Наталья Еремеева
Система Марии Монтессори — система самостоятельного развития ребенка в специально организованной среде
▼ Скачать + Заказать документы
Система Марии Монтессори – система самостоятельного развития ребенка в специально организованной среде
В мировой педагогической культуре существует множество подходов к воспитанию и обучению детей. Одной из них является педагогическая система итальянского педагога и психолога Марии Монтессори.
Публикация «Система Марии Монтессори — система самостоятельного развития ребенка в специально организованной среде» размещена в разделах
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Семьдесят лет её имя в нашей стране было забыто и упоминалось лишь в трудах историков педагогики. И только в последние три десятилетия педагогические идеи Марии Монтессори вновь привлекли к себе внимание педагогов. В нашей стране это произошло благодаря Юлии Фаусек. Если заглянуть и историю, то можно вспомнить Л. Н. Толстой, который был за развитие индивидуальной личности в каждом ребёнке и отвергал принудительные меры воспитания.
Проводя работу с детьми разного возраста, М. Монтессори определила три ведущих положения:
- воспитание должно быть свободно;
- воспитание должно быть индивидуально;
- воспитание должно опираться на данные наблюдения за ребёнком. Сегодня в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом вся система выстраивается на основе наблюдений.
Педагоги групп Монтессори опираются на идеи и приоритеты педагогической системы Марии Монтессори, которые заключаются в том, что каждый возраст самоценен и имеет свою доминанту. По законам этой доминанты строится режим дня ребёнка в детском саду и развивающее пространство Монтессори-группы. При этом главным является сам ребёнок. Взрослый лишь оказывает ребёнку профессиональную поддержку. Обучение, как прямое воздействие на ребёнка, отрицается.
Важно отметить, ребенок, занимающийся в группе Монтессори, не обязательно более развит, чем его сверстник, посещающий обычный детский сад или воспитывающийся дома. Использование метода Монтессори не ускоряет темп развития ребенка, а помогает ему обрести самостоятельность, принимать правила.
Именно это отражено в девизе системы Монтессори «Помоги мне это сделать самому!»
В выборе занятий ребенок абсолютно свободен, может по желанию и в любое время менять вид своей деятельности. Каждый малыш, независимо от возраста, сам выбирает себе материал для работы. В группах отсутствует принуждение. Детей не вынуждают двигаться строго по намеченному педагогом плану. Напротив, педагог имеет возможность что-то изменить, исходя из сложившейся ситуации и потребностей ребёнка.
Все материалы Монтессори разработаны с учетом того, чтобы ребенок мог использовать их без посторонней помощи. Поэтому в каждом пособии есть возможность самоконтроля.
Большое внимание в системе образования в настоящее время уделяется вопросу здоровьесбережения детей. Опыт работы по системе Марии Монтессори позволяет нам определить её здоровьесберегающие составляющие.
Одной из них является компонент специально подготовленной среды – мебель, размеры и конструкция которой максимально соответствует физиологическим особенностям и антропометрическим данным детей в возрасте от трёх до семи лет, строгое выполнение санитарных правил и норм.
Мария Монтессори писала : «Движение и постижение неразделимы. С рождения ребёнок познаёт мир в движении, изучая его и возможности своего тела одновременно. Переходя от ползания к хождению, от хождения к бегу, ребёнок раскрывает всё более широкие горизонты познания. Реализуя заложенный с рождения механизм, ребёнок развивается гармонично : Открытие нового умения влечёт за собой открытие нового знания. Задача педагогов и родителей – не нарушить эту гармонию. Ограничение движения затруднит постижение».
Работая с материалом, дети постоянно тренируют все мышцы своего тела, так как за полтора часа им неоднократно приходится менять его положение в процессе работы. Малышу нужно взять материал: для этого ему приходится или наклониться, или поднять руки, также он может подняться на цыпочки. Такие специальные упражнения, как ходьба по линии, ношение предметов являются не только тренировкой, но и профилактикой нарушения детской осанки, а именно профилактика считается главным принципом сохранения здоровья.
Есть в группах Монтессори и общие занятия, которые проводятся в форме Круга. На этих занятиях воспитанники собираются все вместе, обсуждаются те или иные вопросы, темы. При этом в работу включаются все дети. Одни являются пассивными участниками, другие – активными. Задания подбираются разного уровня сложности.
Эта форма работы позволяет детям менять положение в течении беседы, они могут подвинуться к коврику, взять заданный предмет, положить его в определённое место, сменить положение ног. Если у ребёнка возникнет потребность, он может выйти из круга, пройти в спортивный уголок. На подобных занятиях также при необходимости проводятся физминутки, пальчиковая гимнастика, точечный массаж, «минуты тишины», релаксация.
Таким образом, можно говорить о том, что в настоящее время система Марии Монтессори в современном дошкольном образовании является достаточно востребованной и отвечает принципам и требованиям воспитания и образования детей дошкольного возраста и является той моделью которую можно брать за основу в группах, реализующих любые образовательные программы.