Папки-передвижки

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в зимний лес»

Адетова Надежда
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Интеграция видов деятельности: Художественно-речевая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, двигательная деятельность.

Вид занятия: закрепление полученных знаний, умений и навыков через игровую деятельность.

Формы образовательной деятельности: групповая, индивидуальная.

Цель – развитие речевых умений и навыков в игровой деятельности.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах

Образовательные:

- Развивать умение понимать смысл образных выражений загадки;

- Упражнять в подборе определений к заданному слову;

-Упражнять в образовании притяжательных прилагательных (значение принадлежности) и прилагательные от основ существительных;

- Развивать умение выделять первый звук в слове;

-Развивать умение строить связные высказывания типа рассуждений, использовать различные средства связи частей предложения;

- Упражнять в делении слов на слоги.

Развивающие :

- Развивать воображение, образное и логическое мышление, память, зрительное и слуховое внимание;

- Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

Воспитательные:

- Развивать речевой этикет, умение отстаивать своё мнение;

-Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, инициативность.

Планируемый результат: умеют понимать смысл образных выражений загадки; умеют подбирать определения к заданному слову; умеют образовывать притяжательные прилагательные от основ существительных; умеют выделять первый звук в слове, делить слова на слоги; умеют отвечать на вопросы, грамматически правильно строить предложения, строить связные высказывания типа рассуждений, используют различные средства связи слов в предложениях; способны логически мыслить, внимательно слушать и решать простейшие задачи; достаточно развит речевой этикет, умение отстаивать своё мнение.

Подготовительная работа: отгадывание загадок, дидактические игры и упражнения на развитие фонематического слуха, диалогической и монологической связной речи; разучивание физкультминутки.

Оборудование: декорации «Зимний лес», фланелеграф, предметные картинки «Лесные звери», дидактические игры «Логические цепочки», «Ягодное варенье»; дидактическое пособие «Чей дом?», аудиозаписи с голосами лесных животных, песенкой паровозика, сладкое угощение для детей.

№ Этап занятия

Структурные компоненты деятельности Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей Время

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент Воспитатель:

-Ребята, сегодня на занятии мы отправимся в увлекательное и познавательное путешествие, но к каждому путешествию нужно подготовиться, настроиться. Давайте будем настраиваться!

Запоминает наша голова важные поступки и умные слова.

Слушаем внимательно.

Смотрим обязательно.

Взрослых не перебиваем.

Знаний много получаем!

(Дети гладят себя по голове).

(Подносят руки к ушам).

(Подносят руки к глазам).

(Грозят указательным пальцем). 2 мин.

2. Проблемная ситуация, постановка и принятие детьми цели занятия Воспитатель:

-Ну что, вы готовы отправиться в увлекательное путешествие и справиться со всеми заданиями, которые ждут нас на пути?

Дети соглашаются 1 мин

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

Актуализация знаний,

начало выполнения действий по задачам НОД

Воспитатель:

И начнём мы со сказочной загадки.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица-

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом-

Всё покрыла серебром!

-Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке?

- Почему зиму называют здесь царицей?

-Подходят зиме определения «белокожа», «светлолица»?

-На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?

-Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.

Послушайте ещё одну загадку про зиму:

«Кто угадай-ка? Седая хозяйка: тряхнёт перинки – над миром пушинки!»

Расскажите, какие образные выражения используются в этой загадке. Почему зима называется в ней седой хозяйкой? Какие перинки трясёт зима и что же за пушинки вылетают из них?

А вот ещё «зимние» загадки, в них тоже используются сравнения и образные выражения. Послушайте внимательно и назовите эти выражения.

Он вошёл – никто не видел. Какой это мастер на стёкла нанёс

Он сказал – никто не слышал. И листья, и травы, и заросли роз?

Дунул в окна и исчез. Белый Тихон с неба спихан,

А на окнах вырос лес. Где пробегает – ковром устилает.

Ребята, я недаром начала наше занятие с загадок, в которых используются образные выражения. Они позволяют более точно выразить мысль, украсить нашу речь. А мы сегодня отправимся в путешествие в зимний лес.

Воспитатель предлагает выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Яблонька».

У дороги яблонька стоит, (руки сплетены над головой)

А на ветке яблочко висит, (запястья вместе, пальцы закруглены и слегка разведены)

Сильно ветку я потряс, (руки сплетены и двигаются вперед-назад)

Вот и яблочко у нас (руки перед собой, запястья вместе, пальцы как бы держат яблоко)

Дети отвечают на поставленные им вопросы.

Дети отгадывают загадки и называют образные выражения

20 мин

Физминутка.

Очень холодно зимой, но мы пойдём гулять с тобой,

Я надену шапку,

Я надену шубку,

Я надену шарфик, потуже завяжу,

А ещё пушистые, крошки рукавички,

На ручки натяну,

На ручки натяну,

И хотя я маленький, у меня есть валенки,

Возьму с собою саночки,

На горку поднимусь и с горочки скачусь ухх.

Воспитатель контролирует выполнение задания.

Воспитатель:

- В зимний лес нельзя попасть на обычном транспорте. Я предлагаю создать необычный поезд, все вагончики которого соединяются между собой с помощью логической связи. Первой я ставлю на фланелеграф картинку с изображением новогодней ёлки, потому что Новый год – главный праздник зимы, а ёлка основной атрибут, символ этого праздника. Здесь на столе, разложены другие картинки. Вы должны внимательно подумать, какую картинку можно поставить рядом с ёлкой, чтобы логично объяснить их соседство. Вот, например, я поставлю рядом с ёлкой картину с изображением еловых шишек, потому что шишки растут на ёлке. Пожалуйста, продолжите эту цепочку и объясните свой выбор.

Воспитатель:

- Молодцы, наш необычный поезд готов, давайте встанем паровозиком и отправимся в зимний лес.

Дети выполняют движения согласно тексту.

(Дети гладят себя по плечам).

(Надевают шапку).

(Надевают шарфик,

завязывают).

(Натягивают на руки рукавички).

(Обувают валенки).

(Берут саночки, поднимаются на горку и спускаются с неё присаживаясь).

Дети выполняют задание, (выбирают по одной картинки и объясняют свой выбор).

(Дети встают друг за другом, цепляются руками за плечи, под музыку едут и пыхтят как паровоз).

4 Актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Воспитатель:

-Мы приехали в зимний лес. Зимой лес выглядит сказочно: деревья укрыты снегом, под ними вьётся лыжня, муравейники укрылись под сугробами. Давайте попробуем подобрать красочные слова для описания леса.

- Какой снег в лесу?

-Как выглядят деревья зимой?

-Снегопад в лесу какой он?

Воспитатель:

- Посмотрите здесь на полянке очень много домиков.

- Давайте посмотрим, кто живёт в этих домиках!

Воспитатель:

- Идём дальше!

- А теперь давайте зайдем в домик к Лесовичку.

- Лесовичок хочет угостить нас чаем, а к чаю он приготовил нам много разного варенья. Давайте угадаем из каких ягод сварено варенье!

-Моё варенье из крыжовника – крыжовенное варенье. А у вас?

Воспитатель:

- Теперь, когда вы подкрепились и отдохнули, пойдем дальше!

- На лесной полянке нас встречают сказочные жители.

- Из каких сказок эти лесные жители, угадали?

Воспитатель:

- Ребята, лесные жители просят нас помочь им.

- Давайте послушаем их и поможем, (звучит запись с голосами животных).

Дети: Ответы детей.

- (Пушистый, мягкий, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый).

-(Тихие, задумчивые; одеты в снежные шубки, продрогшие; дремлют под снежным одеялом).

-Снежные хлопья, пушистые снежинки, тихое кружение.)

Дети: открывают дверцу домиков и отвечают чей дом: (лисий, медвежий, беличий и т. д).

Дети: (Варенье из смородины – смородиновое, из вишни – вишнёвое, из малины – малиновое, из сливы – сливовое, и т. д)

Дети: Отвечают на поставленные им вопросы.

Дети соглашаются помочь и выполняют задания на выделение первого звука в слове, деление слов на слоги, подбор определений к заданному слову.

4 мин

5 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия.

Воспитатель:

-Ну а теперь нам пора возвращаться назад в детский сад. Давайте займём свои места в паровозике.

Воспитатель подводит итог:

-Ребята, вам понравилось путешествие в зимнем лесу? Где мы были? С кем встретились? Кому помогли?

Мы смогли помочь лесным жителям, потому что мы с вами дружные, добрые, отзывчивые, много знаем и умеем.

(Дети выстраиваются друг за другом и под музыку «возвращаются» в детский сад).

Дети отвечают на вопросы

6 Рефлексия Воспитатель:

-А сейчас я попрошу вас оценить наше занятие. Для этого у меня есть фишки – красные, синие и зеленые. Если вам понравилось занятие и было интересно, вы возьмете зеленую фишку, если что-то в занятии вам не понравилось, возьмете фишку синюю, а если вдруг занятие вам совсем не понравилось, возьмете фишку красного цвета.

Дети анализируют свою деятельность на занятии.

(выбирают фишки и объясняют свой выбор)

2 мин

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию для старшей группы «Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблицКонспект НОД по речевому развитию для старшей группы «Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблиц Тема: Путешествие «В поисках Колобка» с использованием мнемотаблицы. Цель: Создание социальной ситуации развития посредством познавательной.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» во второй младшей группеКонспект НОД по познавательно-речевому развитию «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» во второй младшей группе "Путешествие по сказкам К. И. Чуковского" Цель: выявить и обобщить знания детей по произведениям детского писателя К. И. Чуковского. Программное.

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в страну Посуды» в подготовительной группе Цель: закрепить представление о посуде, ее многообразии и назначении. Задачи: Образовательные: - Закреплять познания детей о посуде (умение.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группеКонспект НОД по речевому развитию в старшей группе Тема:Рассказывание по схеме. Рекламируем мороженое. Цель: совершенствовать структуру простых и сложных предложений, употребляемых детьми;.

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес»Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Путешествие в зимний лес» Цель: закрепление знаний о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей Задачи: Образовательные: - расширять знания о внешних признаках,.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие по произведениям Н. Н. Носова»Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие по произведениям Н. Н. Носова» Программное содержание 1. Продолжать знакомить детей с творчеством Н. Н. Носова, познакомить детей с его биографией 2. Обогащать речь пословицами,.

Конспект открытой НОД по развитию связной речи во второй младшей группе «Путешествие в Зимний лес» Видео Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Речевое развитие» (коммуникация).

Конспект занятия по речевому развитию «Сказочное путешествие в городок маленьких слов» для детей старшей группы с ОНР Тема: «Сказочное путешествие в городок маленьких слов» Программное содержание: Образовательные задачи: Уточнить понимание детьми предлогов:.

Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе в зимний период РАЗВИТИЕ РЕЧИдекабрь1. Чтение художественного произведения (стихотворения). Задачи: вызывать эмоциональный отклик на прочитанное стихотворение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в зимний лес»
Опубликовано: 22 августа 2022 в 21:42
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в зимний лес»» (включая файлы) размещена пользователем Адетова Надежда в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД