Татьяна Бокунова
Конспект НОД по рисованию для подготовительной группы в технике граттаж «Мастерская греческой вазописи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить детей с искусством Древней Греции – вазопись Закрепить навыки рисования элементов греческого орнамента в нетрадиционной технике - граттаж (процарапывание основы острым предметом для получения изображения);
Задачи:
Образовательные: учить детей строить древнегреческий орнамент из повторяющиеся элементов и расписывать вазы в технике граттаж по греческим мотивам
Публикация «Конспект НОД по рисованию для подготовительной группы в технике граттаж „Мастерская греческой вазописи“» размещена в разделах
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крупы. Поделки из круп
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие: способствовать развитию творческих способностей: зрительного восприятие, воображение, пространственного мышления. Способствовать развитию мелкой моторики рук, развитие интерес к истории искусства, обогащению словаря.
Воспитательные: воспитание чувства ритма, аккуратности.
Предварительная работа: серия занятий разной направленности на греческую тематику.
Словарь: античный, амфора, вазопись, декоративный, килик, лекиф, кратеры
Материал: слайды с изображением греческих амфор, иллюстрации и муляжи сосудов на мольбертах и подставках, заготовки силуэтов разного вида амфор для украшения в технике граттаж, зубочистки, палочки от роллов, салфетки влажные.
Ход занятия
1.
На мольбертах представлена экспозиция иллюстраций и муляжей различных видов античных ваз.
Античные вазы.
Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему- то не сразу.
“Подумаешь вазы!” подумали мы.
Другим были заняты наши умы.
Сначала мы на них взглянули,скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись…
И может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз. …
То вазы – гиганты, то карлики-вазы,
и каждая ваза – с рисунком – рассказом!
… герой в колеснице летит на войну.
Плывут аргонавты в чужую страну.
Персей убивает медузу горгона.
Афина Паллада диктует законы.
Сражается с Гектором грозный Ахилл.
А это на лире играет Орфей.
А это вручают спортивный трофей.
А вот – одиссей, падающий советы.
А это – кентавр…
А это…
А это…
Но мы описать не попробуем в раз,
Крупнейшую в мире коллекцию ваз.
Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с Грецией, но тема нашего путешествия сегодня будет называться «Мастерская греческой вазописи». Мы с вами узнаем не только много интересного, но и сами побудем художниками и вазописцами.
Древнейшим видом изобразительного искусства в Древней Греции была роспись на вазах - вазопись. Вазописью обычно называют античную - греческую живопись на вазах. Античный значит древний или древнегреческий.
Вазопись — роспись керамических (от греческого “керамос” - глина) сосудов. Ваза - сосуд, посуда - бытовой художественный сосуд имеющий не только повседневно- бытовое но и декоративное (служащее для украшения) значение.
Этот вид искусства, его произведения сохранились в большом количестве до наших дней.
Форма сосудов зависила от предназначения. Самой рапространеной и, пожалуй, самой красивой формой греческих формой греческих сосудов была двуручная амфора с яйцевидным туловищем и сужающей горловиной, предназначенная для хранения вина. Существовали и многие другие: килик – плоская чаща на подставке, из которой пили вино; узкий кувшин - лекиф, в который наливали масло и благовония. Большие широкие кратеры служили для смешивания вина с водой, их форма давала простор для росписей. (показ слайдов)
Изготовленные из глины греческие сосуды и вазы — амфоры, кратеры, перед обжигом покрывались лаком и краской, а потом представали перед людьми с диковинными картинками из жизни и быта древних греков. (показ слайдов)
Роспись по вазам была краснофигурной и черно фигурной.
Черно фигурный стиль - черные силуэты, наносившиеся на желтый или красный фон глины, на белые или пурпурные детали вазы черным лаком перед обжигом сосуда.
Красно фигурный стиль - изображения цвета глины на черном фоне, наносились на уже покрытую черным лаком поверхность вазы красной краской тоже перед обжигом сосуда.
Изображения на вазах были насыщены сценками из жизни древних греков,
Рисунки на вазах изображали жизнь древних греков и могли поведать о славных военных подвигах греческих героев, о несчастной и безответной любви, о суде богов, о погребении старцев и мудрецов. Знаменитый кратер, так называемая ваза “ваза Франсуса”, покрыт росписью, расположенной в несколько поясов, где изображено более 200 фигур, рассказана вся история подвигов Ахилла – героя Троянской войны. (Демонстрация детям слайдов и натуральных ваз и амфор малой формы)
К сожалению время не пощадило античную вазопись — многие из ваз разбились. Но благодаря труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день они радуют нас совершенными блесками черного лака. Самая большая коллекция Греческих ваз в России находится в Эрмитаже, а так же в русском художественном музее имени А. С. Пушкин. (Показ слайдов)
Сюжеты отличались широким разнообразием, поэтому мы с вами, ребята, можем подобно древним грекам немного почувствовать себя художниками - гончарами и расписать вазы.
2.
Воспитатель раздает ученикам иллюстрации с изображением сюжетов рисунков и орнамента древнегреческих ваз.
Итак, ребята сейчас мы с вами продолжим знакомиться с техникой «граттаж». Как вы помните, рисунок процарапывается различными острыми предметами. Это может быть и полочка в виде заточенного карандаша, зубочистка, деревянная спица, любой острый предмет. (показывает)
Берем заготовку амфоры. Подбираем образец орнамента, которым вы решили украсить свой горшок. Затем, берём специальную палочку и начинаем процарапывать рисунок, сдувая стружку с листа. Обратите внимание орнамент находится в полосе и его элементы повторяются, вспоминайте,как вы рисовали такой орнамент на листе карандашами. Торопиться не нужно, ведь исправить работу не возможно.
(дети выполняют работу, воспитатель помогает детям советами)
3. В конце занятия все работы вывешиваются. Педагог обращает внимание на удачные детали, композицию и содержание работ.
Устраивается выставка лучших работ.