Надежда Булаева
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Уральская роспись. Прялка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели.
Образовательная. Продолжать знакомить детей с уральской росписью.
Познакомить с этапами выполнения элементов
росписи (подмалёвок, разживка, приписки)
Развивающая. Развивать образное восприятие детей, желание рисовать;
упражнять в выполнении элементов росписи.
Воспитательная. Воспитывать интерес к уральской росписи, любовь к
родному краю.
Материал. бумага, гуашь, кисти, шаблоны прялок.
Зрительный ряд. Прялка, иллюстрации с изображением предметов,
Публикация «Конспект НОД по рисованию в старшей группе „Уральская роспись, Прялка“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Старшая группа
- Урал - наш край родной
- Темочки
украшенных уральской росписью.
Литературный ряд. Прибаутка "Уж, ты, прялица. ",
С. Васильев "На Урале".
Музыкальный ряд. Русские народные песни.
Предварительная работа.
• Ознакомление с историей возникновения Уральской росписи
• Чтение сказки про деда Еремея
• Просмотр видеоматериала об уральской росписи.
Ход занятия.
Дети входят в группу. Не спеша рассаживаются за столы. У окна стоит прялка, на стене расположен фотоматериал с Уральской росписью.
Воспитатель. Ребята, кто знает, как называется этот предмет? (показываю
на прялку). Ответы детей. Если дети затрудняются, говорю, что это прялка. В уральской деревне девочкам 6-7 лет дарили маленькую детскую прялку. Росла мастерица, и ей дарили прялки большего размера. Раньше прялки были в каждом христиансом доме. На них пряхи пряли нити. Из них ткали полотно, а из полотна шили разную одежду — сарафаны, рубахи, бельё.
"Уж, ты, прялица,ты прялица моя, пойду вынесу на улицу тебя,
Буду прясть и попрядывать, на ребятушек поглядывать.
Напряду я много прядушки всем ребятушкам на варежки. "
О прядении пряжи (кудели) в народе говорили так "Сяду на хвост, да руками за бороду подергаю".Прялку ставили на скамейку и пряха садилась на доску-донце. Мастера-умельцы украшали прялки резьбой и росписью. Рисовали цветы, ягоды, круги солнца, сказочных птиц, животных: совушку, райских птиц, синюю птицу счастья, золотого петушка, льва. Птицы в Уральской росписи символизировали женщину, хранительницу очага и поэтому по характеру они встревоженные и беспокойные. а лев, мужской образ, наоборот спокоен и умиротворён. Они оберегали дом.
Ягодка-кружок, выполняемый вращательным движением кисти вокруг оси (объяснение сопровождаю показом на мольберте) — основной элемент Уральской росписи. На её основе можно нарисовать ягодку-бутон, двойную ягодку, цветок шиповника, купавки.
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с тремя этапами выполнения элементов уральской росписи. Это подмалёвок, разживка и приписки.
Затем показываю и объясняю этапа выполнения элементов Уральской росписи :
• подмалёвок (пальцем или щетинистой кисточкой наносится цветовое пятно, определяющее место элемента в композиции);
• разживка (изображение выполняется кистевым мазком двумя цветами — один основной, другой моделирующий белый)
• приписки (кисть ставится вертикально на кончик, проводится линия с лёгким нажимом и резко поднимается вверх — получается каплевидный мазок, с одной стороны острый, с другой закруглённый).
Физкультминутка.
Дует ветер с высоты. Гнуться травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо клонятся цветы и травы. (наклоны в стороны)
А теперь давйте вместе все попрыгаем на месте. (прыжки)
Выше! Веселей! вот так! Переходим все на шаг. (ходьба на месте)
Вот и кончилась игра! Заниматься нам пора.
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам превратиться в уральских умельцев
и попытаться научиться рисовать узоры Уральской росписи.
Сегодня мы с вами возьмём один элемент —цветок.
Учиться рисовать будем на листочках, а затем украсим
прялку (показываю шаблон). Ребята, это довольно сложное
задание. И, возожно, мы с вами не успеем сделать всё на
одном занятии. Не переживайте, работу мы продолжим на
следующем занятии.
Вместе с детьми рисую цветок на листочке, объясняя как выполнить каждый этап. Затем работаем на шаблоне. Обращаю внимание детей, что цветок должен быть расположен в центре прялки.
По окончанию работы хвалю всех ребят за старание, выделяю особенно активных ребят, уточняю приёмы выполнения Уральской росписи и, что работу продолжим на следующем занятии.
В заключении читаю стихотворение С. Васильева "На Урале"
Откуда этот ветер смолянной?
Откуда этот гордый звук металла,
Как музыка, летящий над страной?
С железных гор, от быстрых рек, с Урала.
Откуда этих чистых песен клад?
Откуда эти ясные поверья,
Где все слова сверкают и горят,
Как светляки, как райской птицы перья?
Откуда этот камень-самоцвет,
То розовый, то красный, то зелёный,
Запечатлевший нежность радуг след,
Лазурь небес и плеск воды студёной?
Похожая на вольную струю,
Откуда эта сабля расписная,
Готовая проворствовать в бою,
Неистовство казачье прославляя?
Откуда эта пушка-громобой?
Какой суровый мастер несравненный
Свою судьбу сравнил с её судьбой.
Вдохнув в металл свой разум вдохновенный?
Откуда он, бывалый человек,
Чья жизнь причиной этой песни стала?
С железных гор, от шумных быстрых рек,
Кузнец и воин, верный сын Урала.