ирина федорова
Конспект НОД по технологии продуктивного чтения-слушания для детей 4–5 лет «Глупый осудит, а умный — рассудит»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по художественно – эстетическому воспитанию для детей 4 – 5 лет (технология продуктивного чтения-слушания).
Глупый осудит, а умный – рассудит.
Автор: Федорова Ирина Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №10 «Золотая рыбка» г. Рыбное Рязанской области.
Автор и название произведения: «Яблоко» В. Сутеев.
Возрастная группа: 4 – 5 лет.
Публикация «Конспект НОД по технологии продуктивного чтения-слушания для детей 4–5 лет „Глупый осудит, а умный — рассудит“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Художественная задача текста: Способствовать формированию у детей нравственных качеств: доброжелательности, чувства справедливости; умения оценивать вклад других в общее дело; умение рассуждать по справедливости.
Цель воспитателя: Способствовать формированию навыка эмоционально воспринимать произведение, понимать содержание и идею сказки, оценивать поступки героев.
Предполагаемая цель ребенка: Узнать, что произошло в сказке, как решить проблему.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и пособий, чтение книг, связанных с жадностью, добротой, дружбой.
Методы и приемы: Чтение, вопросы, беседы, словесные игры.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Мотивационный этап (до чтения).
Задачи на данном этапе:Создать условия для формирования интереса к слушанию сказки В. Сутеева «Яблоко».
Образовательные области на данном этапе:Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие.
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, какое сейчас время года? (ответы детей : осень). А мы с вами знаем, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Вот и я для вас сорвала самое красивое яблоко.
- А вы любите яблоки? (ответы).
- И я люблю!
- Яблоко одно, а нас много? Как же нам быть? (ответы детей)
Ориентировочный этап (до чтения).
Задачи на данном этапе: Создать условия для формирования желания прочитать сказку и получить ответ на вопрос.
Образовательные области на данном этапе: Социально-коммуникативное развитие; Речевое развитие.
Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке В. Сутеева «Яблоко», на которой медведь с яблоком в руках думает, как разделить яблоко из книги О. В. Чиндилова, А. В. Баденова - «Наши книжки» учебное пособие. Часть 2. –М. : Баллас, 2016. – 60с. .
- Посмотрите, какая у меня есть иллюстрация к сказке В. Сутеева «Яблоко» (рассматривают). Здесь звери попали в такую же ситуацию, как у нас. Видите, яблоко одно, а зверей много! И медведь задумался, что же делать?
Ребята, а вы хотите узнать, как поступили звери в сказке? Что же нам для этого нужно сделать?
Исполнительский этап (до и после чтения)
Задачи на данном этапе:
- Способствовать развитию умений внимательно слушать произведение, воспринимать содержание сказки, сопереживать героям, оценивать их поступки;
- Способствовать воспитанию эмоционального восприятия текста.
- Обогащать словарь по теме;
- Создать условия для развития общей моторики.
- Создать условия для формирования понятий: «доброжелательность», «справедливость»;
- Создать условия для формирования умения оценивать вклад других в общее дело и свой.
- Создать условия для развития мелкой моторики.
Образовательные области на данном этапе:
Речевое развитие;Социально-коммуникативное развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
Воспитатель читает текст:
Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.
В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!
— Крра-крра!
Смотрит Заяц — на ёлке сидит Ворона и смеется.
— Эй, Ворона! — крикнул Заяц. — Сорви-ка мне яблоко! Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз.
— Спасибо тебе, Ворона! — сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало. Что такое? (Действительно, как это яблоко может бегать и шипеть? Ответы детей принимаются, но не комментируются)
Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось. (Вот, оказывается, что случилось)
— Стой, стой! — кричит Заяц. — Куда моё яблоко потащил?
Остановился Ежик и говорит:
— Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.
Заяц подскочил к Ежу:
— Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!
К ним Ворона подлетела.
— Напрасно спорите, — говорит, — это моё яблоко, я его себе сорвала.
Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:
— Моё яблоко!
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…
Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:
— Что такое? Что за шум?
Все к нему:
— Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.
И рассказали Медведю всё, как было.
Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:
— Кто яблоко нашёл?
— Я! — сказал (взрослый делает паузу, приглашая детей продолжить дальше вместе) Заяц.
— А кто яблоко сорвал?
— Как р-раз я! — каркнула (взрослый делает паузу, ребенок продолжает сам или вместе со взрослым)Ворона.
— Хорошо. А кто его поймал?
— Я поймал! — пискнул (пауза – договаривание) Еж.
— Вот что, — рассудил Медведь, — все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…
— Но тут только одно яблоко! — сказали Еж, Заяц и Ворона. (Как же быть? Ответы детей принимаются, но не комментируются)
— Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку. (Вот как нужно поступить)
И все хором воскликнули:
— Как же мы раньше не догадались!
Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал (пауза – договаривание) Зайцу:
— Это тебе, Заяц, — ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек (пауза – договаривание) Вороне отдал:
— Это тебе, Ворона, — ты яблоко сорвала.
Третий кусочек (пауза – договаривание) Ежик себе в рот положил:
— Это мне, потому что я поймал яблоко.
Четвё ртый кусочек Ежик Медведю в лапу положил:
— А это тебе, Михаил Иванович…
— Мне-то за что? — удивился Медведь.
— А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил! И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.
Воспитатель:
- Теперь, предлагаю поиграть.
Игра «Какое яблоко?» с мячом. ( Воспитатель бросает мяч по очереди каждому ребенку с вопросом: «Какое яблоко?». Дети возвращают мяч с ответом.)
Беседа по иллюстрациям книги:
- Кто нашел яблоко?
- У кого Заяц попросил помощи?
- Подумал ли Заяц о том, что за помощь с Вороной придется делиться?
- А подумала ли Ворона, что она помогает Зайцу?
- Почему яблоко «побежало»?
- А Ёжик знал, что произошло, пока он спал?
- Ворона (Заяц, Ёжик) думала, чье яблоко?
- Из-за чего лесные жители поссорились?
- Кто помог рассудить спор?
- А медведь сильный, мог бы он отобрать яблоко?
- А он отобрал?
- А о чем Медведь спрашивал лесных жителей?
- Что он понял?
- Как вы думаете, понравилось лесным жителям это решение? Почему? (никого не обидели)
- А кто поделил яблоко? На сколько частей? Кому четвертая часть?
- Что значит, поделить по справедливости?
Воспитатель:
- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру, где звери тоже пытались поделить, только не яблоко, а апельсин.
Игра «Мы делили апельсин…»
Мы делили апельсин, (сложенными ладошками рубим)
Много нас, а он один. (Разводим руки, показываем один палец)
Эта долька - для ежа, (Показываем друг на друга по очереди)
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура. (трем пальчик о пальчик)
Он сердит на нас - беда! (руки к щекам, качаем головой)
Разбегайтесь кто-куда (Убегаем в разные стороны)
Воспитатель:
- Ребята, а почему волк сердится? (не угостили)
- Что надо сделать, чтобы волк не сердился? (поделиться)
Рефлексивный этап.
Задачи на данном этапе:
- Создать условия для обращения детей к личному опыту.
Образовательные области на данном этапе: Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие.
Воспитатель задает вопросы и выслушивает ответы детей.
- А вы когда-нибудь попадали в такую ситуацию?
- А кто у вас дома умный, мудрый, справедливый?
Перспективный этап
Задачи на данном этапе:
- Создать условия для применения полученных знаний на практике.
Образовательные области на данном этапе: Речевое развитие,Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Воспитатель:
- Так как же мы поступим с нашим яблоком? (ответы детей, с предложением поделить яблоко на всех)
Воспитатель делит яблоко и угощает всех детей
Выход на самостоятельную деятельность: (деятельность можно предложить на вторую половину дня)
- А у меня для вас есть картина с вот такой красивой яблоней. (заготовка для коллективной аппликации/рисования с изображением яблони без плодов) Но вам я подсказала, а как другие смогут узнать, какое это дерево? Чем мы можем помочь? (Рисуем или наклеиваем яблоки).
Литература :
О. В. Чиндилова, А. В. Баденова - «Наши книжки» учебное пособие. Часть 2. –М. : Баллас, 2016. – 60с.