Адетова Надежда
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать +Заказ
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Интеграция видов деятельности: Художественно-речевая деятельность, игровая деятельность, коммуникативная деятельность, двигательная деятельность.
Вид занятия: закрепление полученных знаний, умений и навыков через игровую деятельность.
Формы образовательной деятельности: групповая, индивидуальная.
Цель – развитие речевых умений и навыков в игровой деятельности.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2022
Образовательные:
- Развивать умение понимать смысл образных выражений загадки;
- Упражнять в подборе определений к заданному слову;
-Упражнять в образовании притяжательных прилагательных (значение принадлежности) и прилагательные от основ существительных;
- Развивать умение выделять первый звук в слове;
-Развивать умение строить связные высказывания типа рассуждений, использовать различные средства связи частей предложения;
- Упражнять в делении слов на слоги.
Развивающие :
- Развивать воображение, образное и логическое мышление, память, зрительное и слуховое внимание;
- Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
Воспитательные:
- Развивать речевой этикет, умение отстаивать своё мнение;
-Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, инициативность.
Планируемый результат: умеют понимать смысл образных выражений загадки; умеют подбирать определения к заданному слову; умеют образовывать притяжательные прилагательные от основ существительных; умеют выделять первый звук в слове, делить слова на слоги; умеют отвечать на вопросы, грамматически правильно строить предложения, строить связные высказывания типа рассуждений, используют различные средства связи слов в предложениях; способны логически мыслить, внимательно слушать и решать простейшие задачи; достаточно развит речевой этикет, умение отстаивать своё мнение.
Подготовительная работа: отгадывание загадок, дидактические игры и упражнения на развитие фонематического слуха, диалогической и монологической связной речи; разучивание физкультминутки.
Оборудование: декорации «Зимний лес», фланелеграф, предметные картинки «Лесные звери», дидактические игры «Логические цепочки», «Ягодное варенье»; дидактическое пособие «Чей дом?», аудиозаписи с голосами лесных животных, песенкой паровозика, сладкое угощение для детей.
№ Этап занятия
Структурные компоненты деятельности Ход занятия
Деятельность педагога
Деятельность детей Время
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент Воспитатель:
-Ребята, сегодня на занятии мы отправимся в увлекательное и познавательное путешествие, но к каждому путешествию нужно подготовиться, настроиться. Давайте будем настраиваться!
Запоминает наша голова важные поступки и умные слова.
Слушаем внимательно.
Смотрим обязательно.
Взрослых не перебиваем.
Знаний много получаем!
(Дети гладят себя по голове).
(Подносят руки к ушам).
(Подносят руки к глазам).
(Грозят указательным пальцем). 2 мин.
2. Проблемная ситуация, постановка и принятие детьми цели занятия Воспитатель:
-Ну что, вы готовы отправиться в увлекательное путешествие и справиться со всеми заданиями, которые ждут нас на пути?
Дети соглашаются 1 мин
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Проектирование решений проблемной ситуации,
Актуализация знаний,
начало выполнения действий по задачам НОД
Воспитатель:
И начнём мы со сказочной загадки.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица-
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом-
Всё покрыла серебром!
-Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке?
- Почему зиму называют здесь царицей?
-Подходят зиме определения «белокожа», «светлолица»?
-На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?
-Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.
Послушайте ещё одну загадку про зиму:
«Кто угадай-ка? Седая хозяйка: тряхнёт перинки – над миром пушинки!»
Расскажите, какие образные выражения используются в этой загадке. Почему зима называется в ней седой хозяйкой? Какие перинки трясёт зима и что же за пушинки вылетают из них?
А вот ещё «зимние» загадки, в них тоже используются сравнения и образные выражения. Послушайте внимательно и назовите эти выражения.
Он вошёл – никто не видел. Какой это мастер на стёкла нанёс
Он сказал – никто не слышал. И листья, и травы, и заросли роз?
Дунул в окна и исчез. Белый Тихон с неба спихан,
А на окнах вырос лес. Где пробегает – ковром устилает.
Ребята, я недаром начала наше занятие с загадок, в которых используются образные выражения. Они позволяют более точно выразить мысль, украсить нашу речь. А мы сегодня отправимся в путешествие в зимний лес.
Воспитатель предлагает выполнить пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Яблонька».
У дороги яблонька стоит, (руки сплетены над головой)
А на ветке яблочко висит, (запястья вместе, пальцы закруглены и слегка разведены)
Сильно ветку я потряс, (руки сплетены и двигаются вперед-назад)
Вот и яблочко у нас (руки перед собой, запястья вместе, пальцы как бы держат яблоко)
Дети отвечают на поставленные им вопросы.
Дети отгадывают загадки и называют образные выражения
20 мин
Физминутка.
Очень холодно зимой, но мы пойдём гулять с тобой,
Я надену шапку,
Я надену шубку,
Я надену шарфик, потуже завяжу,
А ещё пушистые, крошки рукавички,
На ручки натяну,
На ручки натяну,
И хотя я маленький, у меня есть валенки,
Возьму с собою саночки,
На горку поднимусь и с горочки скачусь ухх.
Воспитатель контролирует выполнение задания.
Воспитатель:
- В зимний лес нельзя попасть на обычном транспорте. Я предлагаю создать необычный поезд, все вагончики которого соединяются между собой с помощью логической связи. Первой я ставлю на фланелеграф картинку с изображением новогодней ёлки, потому что Новый год – главный праздник зимы, а ёлка основной атрибут, символ этого праздника. Здесь на столе, разложены другие картинки. Вы должны внимательно подумать, какую картинку можно поставить рядом с ёлкой, чтобы логично объяснить их соседство. Вот, например, я поставлю рядом с ёлкой картину с изображением еловых шишек, потому что шишки растут на ёлке. Пожалуйста, продолжите эту цепочку и объясните свой выбор.
Воспитатель:
- Молодцы, наш необычный поезд готов, давайте встанем паровозиком и отправимся в зимний лес.
Дети выполняют движения согласно тексту.
(Дети гладят себя по плечам).
(Надевают шапку).
(Надевают шарфик,
завязывают).
(Натягивают на руки рукавички).
(Обувают валенки).
(Берут саночки, поднимаются на горку и спускаются с неё присаживаясь).
Дети выполняют задание, (выбирают по одной картинки и объясняют свой выбор).
(Дети встают друг за другом, цепляются руками за плечи, под музыку едут и пыхтят как паровоз).
4 Актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)
Воспитатель:
-Мы приехали в зимний лес. Зимой лес выглядит сказочно: деревья укрыты снегом, под ними вьётся лыжня, муравейники укрылись под сугробами. Давайте попробуем подобрать красочные слова для описания леса.
- Какой снег в лесу?
-Как выглядят деревья зимой?
-Снегопад в лесу какой он?
Воспитатель:
- Посмотрите здесь на полянке очень много домиков.
- Давайте посмотрим, кто живёт в этих домиках!
Воспитатель:
- Идём дальше!
- А теперь давайте зайдем в домик к Лесовичку.
- Лесовичок хочет угостить нас чаем, а к чаю он приготовил нам много разного варенья. Давайте угадаем из каких ягод сварено варенье!
-Моё варенье из крыжовника – крыжовенное варенье. А у вас?
Воспитатель:
- Теперь, когда вы подкрепились и отдохнули, пойдем дальше!
- На лесной полянке нас встречают сказочные жители.
- Из каких сказок эти лесные жители, угадали?
Воспитатель:
- Ребята, лесные жители просят нас помочь им.
- Давайте послушаем их и поможем, (звучит запись с голосами животных).
Дети: Ответы детей.
- (Пушистый, мягкий, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый).
-(Тихие, задумчивые; одеты в снежные шубки, продрогшие; дремлют под снежным одеялом).
-Снежные хлопья, пушистые снежинки, тихое кружение.)
Дети: открывают дверцу домиков и отвечают чей дом: (лисий, медвежий, беличий и т. д).
Дети: (Варенье из смородины – смородиновое, из вишни – вишнёвое, из малины – малиновое, из сливы – сливовое, и т. д)
Дети: Отвечают на поставленные им вопросы.
Дети соглашаются помочь и выполняют задания на выделение первого звука в слове, деление слов на слоги, подбор определений к заданному слову.
4 мин
5 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог занятия.
Воспитатель:
-Ну а теперь нам пора возвращаться назад в детский сад. Давайте займём свои места в паровозике.
Воспитатель подводит итог:
-Ребята, вам понравилось путешествие в зимнем лесу? Где мы были? С кем встретились? Кому помогли?
Мы смогли помочь лесным жителям, потому что мы с вами дружные, добрые, отзывчивые, много знаем и умеем.
(Дети выстраиваются друг за другом и под музыку «возвращаются» в детский сад).
Дети отвечают на вопросы
6 Рефлексия Воспитатель:
-А сейчас я попрошу вас оценить наше занятие. Для этого у меня есть фишки – красные, синие и зеленые. Если вам понравилось занятие и было интересно, вы возьмете зеленую фишку, если что-то в занятии вам не понравилось, возьмете фишку синюю, а если вдруг занятие вам совсем не понравилось, возьмете фишку красного цвета.
Дети анализируют свою деятельность на занятии.
(выбирают фишки и объясняют свой выбор)
2 мин