Юлия Зарубина
Конспект НОД по рисованию «Жостовские подносы»
▼ Скачать +Заказ
Программное содержание:
- познакомить детей с особенностями жостовской росписи
- учить детей расписывать подносы разной формы по мотивам жостовской росписи;
- совершенствовать навыки работы кистью;
- закреплять умение свободно пользоваться гуашью, накладывать цвет на цвет.
- воспитывать интерес к народному творчеству.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусства, уважительное отношение к труду народных мастеров.
Публикация «Конспект НОД по рисованию „Жостовские подносы“» размещена в разделах
- Жостовская роспись, подносы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- развивать композиционного мышления, художественного вкуса.
Материалы:Таблица с элементами жостовской росписи, иллюстрации жостовских пожносов, шаблоны форм подносов, альбомные листы, гуашь, кисти.
Последовательный ход:
1. – Здравствуйте, ребята! Сели красиво, спинки держим прямо, ноги ставим вместе, глазки на меня. Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А для этого мы должны улыбнуться друг другу и поздороваться.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, легкий ветерок!
Здравствуй, маленький листок!
Мы живем в родном краю.
Всех я вас приветствую!
Народное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. В народе всегда была потребность украшать свой быт, вещи, которые их постоянно окружали.
С достижениями науки в нашу жизнь вошли новые способы изображения. Сначала появились печатные изображения, затем были изобретены фотография, кинематограф, телевидение, а так же компьютер, на котором тоже можно выполнять изображения. Но наряду с ними остаются в нашей жизни и традиционные виды изображения. Сегодня мы познакомимся с уникальным явлением в русском искусстве – расписными подносами Жостова. Встречались ли вы с ними? В музеях, на выставках, просто за прилавком магазина, за чайным столом? Да, а кто нам скажет, зачем нужны подносы? Поднос - необходимая человеку вещь, известная с давних пор. Он удобен, когда надо поднести к столу угощение, особенно горячие блюда, он необходим на столе как подставка под разные предметы его убранства и напитки. На подносе часто ели в одиночку или вдвоём, чтобы не сервировать стол, в дороге. Более широко он стал применяться с распространением чая и кофе: на поднос ставили самовары, чайники и кофейники.
2. Роспись металлических подносов появилась в России давно. Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово. И хотя в округе много других сёл и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и свободно брошенные на специально подготовленный фон подноса,— таков “классический” вид жостовской росписи. (показ подноса)
Ребята, так что же данные умельцы изображали на подносах? В Жостовском искусстве преобладает изображение букетов цветов. Очень популярным является так же изображение фруктов. (показ изображения). Как вы думаете, подносы были одинаковой формы? Нет, формы были самыми разнообразными. Известно около тридцати различных форм подносов. (показ иллюстраций). Выбор формы и размера очень важен, т. к. определяет композицию росписи. Посмотрите, а какого цвета фон подносов? Да, в данном случае, фон чёрного цвета. Помимо излюбленных чёрных фонов привычны в Жостове и цветные : зелёные и синие, "под слоновую кость", разнообразные красные и "золотые".
Ребята, что ещё вы можете сказать про данные подносы? Да, я согласна с вами, что подносы красивые, праздничные. А вам интересно узнать, как же создаётся такое великолепие? Замечательно, сейчас я вам расскажу. Такую красоту сделать, ребята, непросто. Нужно терпение, старание, не так ли?
Техника жостовской росписи чаще всего делится на шесть этапов. Вначале художник наносит замалёвок (замалевку, подмалёвок). Широкой кистью - пятном - он рисует силуэты будущих цветов и листьев, определяя их размер, соотношение частей, основную окраску, форму и расположение на предмете.
Второй этап росписи - тенежка (выправка). Как вы думаете, почему этот этап так назван? Тенёжкой он именуется потому, что начинается с прокладки теней, прописки затенённых мест тем же цветом, но более тёмным, и почти сливает их с фоном. Так рождаются таинственные тени, усиливающие трепетность изображения. Затем, на следующем этапе, который называется прокладкой, художник меняет кисть и палитру, высветляя выступающие части букета теми же красками, но более яркими и светлыми. Высветляя краски, художник приступает к бликовке — четвёртому моменту росписи, одному из наиболее ярко отличающих каждого живописца. Блики, разложенные на выступающих частях цветов, усиливают игру света.
Затем длинной кистью очень лёгкими и быстрыми касаниями умельцы очерчивают загибающиеся лепестки, рисуют прожилки в листве. Этот этап получил название чертёжки. От какого слова образовано? Правильно, чертить. Остался последний этап работы – это Привязка. После чертежки приступают к и привязке. Роспись насыщается линией, уточняющей рисунок её частей. Вводя тонкие травки, стебельки, усики между цветами и листьями, мастер смягчает переходы от росписи к фону, как бы привязывает её к предмету.
Так шесть жостовских приёмов, взявшись за руки, хороводом вяжут жостовский букет. Итак, давайте все вместе повторим их названия. Молодцы, А теперь встали из-за столов, и давайте представим, будто эти замечательные цветочки с подноса ожили :
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Головой качают,
Тихо засыпают.
(Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки
Медленно разгибаем пальцы из кулачков
Покачиваем кистями рук вправо влево).
3. Тихонечко сели. А теперь ребята, вы нарисуете собственные жостовские подносы. Я вам раздам шаблоны, а вы обведёте их аккуратно по контуру, и начнёте рисовать, хорошо? Но, сначала подумайте, как же будет выглядеть ваш поднос. Какого цвета будет фон? С чего начнёте рисовать? Наверно, с крупных цветов в центре подноса, да, ребята? Итак приступаем.
4. Ребята, молодцы, вы так хорошо сегодня потрудились, мои глазки не могут налюбоваться на ваши подносы! А вам самим понравилось их рисовать? А трудно было? Хорошо. Вспомните, а как называлась роспись, о которой мы беседовали? Верно, жостовская. А почему она так называется? Что нового о ней узнали? Спасибо за занятия, до свидания!