Эльмира Чернышова
Конспект НОД по рисованию «Знакомство с городецкой росписью»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представление об элементах городецкого узора. Воспитать у детей интерес к народным мастерам. Развивать художественный вкус, умение любоваться предметами народного творчества. Учить расписывать разделочную доску, используя элементы городецкой росписи.
Публикация «Конспект НОД по рисованию „Знакомство с городецкой росписью“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Материалы: Изделия с городецкой росписью. Вырезанные из бумаги разде-лочные доски и затонированные черным и золотым цветом, гуашь, соответствующая городецкой росписи оттенков, кисти.
Предварительная работа: Знакомство с легендой городецкой росписи, рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства. Словарная работа: розан, купавка, бутон, оживки, гирлянда.
Легенда о Городецкой росписи.
У каждого русского промысла своя легенда. Есть такая легенда и у Городецкого промысла. Село Городец очень красивое. Берега здесь высокие, овражистые, все деревни на нем. Избы в деревнях ладные, высокие, с большими окнами и богатой резьбой, весело раскрашенные и почти каждый житель вспоминает, как у них здесь справляли когда-то Иванов день. Был такой праздник. В одних краях назывался Иваном-Купалой, в других Иваном-Травником. Но везде его справляли в ночь с 23 на 24 июня. У трав в эти дни кончается бурный рост, начинается созревание злаков, и суеверный человек считал, что нечистая сила именно тут-то и пытается принести наибольший вред, погубить урожай. В эту короткую ясную ночь люди зажигали высокие костры, прыгали через костер, начинали веселиться, иногда гадали, пускали по реке венки – к какому мосту приплывет, оттуда и суженый будет.
И каждый норовил в эту ночь нарвать полезных трав. В растениях, действительно, в этот период собираются все лучшие соки. Уходили за таинственным цветком папоротника, который цветет, говорят, только в эту единственную ночь, даже не ночь, а всего - лишь какой-то час, отдаляющий одну зарю от другой. Каков из себя тот цветок? Никто точно не знает: одни утверждают, что огненно-желтый, светящийся, как языки пламени в костре; другие сказывали, что плющ алый, похожий на уголек, а третьи говорили, что он светится, но только не желтым, не алым, а вроде бы синим-синим цветом. Вот и пойми тут. Но все говорили, что красоты он необыкновенной. Совсем вроде бы простой, но лучше всех цветов на свете. Потому что цветок папоротника – это ведь цветок счастья.
Здесь в этих нижегородских деревнях, вблизи города Городца и зародился старинный промысел. Он берет свое начало из старины, с украшений прялок. Городецкие умельцы расписывали жилища, ставни, двери, ворота, предметы быта, прялки, дет-скую мебель, игрушку. Ярко расписывают предметы Городецкие мастера. На больших вещах - это обычно сценки из городской и сельской жизни. Сценки были веселые праздничные: застолья, катанья, гулянья. И везде нарядные барышни и ка-валеры. А между картинками – цветы невиданной формы. И стали их звать розами, купавками, но на розы они не похожи. А выглядят так: на широкой чашечке с овальными лепестками сидит круглый бутон, а на нем шарик вроде коробочки, и все это в упругих полосках – оживках; напруженный получился цветок, вот-вот лопнет, раскроется. А вокруг него листья папоротника. А сам цветок, то алый, то желтый, то синий, то даже черный. Таким образом, русский мастер хотел удержать при себе необыкновенный цветок – цветок счастья. Характерные мотивы: пышные розаны, яркие розетки, мелкие цветочки. Ягодка с листочками, черные кони со всадником, или без него, птицы.
Ход занятия:
1 часть:
Воспитатель: Сегодня мы с вами побываем в музее Городецких мастеров, где познакомимся с их изделиями. Много-много лет назад, в городе Городец, что недалеко от города Нижнего Новгорода, возник этот промысел. Отсюда и название – Городецкий. Авторы – крестьяне, которые стремились украсить предметы быта: деревянную посуду, мебель, прялки и другие вещи нарядными, яркими узорами.
Дети вместе с воспитателем рассматривают изделия городецких мастеров, элементы узоров росписи, краски, используемые мастерами.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я загадаю вам загадки:
1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).
2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).
3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).
4. Он не броский, круглый он нераскрывшийся … (бутон)
Понравилось вам в музее? Чем? (яркие краски, цветы, кони красивые, как в сказке и т. д.)
Из какого материала изделия Городецких мастеров? (из дерева)
Да, городецкая роспись выполняется только по дереву. Давайте рассмотрим внимательно элементы этой росписи. (Дети вслед за воспитателем находят листья, розы, купавы, бутоны, ромашки и называют их.)
- Какие краски используют мастера? (Дети называют).
- А теперь я вам хочу показать, как создается такой узор (рисует отдельные узоры).
Сегодня мы с вами будем расписывать разделочные доски для мамы.
Воспитатель: Ребята, а теперь подумайте, что делает нарядными и живыми городецкие узоры? (Оживки.)
- Да это белая и чёрная оживки.
(Воспитатель показывает, как рисуются элементы Городецкой росписи.)
Физкультминутка.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Воспитатель: А теперь, ребята, вы самостоятельно можете приступить к работе.
2 часть: Самостоятельная работа.
Дети выполняют работу, у кого не получается, воспитатель помогает.
- Ребята, какие же вы молодцы!
3часть: Заключительная.
Заканчиваем рисовать, кто не успел дорисовать, закончим с вами после ти-хого часа.
На сегодняшнем занятии вы очень хорошо поработали. Посмотрите, какие красивые доски мы с вами расписали! Вам нравится?
Давайте повесим их на выставку, а когда ваши папы и мамы придут к нам в гости, тоже полюбуются ими.
Рефлексия:
1. Ребята, где мы сегодня с вами побывали?
2. Давайте вспомним, что нового мы с вами узнали на занятии?
3. Чему мы научились?
4. Что понравилось на занятии?