Светлана Логинова
Конспект занятия НОД по экологии в подготовительной группе «Экологическая система пресного водоёма»
▼ Скачать + Заказать документы
Визитная карточка занятия.
Тема занятия. Экологическая система пресного водоема
Форма организации ОД: непосредственно образовательная деятельность.
Образовательная область: познание.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физическое», «Речевое»
Публикация «Конспект занятия НОД по экологии в подготовительной группе „Экологическая система пресного водоёма“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Возрастная группа : подготовительная группа (6-7 лет).
Уровень развития и подготовленности детей :
- Имеют представление о водоёмах (солёные, пресные; пруд, озеро, река, море, океан)
- Знают животных водоёма : рыбы (щука, сом, рак, карась); насекомые (улитка, стрекоза); животные (утка, гусь, цапля, бобр).
- Знают растения водоема : кувшинка, кубышка, ряска, водоросли, камыш, осока
- Знают правила поведения у водоёма.
Цель занятия.
Освоение обобщенных представлений о взаимосвязи животных с условиями жизни в экологической системе водоем. Овладение действием построения модели взаимосвязи животных с условиями жизни в экологической системе водоём. Развитие экологической культуры : понимание влияния человека на состояние водоемов.
Задачи:
Задачи Предполагаемый результат Критерии оценки
Образовательные.
-Закрепить представления детей о животном мире пресного водоёма.
- Дать представление о природоохранной деятельности человека по сохранению водоемов.
Дети узнают и правильно называют обитателей водоёма (рыб, птиц, насекомых).
Может привести примеры негативного и позитивного воздействия человека на природу экосистемы водоем. .
Знания о животном мире водоема.
Умение предвидеть последствия своих действий по отношению к окружающей среде.
Развивающие.
Закрепить представления детей о том, как особенности строения и образа жизни животных водоема связаны с условиями проживания в водной среде.
Обогащение словарного запаса детей через введение новых слов - названий животных водоема, например: улитка-прудовик
Овладение детьми обобщенными представлениями о взаимосвязи животных с условиями жизни в экологической системе водоем.
Расширение словарного запаса: введение в активный словарь детей слов: водоём, пруд, пресная.
Овладение действием моделирования (на примере экосистемы водоем) : самостоятельное построение детьми модели.
Использование в речи слов, обозначающих названия животных водоема.
Воспитательные
Воспитание эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы на примере экосистемы водоем.
Освоение элементарных норм и правил поведения по отношению к природе на примере экосистемы водоем.
Проявление желание ухаживать за обитателями.
Знание, понимание и соблюдение правил грамотного и безопасного поведения у водоёма.
Проявление чувства эмпатии к объектам природы.
Соблюдение правил культурного поведения во время отдыха на природе.
Ожидаемый результат:
Развитие личностных интегративных качеств ребёнка.
- Любознательный, активный: проявляет интерес к обитателям водоёма.
-Эмоционально отзывчивый: эмоционально сопереживает героям инсценировки (сказки).
- Овладевший необходимыми знаниями и умениями:
Формы образовательной деятельности вне занятия : совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Интеграция видов детской образовательной деятельности:
Виды деятельности Содержание деятельности
- Художественно - творческая:
- Игровая:
- Чтение художественной литературы
- Физическая: Рисунки, аппликация, оригами, поделки из бросового материала (по теме).
Сюжетно - ролевые игры: «Рыбалка», «Путешествие в подводное царство».
В. Зотов «Лесная азбука», В. Танасийчук «Удивительная прогулка», Н. И. Сладков «Азбука леса», Е. Чарушин «Бобровый пруд».
Рассматривание энциклопедии, картинок, иллюстраций
Подвижные игры: «Найди свой дом», «Караси и щука», «Лягушата»
Ход занятия:
Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости, присаживайтесь поудобней, мы начинаем наше путешествие.
На извилистой тропинке
Две улитки греют спинки,
Изнывая от тоски,
Через пруд скользит по ряске
Уж оливковой окраски
В клетках шахматной доски!
Организмов много разных:
Пауков, ракообразных,
Видов фауны не счесть,
Рыбы, бабочки и кроме,
Есть молюски в водоёме,
Комары и черви есть.
В изумрудную водицу
Быстро солнышко садится.
Журавли на пруд спешат,
Чтобы песенки послушать,
А потом на ужин скушать
Непослушных лягушат!
- Ребята, как вы думаете о чем это стихотворение?
- Про пруд!
(Слайд пруд)
Ребята, мы с вами очень много говорили о водоемах, о их видах, о том какие они бывают: пресные или соленые, знакомились с их обитателями, и сегодня я предлагаю вам рассказать нашим гостям о том, почему так важно любить и беречь окружающую среду.
Давайте ребята попробуем отгадать загадки и вспомнить каких обитателей пруда мы знаем.
Итак, первая загадка:
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбка)
(слайд – рыбка)
1. Ребенок рассказывает про рыбку.
У многих рыб хорошее зрение. Они даже спят с открытыми глазами. Некоторые рыбки при этом даже ложатся на бок. Рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой и над собой, и сзади, и под собой. Рыбы передвигаются с помощью плавников.
Рыбки умеют хорошо прятаться, в этом им помогает их окраска. Они могут притаиться у камня или у водорослей так, что их будет совсем не видно. Питаются рыбы комарами, червяками и другими насекомыми.
Вторая загадка:
Быстро плавает в пруду,
Ловит целый день еду.
"Кто же ты? Шепни на ушко".
" Ква! " – ответила (лягушка).
(Слайд – лягушка)
2 Ребенок рассказывает про лягушку
Лягушки живут и в воде и на суше, поэтому их называют земноводными.
Лягушки откладывают икру в воде. Из икринок появляются хвостатые головастики. Постепенно у головастиков вырастут лапки, а хвост отпадет. И через несколько месяцев маленькие лягушата выйдут из воды (выпрыгнут).
Лягушки питаются мухами, комарами и стрекозами. Ловят они их длинным языком.
Следующая загадка:
Пищит над ухом он всю ночь
И укусить тебя не прочь.
Ну и зануда, вот кошмар!
Писклявый, маленький (Комар)
(Слайд – комар)
3 Ребенок рассказывает про комара
На голове у комара есть хоботок, которым он кусает. Многие думают, что комары пищат, но писк возникает из-за дребезжания комариных крылышек. Дрожанием крылышек они даже могут общаться друг с другом. Людям, в борьбе с комарами, помогают животные. Самые известные охотники на комаров – лягушки. Есть враги у комаров и среди насекомых. Самый грозный среди них – стрекоза.
Следующая загадка
У реки, над камышами,
Вот с та-а-а-акущими глазами,
Зависает вертолёт.
Пассажиров не берёт!
И пропеллер. И глаза.
Да ведь это -. ! (Стрекоза)
(Слайд – стрекоза)
4 Ребенок рассказывает про стрекозу
Стрекоза очень прожорлива, и весь день ее занят погоней за насекомыми, которых она ловит прямо на лету. Поедая насекомых-вредителей, стрекоза приносит человеку большую пользу. А вот личинки стрекоз живут в воде.
Итак, следующая загадка:
- На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад, ищет в речке лягушат. (цапля)
(Слайд – цапля)
5 Ребенок рассказывает про цаплю
Цапля - это птица довольно крупного размера с длинными ногами. Питаются цапли рыбой, лягушками, и различными насекомыми. На зиму цапли улетают на юг. Прилетают в середине весны.
Дорогие гости, а знаете ли вы, почему цапля стоит на одной ноге?
Тогда я вам рассажу….
Да, действительно вы правы…
Это вопрос интересует не только детей, но и взрослых и на него есть несколько ответов. Итак, во-первых, цапля делает так потому, что вода, в которой она находится часами, весьма холодная и чтобы не замерзнуть, птица поджимает другую конечность, грея ее таким образом. Спустя некоторое время она поменяет лапку на вторую. Следующая причина гораздо более банальна. Разнообразные мальки, рыба, лягушки, головастики и другие обитатели водоемов не могут отличить ногу цапли от какого-либо растения, например, камыша. Ничего не подозревающая жертва спокойно проплывает мимо птицы и ее ноги, когда неожиданно для себя становится пищей для цапли.
Ну и последняя загадка
- По узкой дорожке, голова да рожки.
Кто так медленно ползет, на себе свой дом везет? (улитка).
(Слайд – улитка)
6 Ребенок рассказывает про цаплю
Улитка - прудовик передвигается очень медленно. Пруду он приносит огромную пользу, поедая останки мух, комаров, гнилых водорослей. Очищая тем самым пруд от цветения.
В пруду помимо водных обитателей есть растения. Давайте вспомним, какие растения мы знаем? (Кувшинка, кубышка, камыш, осока, водоросли, ряска)
(Слайд – растения водоема.)
Все растения служат не только украшением, но и являются пищей для жителей водоема, ведь все обитатели пруда связаны между собой сложными отношениями и образуют пищевые цепи - это последовательность организмов (микроорганизмов, растений, животных, в которой каждое предыдущее звено служит пищей для последующего.
(Слайд – пищевые цепочки).
Кто нам сможет построить пищевую цепочку?
(ребенок выходит и на фланелеграфе выстраивает пищевые цепи и рассказывает про них)
Ребята, мы сегодня еще больше узнали, какую пользу приносят водные обитатели (очищают воду, делают её прозрачной, поедают умершие растения, чистят дно, уничтожают вредных микробов).
Скажите, а хорошо ли живется водным обитателям среди мусора, банок и пакетов? Что нужно сделать, чтобы водоём был чистым?
- не мусорить (собрать мусор).
(Завершающий слайд – пруд в лесу)
- Правильно, надо охранять чистоту воды, не загрязнять водоемы : не бросать в воду и на берегу мусор, не мыть в водоемах машины и велосипеды. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных, растений.
А сейчас, уважаемые гости, мы предлагаем вам посмотреть сказку, которая произошла неподалеку в лесу…
Инсценировка : Красная Шапочка и Волк.
Итоговая песня: Лес, лес, до небес!
Уважаемые гости, в завершении нашего занятия, дети подготовили для вас сувениры. Выполнены они с помощью техники «Оригами», (дети вручают гостям кувшинки)
(дети уходят под музыку)