнышком сделаем упражнение для глаз.
Упражнение для глаз: «Мигалочки»
Светит солнышко в окошко,
Закроем глазки мы немножко.
Подержали – открываем,
А теперь мы поморгаем.
Правый глазик открываем,
А другой не открываем,
А теперь их поменяем.
Левый глазик открываем,
А другой не открываем,
Правый – левый - 2 раза
Открывай теперь их смело.
Воспитатель:А сейчас я хочу загадать желание солнышку, и пусть оно исполнится (конфеты в солнышке).
Воспитатель: О, смотрите, ребята, мое желание исполнилось! Спасибо, солнышко! Угощайтесь на здоровье! Давайте поблагодарим солнышко.
Воспитатель угощает детей конфетами от лица солнышка.
Дети благодарят солнышко:"Спасибо тебе, солнышко, что пришло к нам в гости! Приходи к нам чаще и согревай нас своими теплыми лучиками".
Воспитатель: А мы, ребята, в свободное время нарисуем весенний рисунок о том, что вам понравилось сегодня на нашем занятии. Дети встают около столов.