Елена Карпова
Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Дерево дружбы» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и расширить знания детей о дружбе.
Задачи:
1. Образовательные: обогащать лексику дошкольников (дружба,
чуткость, взаимопонимание, сопереживание); закрепить знание пословиц о
дружбе; учить понимать и оценивать чувства и поступки других людей,
объяснять свои суждения; познакомить детей с секретами дружбы.
2. Развивающие : развивать доброжелательные отношения, умение
различать и называть эмоциональные состояния людей; совершенствовать
Публикация «Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию „Дерево дружбы“ в средней группе» размещена в разделах
- Дерево дружбы
- Дружба. Конспекты занятий о дружбе
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
культуру речи; развивать выразительность движений, умение участвовать в
совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового
общения.
3. Воспитательные: закладывать нравственные основы личности в
процессе формирования представлений о дружбе, воспитывать культуру
общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей,
заботиться о них; побуждать дошкольников к добрым поступкам, дать
возможность проявить взаимопомощь.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное
развитие, художественно – эстетическое развитие.
Оборудование: дерево дружбы, звуковое письмо, песня о дружбе, сюжетные
картинки, разрезные картинки, заготовки для продуктивной деятельности.
Предварительная работа: беседы с детьми о дружбе, обсуждение проблемных
ситуаций, разногласий, возникающих между детьми в группе, чтение сказок
о дружбе.
Ход НОД.
1. 1. Организационный момент, мотивация.
- Ребята, вы слышите, к нам пришло звуковое письмо. Давайте его
послушаем.
( Звучит песенка: «Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и
вьюг…»
Песенка прерывается телефонным звонком. Дети и воспитатель слышат из
телефонной трубки: «Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими
делами прославиться нельзя. Поссорю вас, ребята, и буду я права! Ля –ля –
ля, ля – ля – ля!»
- Ребята, что же делать? Нельзя допустить, чтобы Шапокляк нас поссорила.
Мы покажем ей, что умеем дружить.
2. Основная часть.
-Ребята, вы знаете очень много детей в своём дворе и в детском саду. А всех
ли можно назвать друзьями? Почему?
- А кто знает, чем отличается знакомый от друга? А как ты думаешь? Какое
твоё мнение? (Друзья стараются помогать друг другу, не жадничать,
уступать, чтобы не поссориться, быть вежливыми, честными и
внимательными, не злиться, если поссорились, не бояться просить прощения
у друга.)
-Ребята, а только люди могут быть нам друзьями? А кто еще? (Собака, кошка
и т. д.)
Приведите примеры из книг о дружбе человека и животного. Вспомните
сказочных персонажей. (Ответы детей.) Это сказочные друзья человека.
-А дома у вас есть настоящие друзья-животные? (Ответы детей).
- Ребята, а можно подружиться с окружающей природой: с деревьями,
травами, цветами? Что нужно делать для того, чтобы они стали нашими
друзьями? (ухаживать за ними, поливать, рыхлить).
-Получается, что можно дружить со всеми, лишь бы ты сам был хорошим
другом и умел ценит настоящую дружбу.
- Ребята, сегодня я проходила мимо экологического уголка и увидела
грустное одинокое дерево. Мне стало его очень жалко, и я принесла его к нам
в группу. Оно не цветет. Ребята, а вы хотите, чтобы дерево расцвело? Как вы
думаете, что для этого нужно сделать? (Рыхлить, поливать)
- Правильно. Мы постараемся стать друзьями этого дерева, но для этого нам
предстоит разгадать секреты дружбы, и каждый разгаданный секрет подарит
дереву красивый цветок.
-Готовы? Хотите узнать первый дружбы секрет?
Тогда слушайте песенки детской куплет.
1. 1. Первый секрет дружбы.
(Звучит песня «От улыбки»)
- Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с
улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет.
- Скажите, а с каким человеком приятнее общаться: с тем, который хмурый,
злой или с тем, который улыбается? Правильно. Поэтому давайте улыбнемся
друг другу и улыбнемся нашему дереву. Ведь мы хотим быть друзьями! У
вас такие замечательные, солнечные улыбки, что, глядя на них, ярче
становится день и на душе теплеет. Дополните строчку: «С голубого ручейка
начинается река, ну, а дружба …» (дополняют)
- Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет? Правильно.
-А вот и первый цветок, посмотрите, какой он красивый. Давайте подарим
его нашему дереву (вешаем цветок на дерево).
1. 2. Второй секрет дружбы.
- Хотите отгадать второй секрет дружбы? Тогда давайте вспомним
пословицы о дружбе.
-Нет друга - ищи, а нашел - береги.
-Друзья познаются в беде.
-Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Чтобы следующий секрет узнать
Предлагаю рассуждать.
На картинки посмотрите,
Что увидите, скажите.
Давайте поиграем в игру «Живые картинки».
-А почему вы так решили? (Правильно, друзья должны помогать друг другу.)
- А как вы помогаете друг другу? (ответы детей)
Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь.
Давайте подарим ещё один цветок нашему дереву.
Игра «Живые картинки» (нужно посмотреть на картинку и увидеть, о чём она
нам рассказывает)
- Посмотрите на картинку и подумайте, могут ли эти дети быть друзьями?
1. 3. Третий секрет дружбы.
- Хотите узнать третий секрет дружбы? Тогда для вас ещё одно задание.
- Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Разделитесь на команды,
каждая команда должна собрать свою картинку. А я посмотрю, как дружно
вы можете трудиться.
(Предлагаются разрезные картинки кошки и собаки.)
-Молодцы. Вы здорово потрудились. Кто изображен на ваших картинках?
-Ребята, а вы слышали выражение: «Живут как кошка с собакой»? Как вы
понимаете эти слова? (Значит постоянно ссорятся, ругаются.)
- Скажите, а ссоры, постоянные оскорбления, ругань имеют что – то общее со
словом «дружба»?
- А как по-вашему должны жить друзья? Действительно, друзья должны жить
дружно, а по-другому можно сказать мирно!
Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовем этот секрет? Мир.
И еще один цветок появляется у нашего дерева.
1. 4. Четвертый секрет дружбы.
- А теперь присаживайтесь на стульчики. Для вас ребята разыграют
небольшую сценку.
(На стульчике сидит Максим. Грустит, подперев голову руками. Появляется
Семен.)
Семё н: Привет! Как у тебя дела?
Максим: Отстань! Не тронь! Иди своей дорогой!
Хотел Семен уйти, обидеться и отойти, но посмотрел на Максима, подумал и
снова вернулся. И вдруг пожалел его и молча протянул ему руку.
Максим: Прости, Семен, меня за грубость!
Семен: Я не сержусь на тебя!
- Ребята, можно этих мальчиков назвать настоящими друзьями? Почему?
Воспитатель: Запомните, дети, если у друга беда, с печалью и злостью
поможет вам справиться только одна (доброта).
– Молодцы. Так каким надо быть по отношению к другу? - Добрым. Вот и
еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовете этот секрет? Доброта.
Не зря пословица гласит: «Доброе слово лечит, а злое убивает». И еще один
цветок расцвёл на нашем дереве.
– Скажите, ребята, а у друга может быть плохое настроение? Конечно,
иногда и у друга бывает плохое настроение. Давайте вспомним нашу игру
про настроение.
Физминутка «Настроение»
Настроение упало,
Дело валится из рук…
Но ещё не всё пропало,
Если есть хороший друг.
С делом справимся вдвоём,
С облегчением вздохнём –
Настроение поднимем
И от пыли отряхнём! Стоят лицом друг к другу, руки вверх.
“Бросают” вниз руки…
Грозят указательным пальчиком.
Хлопают в ладоши.
Берутся за руки.
Вздыхают.
Поднимают сцепленные руки вверх.
“Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу.
1. 5. Пятый секрет дружбы.
Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.
Присядьте тихонько на ваши стульчики
И приготовьтесь вновь рассуждать!
В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и
всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно
сломала Катину куклу.
-Кто сломал мою куклу? – расплакалась Катя.
-Не знаю, - сказала Маша. – Наверное, это Максим.
А надо сказать, что мальчик по имени Максим часто ломал игрушки других
детей.
-Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Катя у Максима.
-Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.
-Не может быть! – воскликнула Катя. – Маша - моя лучшая подруга, а друзья
никогда не обманывают друг друга.
Подошла Катя к Маше и спросила (Как вы думаете, о чем спросила Катя
свою подругу).
-Зачем ты обманула меня Маша?
-Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я
сломала твою куклу.
-Не делай так больше Маша! – сказала Катя. – Друзья должны быть
честными друг с другом!
- Вот такая история. Скажите мне, пожалуйста, о каком важном секрете
дружбы вы узнали из этой истории? Как вы думаете, Катя и Маша останутся
друзьями? Конечно, Катя простит Машу. Но знаете ребята, за одним
обманом, может последовать другой, третий… А вы захотели бы дружить с
человеком, который постоянно вас обманывает? Конечно, обман может
разрушить дружбу. Поэтому, какими должны быть друзья по отношению
друг к другу. Честными.
Молодцы! Вы разгадали еще один секрет дружбы. Как назовем этот секрет?
Честность.
А вот и еще один цветок. Повесим его на дерево.
- Посмотрите, ребята, на наше дерево. Как оно расцвело! Вы разгадали все
секреты, и я уверена, что вы готовы дружить с деревом, на котором растут
цветы вашей дружбы. Это дерево теперь всегда будет расти в нашей группе.
И коварная Шапокляк просто не захочет идти в наш детский сад. Ей здесь
делать нечего. Ведь мы знаем всё о дружбе и умеем дружить.
- Ребята, у каждого из вас есть верные друзья, поэтому предлагаю вам сесть
за столы и нарисовать у своих деревьев столько крепких корней, сколько у
вас друзей.
(Дети показывают свои рисунки).
6. Подведение итогов.
-Я знаю, вы дружные ребята, но даже у друзей бывают разногласия.
И если вдруг вы с другом поругались,
Присядьте здесь, под деревом в тени.
И вспомните секреты дружбы,
Их назовите по порядку вы:
улыбка, помощь, доброта, мир, честность. (называют дети)
-Сейчас вы другу руку протяните, обнимите его и улыбнитесь, и
постарайтесь никогда не ссориться.