Екатерина Пшеничная
Конспект НОД по ручному труду с элементами экспериментальной деятельности «Секреты бересты» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Продолжать расширять и углублять знания детей о дереве, ставшим символом России-березе.
2. Уточнять и конкретизировать представления детей о бересте как гибком, пластичном, легком и прочном материале, удобном для изготовления посуды и другой домашней утвари;
3. Развивать у детей умение анализировать, сравнивать, обобщать;
4. Формировать интерес к работе с природным материалом и положительные эмоции у детей от самостоятельной творческой деятельности.
5. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект НОД по ручному труду с элементами экспериментальной деятельности „Секреты бересты“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Материалы и оборудование: мультимедиа, волшебная палочка, для экспериментирования : кора берёзы и тополя, лупа, по 2 стакана на каждого ребёнка, ножницы, пинцет; для изготовления игрушки: заготовки игрушки, скотч, ножницы, алгоритм, презентация «Секреты берёзы».
Предварительная работа: просмотр презентаций, наблюдение на прогулке за березой, чтение стихотворений, загадывание загадок, рассматривание гербария, экспериментирование (наблюдение за срезанной веточкой березы, стоящей в вазе с водой, приклеивание тесьмы к заготовке.
Ход НОД.
1. Орг. Момент.
В. : Ребята, посмотрите, пожалуйста, к нам пришли гости. Поздоровайтесь. А теперь давайте встанем в круг. Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Возьмите друг друга за руки, посмотрите в глазки своему соседу сначала слева, теперь справа и на всех.
А теперь, представим, что мы солнышки. А солнышко, у нас какое?
Дети отвечают. Хорошее, доброе, ласковое, тёплое…
В. : Давайте улыбнёмся и порадуем всех своей улыбкой.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о дереве, которое издавна почитаемо на Руси. А о каком дереве пойдет речь, угадайте.
Плачет по весне слезами,
В почках растворяет камень,
И бумага для письма,
И - резные терема
Белая сорочка - царя лесного дочка,
В бане – хозяйка,
А ну-ка, угадай-ка?
В. : - О каком дереве загадка? (ответы детей)
В. :- Конечно, это берёза. (2 слайд).
В. :- Мы с вами уже много знаем о берёзе, но сегодня мы откроем ещё некоторые её секреты. Давайте поиграем в игру «Волшебная палочка»
- Передаем волшебную палочку по кругу и называем слова, характеризующие образ русской берёзки. (Кудрявая, красивая, стройная, белоствольная, полезная, русская, гибкая, нежная, гордая, величественная, воспетая).
В. : Береза не только красивое дерево, но она еще и полезное дерево.
А сейчас я проверю, знаете ли вы, какую пользу приносит берёза человеку? Проходите на стульчики и мы с вами посмотрим презентацию.
7 слайд. Раньше из почек берёзы делали коричневую краску.
8 слайд. А из листьев делали зелёную краску.
10 слайд. А есть ещё берёзовый гриб – чага. Твёрдый, как дерево. Вы может быть и сами его видели. Если видели на берёзе – значит она болеет. Но и болея, она помогает человеку. Потому что этот гриб – лекарство от многих болезней.
12 слайд. Из берёзы издавна добывали дёготь, нагревая древесину без доступа воздуха. Дёготь – это густая маслянистая жидкость с резким запахом. В старые времена без него было не обойтись. Дёгтем чистили сапоги, смазывали оси телег, а это всё равно что машинное масло для грузовиков. И однажды кучера заметили, что если на рану попадёт дёготь, то она заживает быстрее. Из берёзового дёгтя стали делать целебные мази. А из дёгтя ещё делали дегтярное мыло. Оно и сейчас продается.
13 слайд. Во время войны раненым истощённым детям давали по 150 – 200 г. берёзового сока.
В годы войны пекли из коры хлеб.
20 слайд. Посуда из бересты сохраняет продукты от сырости и плесени. Молоко в берестяной посуде не киснет. Рыба зимой не замерзает, а летом не портится.
В. : Молодцы, много знаете о пользе березы.
Экспериментальная деятельность :
А сейчас, давайте пройдём и рассмотрим кору берёзы. А вы знаете, как она называется? (береста) Какая она? (белая, тонкая, слоёная) А теперь потрогайте её? Какая она на ощупь? (березовая кора шероховатая) А мы можем её порвать? А порезать ножницами? Попробуйте. Получилось? Потрите пальчиком её. Что с ним произошло? (стал белым) Как вы думаете, почему? Кора пропитана особым белым цветом-бетулином. У других деревьев такой краски нет, вот поэтому ваши пальцы окрасились в белый цвет.
А теперь возьмите лупу и внимательно рассмотрите бересту. Что вы можете сказать? (она состоит из отдельных слоёв, словно книжка с крепко прижатыми друг к другу страницами) По количеству слоёв бересты определяют возраст деревьев. Как вы думаете, у вас береста с какого по возрасту дерева? (старое или молодое) Продолжаем рассматривать бересту. Что ещё вы видите? (чёрные чёрточки) Подумайте, как называются эти чёрточки? Они называются чечевички. А как вы думаете, для чего они нужны? (береза через них дышит)
В одной из книг я прочитала такое выражение «Береста-это плащ березы». Как вы считаете, почему автор дал такое необычное определение? (ответы детей) Посмотрите, у меня есть ещё кора тополя. Давайте мы с вами опустим в воду кору берёзы и кору тополя и посмотрим, что будет через некоторое время.
А пока Кристина будет моей помощницей. Кристина, потрогай эти кусочки бересты и ничего не говори девочкам. Итак, Кристина положи один кусочек в стакан с цифрой 1, а во 2-ой второй кусочек. А как вы думаете, что с ними случится, если мы зальём их горячей водой? Далее воспитатель обращает внимание на замоченную бересту.
Что произошло с берестой? Итак, Кристина, скажи, пожалуйста, в стакан под номером 1 по толщине какую ты положила бересту? А под номером 2? Какой мы можем сделать вывод?
Береста скрутилась потому, что она тонкая. Значит, чем толще береста, тем ее нужно дольше замачивать в горячей воде.
Время замачивания зависит от толщины и сухости бересты.
Ну, а теперь давайте вернёмся к нашим стаканам с корой. Достаньте сначала кору тополя. Потрогайте её. Что с ней произошло? (она стала крошится) А давайте теперь достанем кору берёзы. Потрогаем её? Она крошится? (нет) Как вы думаете, почему? (Потому что она не пропускает влагу.) Так почему бересту называют плащом берёзы? (она как и плащ не пропускает влагу). Вот сколько мы уже с вами узнали секретов бересты. А сейчас давайте пройдём и поиграем в игру «Что сделано из бересты?». Вам нужно по очереди выбрать и перенести на другой стол предметы, изготовленные из бересты.
Давайте посмотрим, как вы справились. Молодцы!
Ребята, мы уже говорили с вами, о том, что из бересты делают игрушки, сувениры, давайте, и мы свами побудем народными мастерицами. Проходите за свои рабочие места. Посмотрите, сегодня мы с вами будем делать вот такую игрушку. Вспомните секрет мастеров, как правильно заготавливать бересту.
Внимание на экран. Давайте рассмотрим алгоритм изготовления игрушки. С начала мы находим заготовку головы. Вырезаем её. Наклеиваем личико. Затем приклеиваем волосы и сгибаем голову пополам. Теперь склеиваем туловище. Вставляем голову и приклеиваем ручки. Приклеиваем платочек и вот наша игрушка готова. Вам, понятно как мы будем изготавливать игрушку. Приступайте к работе, но не забывайте правила работы с ножницами.
Самостоятельная деятельность детей.
Девочки, поставьте своих красавиц в хоровод возле нашей берёзки. Вот какие красавицы у нас получились.
Много песен о березе сложено,
Много танцев танцевал народ,
Вот и мы сегодня с вами
Заведем - ка хоровод.
Девочки, а какие новые секреты берёзки, вы узнали сегодня? И сегодняшнее наше занятие мне хотелось бы закончить стихотворением Галины Садовой «Берёза – символ России».
Береза –символ России,
Сокровище русской земли.
Веками ей песни дарили,
Признанья стихами в любви.
Береза-символ России.
Царица русских полей.
Она средь невест всех красивей
Величественней и белей.
Шелестом листьев березы
Шепчет Россия нам.
Весной святой родины слезы
Бегут у берез по стволам.
Береза-символ России,
Печаль в ней и радость земли,
Веками ей песни дарили,
С поклоном к березе все шли.
Скажите до свиданья нашим гостям.