Ирина Новикова
Конспект НОД «Применение умений устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Культурная практика: Познавательно – исследовательская деятельность
Культурно - смысловой контекст: Закрепление умения получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.
Цель: Овладение умением создавать целостные образы истории освещения через «метки»- символы материальной цивилизации в процессе практического обследования обьектов в познавательно – иследовательской деятельности
Образовательные задачи:
Обучающие:
• Узнать об осветительных приборах в разные временные отрезки.
• Аргументировать свою позицию и точку зрения.
Публикация «Конспект НОД „Применение умений устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Развивающие:
• Обобщить ретроспективный взгляд на предметы быта, показать умение ориентироваться в прошлом и настоящем осветительных приборов, процессом их преобразования человеком.
• Сделать простейшие выводы и умозаключения, обобщить, сравнить, анализировать.
Воспитательные:
• Применить знания о правилах безопасного использования электроприборов.
• Использовать умение слушать и слышать собеседника.
Предварительная работа:
• Чтение рассказов «Прометей», «Как человек огонь приручил».
• Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Вчера и сегодня».
• Рассматривание иллюстраций в журналах, книгах, энциклопедиях о жизни древних людей.
• Чтение пословиц, поговорок, отгадывание загадок об осветительных приборах
• Дидактические и настольно - печатные игры.
• Просмотр слайдовых презентаций и видеофильмов «История осветительных приборов», «От лучины до лампочки», «История освещения» и пр.
• Беседы с детьми «Как освещались пещеры в древности», «Освещение балов в старину», «История лампочки», «От лучины до лампочки» и тд.
• Ситуативный разговор «Что было бы если…»
• Экспериментирование с перьями, бумагой, берестой, глиной.
Работа с родителями:
• Изготовление макетов по теме
• Изготовление плакатов «История освещения», «История утюга», «История керосиновой лампы», «История лампочки» и тд.
• Собирание различных осветительных приборов: настольных ламп, керосиновой лампы, аромоламп, ночников, свечей, фонариков.
Размещение и организация рабочего пространства.
Оборудование:
• Различные осветительные приборы ( старинные и современные: настольная лампа, керосиновая лампа, лучина и святцы, свеча, лампы накаливания для показа детям).
• Музыкальная беспроводная колонка, флэшка с музыкой
• Столы
Материалы:
• Карта-панно («река времени» - длинный бумажный лист размером 50*160, который символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему). Вдоль нее намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями, «древность» - «старина» - «наше время», с заранее наклееными на панно небольшими иллюстрациями – «метками» каждой остановки во времени.
• Подбор иллюстраций ( освещение в разные отрезки времени: древность, старина, современное,
• Тазик с водой,
• Спички
Инструменты :
• Лучины на каждого ребенка
• Свечи парафиновые на каждого ребенка
• Стеклянная лампочка на каждого ребенка
• Фонарики различного назначения на каждого ребенка
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, недавно мне позвонил Ярослав Леженин. Он рассказал, что ездил к бабушке в деревню и, разбирая вещи на чердаке, увидел странную вещь, которая его очень заинтересовала. Но так как гостил он у бабушки не долго, времени узнать, что это за вещь у него не было и они с мамой уехали назад в город и Ярик попросил нас с вами узнать о ней.
Воспитатель: вы хотите посмотреть на эту вещь? (да, хотим)
Воспитатель вносит керосиновую лампу.
Воспитатель: Как вы думаете что это? (предположения детей). А как она работает? Что с этим делать? Используется ли эта вещь в наше время? А в какой временной отрезок она использовалась?
Воспитатель: А где можно узнать об этой лампе?
( высказывание детей: посмотреть фильм, из книг, интернета, от родителей, от бабушки, у воспитателя, отправиться в путешествие по «реке времени»).
Воспитатель: Молодцы, очень много источников, через которые мы можем узнать прошлое. А как мы Ярославу можем рассказать то, о чем узнали?
( высказывание детей: написать, позвонить, снять на видеокамеру и отправить через электронную почту).
Воспитатель: Ребята, Матвей предложил отправиться по «реке времени». Вы согласны с ним? Вы хотите отправиться в это путешествие? (да)
Воспитатель: путешествуя по реке времени, мы с вами осветим жилище на каждом временном отрезке, и вы сможете узнать, как люди раньше освещали жилище, и узнаете в какой временной отрезок попала керосиновая лампа.
Дети подходят к столу, где разложены большие и маленькие карточки с изображениями освещения разных отрезков времени.
Воспитатель: на столе лежат карточки – иллюстрации с изображением освещение нашего времени, рассмотрите. Найдите подходящие карточки – иллюстрации для нашего времени. Что вы можете рассказать?
Воспитатель: А что освещает электрическая лампочка, вспомните, где вы можете её увидеть?
( высказывание детей: квартиры, садик, улицы, больницы, холодильник, микроволновка, духовка, игрушки и т. п.)
Воспитатель: Молодцы, возьмите маленькие карточки – иллюстрации с изображение предметов нашего времени и положите на панно.
Дети находят соответствующие картинки и прикладывают на панно.
Воспитатель: А теперь найдите картинки с изображением освещения, которые использовались в старину (свечи, керосиновая лампа, плошка с жиром).
Воспитатель: Свечи освещали огромные залы в дворцах, для этого использовали тысячи свечей в красивых подсвечниках. Свечи делали из пчелиного воска или бараньего сала. Оказывается, первые свечи делали из камыша, его обмакивали в растопленное баранье сало. Сало остывало, становилось твердым и когда зажигали свечку – она постепенно плавилась. Ребята, а из чего делают свечи сейчас? ( Высказывание детей: из воска, парафина).
Воспитатель: Молодцы, возьмите маленькие карточки – иллюстрации с изображение предметов старины и положите на панно.
Дети находят соответствующие картинки и прикладывают на панно.
Воспитатель: Поговорим о том, как люди научились добывать огонь и рассмотрим оставшиеся карточки (костер, лучина, факел).
Дети рассказывают, как добывали огонь в древности и чем он им служил.
Воспитатель: Факел - Для факела брали толстую палку, дубину, наматывали на один конец жгуты, пропитанные смолой деревьев. С факелами ходили по улице и прикрепляли их к стенам – так они освещали пещеры.
Воспитатель: Давайте еще раз посмотрим на панно. Все ли правильно вы разложили? Теперь можно и наклеить. Дети наклеивают на панно картинки, которые разложили ранее.
Воспитатель: Посмотрите ребята, путешествуя по реке времени мы с вами осветили жилище в каждом временном отрезке. Что вы можете сказать о керосиновой лампе? (люди использовали керосиновую лампу в старину).
Воспитатель:
Этюд «Танец огня». Танцующие тесно сжимаются вкруг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая языки пламени. Костёр ритмично качается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (дети приподнимаются на цыпочки, то ниже (дети приседают и покачиваются). Подул сильный ветер и костёр распался на мелкие искорки, которые свободно разлетелись, они кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.
Воспитатель обращает внимание на столы, на которых находятся различные осветительные приборы (настольные лампы, фонарики, свечи, лучина). Воспитатель обращает внимание детей на осветительные приборы (предлагает детям присесть за столы, обращает внимание на осанку детей).
Воспитатель: Что вы видите? Что общего у этих приборов? Все ли осветительные приборы вам знакомы? Для чего они служат? (высказывания детей). Рассматривает лучину.
Воспитатель: Что это такое? (Предположения детей.)
Это самая обычная щепка, только заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли в «светцы», с их помощью лучину можно было переносить в любое место, а другой зажигали. Что бы ни случился пожар, под лучину ставили корыто с водой, угольки падали и затухали. Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Возьмите и посмотрите лучину. Посмотрите, понюхайте. Что вы можете о ней сказать? Чем пахнет?Воспитатель зажигает лучину.
Воспитатель: Что вы можете сказать о лучине?
( Высказывание детей: от лучины мало света, запах костра, она быстро сгорает и сильно коптит).
- Как вы думаете, такое освещение удобно? (ответы детей)
Воспитатель: Это было не очень удобно, и люди придумали? (Правильно, свечу). Давайте посмотрим, как она устроена?
Предполагаемые ответы детей внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Воспитатель предлагает осмотреть.
Воспитатель: что вы можете сказать о свече?
Предполагаемые ответы: гладкая белая и т. д. Воспитатель зажигает свечу.
Воспитатель: Что вы можете сказать?
Высказывание детей: от свечи мало света, нет запаха, она медленно горит, не коптит, можно обжечься, уронить, устроить пожар.
Воспитатель: Сравните свечу и лучину.
Высказывания детей: свеча горит дольше, чем лучина Она удобнее, чем лучина Чем? А в чем неудобство свечи?
Воспитатель: Прошло ещё много лет, и человек научился добывать нефть, а и делать из неё керосин. Люди изобрели? (Правильно - керосиновую лампу). Посмотрим, что такое керосиновая лампа? (обращают внимание на керосиновую лампу)
Воспитатель: Вот это керосиновая лампа. Посмотрите, как она выглядит. Керосин заливается в специальную емкость, над которой находится горелка, керосин у меня уже залит, а в горелке находится фитиль, вставляем ламповое стекло и регулируем свет регулятором. А как вы думаете, для чего нужно ламповое стекло? ( предполагаемые ответы детей: для защиты пламени от ветра)
Воспитатель поджигает фитиль лампы, дети наблюдают за её горением.
Воспитатель: Что вы можете сказать об этой лампе? (Керосиновая лампа удобнее, чем свеча. С такой лампой можно выходить на улицу и в дождь, и в ветер и она не погаснет.)
Воспитатель: Но всё же она была не очень удобной в использовании. Почему?
Ответы детей (можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит и дает мало света, заняты руки, коптит, тусклый свет, освещает только определенное место, керосин может закончится).
Воспитатель: И костер, и факелы, и лучина, свеча и керосиновая лампа не удовлетворяли потребности человека.
Воспитатель: Прошло много лет. И однажды на фонарных столбах вдоль улицы вспыхнул свет, который ослепил всех прохожих, появилась? (Правильно - электрическая лампочка, которую придумал русский изобретатель Александр Лодыгин).
Воспитатель: Именно она освещает наши квартиры и улицы (показывает лампочку).
Воспитатель предлагает осмотреть лампочки, которые лежат у них на столах.
(напоминает детям о безопасности работы с лампочкой из стекла)
Воспитатель: Давайте посмотрим, из чего она сделана?
Высказывания детей: стеклянный баллончик, металлический цоколь, тоненькая вольфрамовая нить в виде спиральки. Когда лампочка включается, спиралька нагревается и ярко светит. Безопасно работает лампочка.
Воспитатель: какие вы знаете способы включения лампочки?
Высказывания детей: от выключателя, от хлопка, от движения.
(воспитатель включает осветительные приборы, которые стоят на столах, тем самым показывая разные способы их включения (от прикосновения, от кнопки, от воды, наливаемой в нее, от розетки и тд.)
Дети включают фонарики
Воспитатель: что вы можете сказать?
Высказывания детей: от фонариков мало света, освещают определенное место, не нагреваются, работают от батареек.
Воспитатель включает настольную лампу.
Высказывания детей: больше света, чем от фонарика, работает от электричества.
Воспитатель: Какие правила надо соблюдать при включении или при включенной лампочке?
Высказывания детей: нельзя трогать лампочку мокрыми руками, брызгать её водой, кидать предметы вверх (в люстру, выкручивать включенную лампочку, и т. п.
Воспитатель зажигает свет в группе.
Воспитатель: Что изменилось? Откуда это свет?
Высказывания детей: в группе стало светло, все видно, свет от электричества, так удобно.
Воспитатель: Ребята, зачем мы путешествовали по реке времени?
( ответы детей: чтобы узнать про керосиновую лампу и рассказать Ярославу).
Воспитатель: Ребята, можно я буду снимать на камеру, а вы расскажите все, что узнали о керосиновой лампе. Вы мне доверяете?
1. Лампу использовали в старину
2. Лампа горит от фитиля, промоченного в керосине - это химическая жидкость
3. Лампа имеет стекло и свет можно регулировать.
4. ламповое стекло нужно для защиты пламени от ветра
5. с такой лампой можно было выходить и в дождь, и в ветер.
6. Но все-таки керосиновая лампа не очень удобна, потому что заняты руки, коптит, тусклый свет, освещает только определенное место.
Воспитатель: Спасибо ребята, что вы так дружно откликнулись на просьбу Ярика. Он будет очень рад. Всем передает привет. Ну, а видеосообщение я отправлю по электронной почте.
А сейчас мы с вами вместе поместим «Реку времени» на стену и продолжим работать с ней. Вы мне поможете?