Лучший педагог года

Система Марии Монтессори — система самостоятельного развития ребенка в специально организованной среде

Наталья Еремеева
Система Марии Монтессори — система самостоятельного развития ребенка в специально организованной среде
▼ Скачать + Заказать документы

Система Марии Монтессори – система самостоятельного развития ребенка в специально организованной среде

В мировой педагогической культуре существует множество подходов к воспитанию и обучению детей. Одной из них является педагогическая система итальянского педагога и психолога Марии Монтессори.

Публикация «Система Марии Монтессори — система самостоятельного развития ребенка в специально организованной среде» размещена в разделах

Семьдесят лет её имя в нашей стране было забыто и упоминалось лишь в трудах историков педагогики. И только в последние три десятилетия педагогические идеи Марии Монтессори вновь привлекли к себе внимание педагогов. В нашей стране это произошло благодаря Юлии Фаусек. Если заглянуть и историю, то можно вспомнить Л. Н. Толстой, который был за развитие индивидуальной личности в каждом ребёнке и отвергал принудительные меры воспитания.

Проводя работу с детьми разного возраста, М. Монтессори определила три ведущих положения:

- воспитание должно быть свободно;

- воспитание должно быть индивидуально;

- воспитание должно опираться на данные наблюдения за ребёнком. Сегодня в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом вся система выстраивается на основе наблюдений.

Педагоги групп Монтессори опираются на идеи и приоритеты педагогической системы Марии Монтессори, которые заключаются в том, что каждый возраст самоценен и имеет свою доминанту. По законам этой доминанты строится режим дня ребёнка в детском саду и развивающее пространство Монтессори-группы. При этом главным является сам ребёнок. Взрослый лишь оказывает ребёнку профессиональную поддержку. Обучение, как прямое воздействие на ребёнка, отрицается.

Важно отметить, ребенок, занимающийся в группе Монтессори, не обязательно более развит, чем его сверстник, посещающий обычный детский сад или воспитывающийся дома. Использование метода Монтессори не ускоряет темп развития ребенка, а помогает ему обрести самостоятельность, принимать правила.

Именно это отражено в девизе системы Монтессори «Помоги мне это сделать самому

В выборе занятий ребенок абсолютно свободен, может по желанию и в любое время менять вид своей деятельности. Каждый малыш, независимо от возраста, сам выбирает себе материал для работы. В группах отсутствует принуждение. Детей не вынуждают двигаться строго по намеченному педагогом плану. Напротив, педагог имеет возможность что-то изменить, исходя из сложившейся ситуации и потребностей ребёнка.

Все материалы Монтессори разработаны с учетом того, чтобы ребенок мог использовать их без посторонней помощи. Поэтому в каждом пособии есть возможность самоконтроля.

Большое внимание в системе образования в настоящее время уделяется вопросу здоровьесбережения детей. Опыт работы по системе Марии Монтессори позволяет нам определить её здоровьесберегающие составляющие.

Одной из них является компонент специально подготовленной среды – мебель, размеры и конструкция которой максимально соответствует физиологическим особенностям и антропометрическим данным детей в возрасте от трёх до семи лет, строгое выполнение санитарных правил и норм.

Мария Монтессори писала : «Движение и постижение неразделимы. С рождения ребёнок познаёт мир в движении, изучая его и возможности своего тела одновременно. Переходя от ползания к хождению, от хождения к бегу, ребёнок раскрывает всё более широкие горизонты познания. Реализуя заложенный с рождения механизм, ребёнок развивается гармонично : Открытие нового умения влечёт за собой открытие нового знания. Задача педагогов и родителей – не нарушить эту гармонию. Ограничение движения затруднит постижение».

Работая с материалом, дети постоянно тренируют все мышцы своего тела, так как за полтора часа им неоднократно приходится менять его положение в процессе работы. Малышу нужно взять материал: для этого ему приходится или наклониться, или поднять руки, также он может подняться на цыпочки. Такие специальные упражнения, как ходьба по линии, ношение предметов являются не только тренировкой, но и профилактикой нарушения детской осанки, а именно профилактика считается главным принципом сохранения здоровья.

Есть в группах Монтессори и общие занятия, которые проводятся в форме Круга. На этих занятиях воспитанники собираются все вместе, обсуждаются те или иные вопросы, темы. При этом в работу включаются все дети. Одни являются пассивными участниками, другие – активными. Задания подбираются разного уровня сложности.

Эта форма работы позволяет детям менять положение в течении беседы, они могут подвинуться к коврику, взять заданный предмет, положить его в определённое место, сменить положение ног. Если у ребёнка возникнет потребность, он может выйти из круга, пройти в спортивный уголок. На подобных занятиях также при необходимости проводятся физминутки, пальчиковая гимнастика, точечный массаж, «минуты тишины», релаксация.

Таким образом, можно говорить о том, что в настоящее время система Марии Монтессори в современном дошкольном образовании является достаточно востребованной и отвечает принципам и требованиям воспитания и образования детей дошкольного возраста и является той моделью которую можно брать за основу в группах, реализующих любые образовательные программы.

Публикации по теме:

Картотека развивающих игр по методике Марии Монтессори 1. «Бумажные шарики и улитки» Игры с бумагой — также весьма полезное время провождение, к тому же это занятие не потребует от родителей.

Мотивирующая образовательная среда, как система условий развития детей Созданию мотивирующей развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся.

План по самообразованию «Развивающие игры с детьми с использованием методики Марии Монтессори» План по самообразованию «Развивающие игры с детьми с использованием методики Марии Монтессори» Султанова Ф. Р. «Помоги мне сделать это самому!».

Система сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения Познание окружающего мира у маленького человека начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее.

Система взаимодействия руководителя по физическому воспитанию и родителей в процессе физического развития дошкольников С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного.

Консультация «Методика раннего развития Марии Монтессори: игра: рамки и вкладыши, бизиборды» Методика раннего развития Марии Монтессори: игра: рамки и вкладыши, бизиборды Популярность систем раннего воспитания малышей нисколько не.

Технология Марии Монтессори в коррекционной работе с детьмиТехнология Марии Монтессори в коррекционной работе с детьми Ребенок должен создавать свою внутреннюю жизнь, чтобы суметь выразить что-то. Он должен самостоятельно выбирать в окружающей среде материал.

Учимся читать по методу Марии Монтессори Мария Монтессори предлагает способ, с помощью которого дети сами легко и с желанием научатся читать. Без помощи специального обучения, без.

Консультация «Экологическое воспитание по методике Марии Монтессори» Выдающийся педагог Мария Монтессори не пользовалась термином «экологическое воспитание». Она рассматривала ребёнка как часть Природы, различая.

Заповеди Марии Монтессори для родителей Уроки жизни Всего четыре педагога совершили революцию педагогического воспитания в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система Марии Монтессори — система самостоятельного развития ребенка в специально организованной среде
Опубликовано: 27 марта 2018 в 06:25
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система Марии Монтессори — система самостоятельного развития ребенка в специально организованной среде» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Еремеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД