Голощапова Анна
Конспект НОД по рисованию и конструированию в разновозрастной группе «Урало-сибирские красильщики»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по рисованию и конструированию в разновозрастной группе
«Урало-сибирские красильщики»
Чарующая Урало-сибирская роспись уникальна техникой двойного мазка, которая легко усваивается дошкольниками, благодаря прорисовке элементов одним движением руки.
Публикация «Конспект НОД по рисованию и конструированию в разновозрастной группе „Урало-сибирские красильщики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Глобализация и технический прогресс вносят свои изменения во все сферы нашей жизни, в том числе и в декоративное искусство народов мира. На основе традиционных национальных промыслов возникают новые художественные технологии.
Так произошло, например, с Урало-сибирской росписью, которая медленно возрождается, несправедливо задвинутая когда-то на задний план общей картины народных промыслов.
Безумно популярная сейчас техника декоративного рисования "One Stroke" (один мазок) на самом деле базируется на давно родившейся в России, на Урале технике двойного мазка – рисование одновременно двумя красками. Но об этом мало кто знает. Ведущие мастер-классов по "One Stroke" никогда об этом не упоминают. Благодаря американке Донне Дьюберри, источник двойного мазка – Урало-сибирская роспись живёт и радует многих наших современников. Пусть скромно, анонимно, трансформировано, но уральская народная техника двойного мазка, используемая уже несколько столетий в домовой росписи и несколько столетий в росписи по металлу, живет и развивается в наше время.
Все наши ребята познакомились с уральской росписью и техникой двойного мазка. Эта техника даёт плавный переход при рисовании двумя цветами, что вызывает у многих ребят бурю эмоций, восторг, удивление. Это кажется волшебством, цветы, ягоды и фрукты, словно оживают под кистью или пальчиком за одно или несколько движений.
Ребята рисовали элементы росписи красками на бумаге, окрашенной рисунком под дерево, и обклеивали ими коробки из-под чая. Для устойчивости прикрепили ко дну использованный перемешанный пластилин. Из 30 коробок, сделанных группами №3 и№5, у нас получился прекрасный строительный материал, из которого детьми были построены разные варианты домов, окон, ворот, ограждений и т. д.
Участники кружка «Разноцветные ладошки» побывали в роли красильщиков и украсили в изостудии деревянную панель стены. Теперь она является для всех ребят иллюстрацией истории домовой росписи родного края.
Предлагаю коллегам конспект НОД разновозрастной группы (4-7 лет) по рисованию с элементами конструирования «Урало-сибирские красильщики»
НОД по рисованию
Тема: «Урало-сибирские красильщики»
(рисование гуашью на тонированной под дерево бумаге с детьми 4-7 лет, с дальнейшим оклеиванием ею коробок для строительных игр)
Реализация образовательных областей ФГОС: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное и физическое развитие.
Цель: познакомить с региональным промыслом – урало-сибирской домовой росписью Задачи образовательные:
-закрепить понятие народный промысел, дать понятие: красильщики, урало-сибирская домовая роспись;
- показать технику двойного мазка
- упражнять в умении рисовать тонкие линии концом кисти, регулировать нажим на кисть в зависимости от выбранной формы и размера отпечатка;
-продолжать учить создавать композиции, свойственные декоративному искусству: симметрии от центра и расположению элементов: от большего к меньшему.
Задачи развивающие:
- развитие творческих способностей, эстетического вкуса;
- развитие психических процессов (воображение, восприятие, мышление)
Задачи воспитательные:
- вызвать желание узнавать и любить историю и культуру родного края;
- воспитывать бережное, заботливое отношение к предметам искусства, развивать эмоциональную отзывчивость.
Материалы: альбомные листы (размером с высоту коробки из-под чая) предварительно окрашенные детьми под дерево, гуашь, кисти щетина плоские №6, кисти №1, вода, салфетки. Записи с русскими народными наигрышами. Схемы с последовательностью рисования элементов урало-сибирской росписи (яблоки. смородина. роза, листья, травинки). Варианты композиционных построений. Д/и «Составим узор», «Что лишнее?». Презентация по Урало-сибирской росписи с видеоматериалом.
Приё мы: Мотивация – роспись бумаги для строительного материала. Создание композиции из элементов в дидактической игре «Составь узор». Презентация нового материала с учебным видеоматериалом. Фоновая музыка для рисования – русская народная. Физкультминутка «Красильщики», описание приёмов работы, рассказ детей о замысле своего рисунка, по окончании оклеивание коробок, создание общей постройки: «Урало-сибирские ворота».
Словарь: урало-сибирская роспись, красильщики, уральская роза, смородина, двойной мазок, подмалёвка, разбел, приписка, композиция.
Предварительная работа.
Рассматривание предметов быта, украшенных хохломской, городецкой росписью. Фотографий. Обучение и закрепление рисования элементов городецкой и хохломской росписей на полосе бумаги, силуэтах с изображением предметов быта.
Рекомендации родителям: Просмотр с детьми фильмов об урало-сибирской росписи, культуре родного края. Предлагаем родителям присоединиться к нашему движению мастеров народных промыслов и расписать дома деревянные предметы быта. Можно использовать акриловые, темперные краски или раскрасить простой гуашью с последующим покрытием их лаком. Работы принести в детский сад на выставку «Ярмарка мастеров»
Ход НОД
Воспитатель предлагает детям вспомнить разные виды росписи, которые они знают, показывает картинки с элементами разных видов росписи. Игра «Что лишнее?» Дети находят лишний предмет и объясняют почему именно он лишний. (Например, все предметы расписаны городецкой росписью, а эта солонка – хохломской)
Воспитатель вспоминает с ребятами о том, что все росписи названы по месту их рождения. А наш край тоже имеет свою роспись – урало-сибирскую
Показ презентации сопровождается видеоматериалом.
Она рисуется не только кистью, но и пальчиками. Эта техника домовая, ею красильщики украшали дома снаружи и изнутри. Позже, ею стали расписывать металлические подносы.
Родилась роспись в 18 веке на Урале, стала популярной в Сибири, поэтому её стали называть урало-сибирской. В крестьянской избе узоры расписывалась ярусами. Нижний ярус символизировал связь с матушкой землёй, верхний означал связь с небом, с солнцем, потолок в доме – это его небо, средний – мир человека. Главными его мотивами являлись: деревья, кусты, иногда цветы. Каждый цвет росписи имел своё значение. Изумрудный цвет означал надежду и плодородие, светло-жёлтые цвета славили гостеприимство. Пурпурный был символом тяжёлого труда крестьян, зелёный цвет – надежды, подвиг. Белый – чистоты, бессмертия, голубой – девственности, желто-золотистый – славы и царствования. Эти тайны цифровой символики из древнерусской живописи, иконописи.
Входную дверь по традиции украшали композицией древа жизни. Дерево символизировало древние и молодые поколения, а птицы – символ счастливой супружеской пары. Это не просто роспись, а изобразительный оберег счастья.
Орнаментом расписывались предметы интерьера: шкафы, прялки, комоды. Рассматриваешь роспись и удивляешься: как мастера так лаконично, махово смогли создать атмосферу праздника, домашнего уюта, красоты. Техника письма была несложной. Почти не применялся трафарет, а в изобразительном плане - очень живописно. Кисть художника не шла рабски по контуру, не раскрашивался ранее намеченный рисунок, а самостоятельно строила и творила. Орнамент создавался сразу, на глаз. В результате чего изображение получало свежесть, сочность, наивную непосредственность. Благодаря двухцветному мазку. роспись получалась объёмной. Даже не верится что все дело в технике. Поэтому преклоняешься перед вековым опытом уральских художников домовой росписи, это всё оттачивалось из поколения в поколение.
После просмотра видео Воспитатель просит детей повторить название росписи и отличительные особенности. Дети высказываются ( отличительные черты: переход цвета от темного к светлому и наоборот,, приписка черной краской)
Воспитатель спрашивает детей, хотели бы они стать красильщиками и попробовать двойным мазком нарисовать узоры на воротах?
Воспитатель предлагает выбрать в игре элементы урало-сибирской росписи и создать из них композицию. Дети выполняют задание по своему замыслу.
Воспитатель предлагает подготовиться к работе красильщика, она требует много сил, движений, нужно размять ноги и руки. Делается несколько махов руками и наклонов и приседаний.
Воспитатель показывает приемы работы в технике двойного мазка. Для ребят подготовительной группы набирает на одну половину кисти белую краску, на другую половину красную – рисует розу дугами. Для ребят старшей группы набирает на одну часть кисти желтую краску, на другую – красную, проводит круг, проворачивая кисть – рисует яблоко. Для ребят средней группы показывает приём работы пальчиком, макая палец в синюю краску, затем в белую, печатая круги – смородинки. Воспитатель напоминает, что набросок композиции красильщики не делали, но размечали места расположения элементов, делая подмалёвки. Следует начинать с основного элемента (детям средней группы предлагается нарисовать пальчиками гроздь смородины, старшей – яблоки, подготовительной – розу). В случае затруднений обратить внимание на схемы с последовательностью изображений. Затем следует рисовать растительность и заканчивать рисование разбелом и припиской.
Дети рисуют под русскую народную музыку.
По окончании рисования проводится оклеивание коробок, создание общей постройки: «Урало-сибирские ворота». Детям даётся полная свобода в выборе вариантов построек. В последующем игра переходит в сюжетно-ролевую. Может использоваться в качестве декораций для театрализации.