Приложение МААМ

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова»

Александра Петрунина
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Хлеб- всему голова"

ОТКУДА МЫ РОДОМ

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности.

Общеизвестно, что на каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках престают перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада; в более старшем возрасте - мир родного края и,наконец, мир родной отчизны- России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации.

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах

Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа. его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине.

К. Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Народная педагогика использовала для достижения своих целей:

· фольклор (предания, загадки, пословицы, поговорки, сказания, сказки и т. п.);

· народную музыку (бытовые, колыбельные песни)

· народный театр (Петрушка, скоморохи и т. п.);

· изобразительное прикладное искусство (лубок, различные виды росписи и т. д.)

· быт и межличностные отношения в семье

Современная дошкольная педагогика широко использует все богатство накопленного опыта. Детский сад наряду с семьей является важнейшим социальным институтом воспитания ребенка дошкольного возраста, в котором проходит формирование базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

С чего начинается Родина для маленького ребенка? С нежных маминых рук, её ласковой улыбки и колыбельной песни. Со света в окошке своего дома и семейного чаепития. С любимой игрушки, интересной книжки и бабочки на цветке…

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе

«Хлеб – всему голова»

Цель: Дать детям представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека

Задачи:

Обучающие

Формировать представление детей о том, кто и как выращивает, печет хлеб.

Знакомить детей со злаковыми растениями. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения. Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.

Развивающие :

Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей. Развивать сенсорные навыки, мелкую мускулатуру рук.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда.

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»

Словарная работа: познакомить со словами: злаки, жито; активизировать в речи детей: зерновые растения, колосья, пшеница, рожь, гречневая, овсяная, рисовая

Предварительная работа. Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе, чтение отрывка из произведения А. Мусатова «Вот какой, каравай»; «Кто в поле главный”, «Песня пахаря» А. Кольцова, «Земля на зёрнышке стоит» А. Владимирова,чтение сказок «Мальчик с пальчик»», «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», «Жерновцы», «Лёгкий хлеб» ,оформление мини-музея хлеба.

Оборудование колосья пшеницы и ржи, лупы, кусочки белого и ржаного хлеба, шапочки- маски колосков, гречневая, овсяная, рисовая крупа в прозрачных пакетах и тканевых мешочках, презентация «Какой разный хлеб», горшочки с песком опилками и землей, зерна пшеницы, отрывок из сказки «Колосок».

Форма проведения: совместная деятельность

Ход НОД

Дети вместе с воспитателем стоят в кругу

-Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться : - Доброе утро!

-Доброе утро - солнцу и птицам

-Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Улыбнитесь друг другу и пожелайте своим

Воспитатель показывает отрывок из мультфильма «Колосок». Что нашли мышата во дворе?

Ребята, приглашаю вас совершить экскурсию по нашему музею хлеба. Его экспонаты помогут узнать много нового об этом продукте питания.

Колосок как будто дом,

Много комнат в доме том.

В каждой комнате - зерно,

Спелой зрелостью полно.

(Дети рассматривают через лупы колосья пшеницы и ржи.)

Пшеницу, рожь и другие зерновые растения называют злаками. Как называют зерновые растения? Это колос пшеницы (показывает) – пшеничный колос. Как можно назвать колос ржи? Какой он? ((ржаной колос) Мука из зерен пшеницы – какая (пшеничная мука).

Мука из зерен ржи – какая? (ржаная мука).

Тесто из пшеничной муки – какое? (пшеничное тесто)

Тесто из ржаной муки – какое? (ржаное тесто).

Ребята, как вы думаете, какой хлеб пекут из пшеничной муки? (Пшеничный белый). А из ржаной? (ржаной, черный).

В старину на Руси рожь называли житом. Вслушайтесь в звучание этого слова – «жито». Как вы думаете, почему люди дали ржи такое название? (дети высказывают свои предложения).

Слово «жито» похоже на слово «жит». Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда».

Игра «Угадай на вкус». Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.

Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.

Этюд” Колоски”.

А сейчас мы с вами превратимся в колоски. Дети надевают шапочки - маски.

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)

Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).

Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).

Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).

Не один уже, а вот сколько их растёт (взялись за руки в кружок)

Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).

А однажды на поле гляну поутру (сделали круг большим,

Как один я, столько хлеба соберу? (развели руки в стороны).

На моей ладошке хлебное зерно (показали на ладошке зёрнышко,

Посажу- ка в землю - пусть растёт оно! (присели на корточки).

Из зерен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.

С давних времен на Руси употребляли в пищу разнообразные каши. «Хлеб да каша – пища наша», - говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас это вкусное и полезное блюдо варят и повара нашего детского сада, и мамы у вас дома.

Игра «Из чего сварили кашу

Какую кашу варят из гречки (гречневую). Из овса – (овсяную). Из риса – (рисовую) и т. д.

Обратите внимание на то, как выглядят крупы. Чем они похожи и чем различаются? (ответы детей)

Пальчиковая гимнастика

Каша в поле росла поочередно соединить все пальцы

К нам в тарелку пришла

Всех друзей угостим раскрыть ладони

По тарелке дадим поочередно загибать пальцы

Птичке – невеличке

Зайцу и лисичке

Кошке и матрешке

Всем дадим по ложке развести руки в стороны

Игра «Угадай на ощупь». Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках.

В разных странах готовят и употребляют в пищу разнообразные, порой удивительные блюда. Но хлеб – продукт, который едят люди во всем мире.

(иллюстрации с изображением разных видов хлебобулочных изделий. Паляницу выпекают на Украине, лепешки – в Узбекистане (2, лаваш – в Армении (3, багет – во Франции (4, галеты – в Италии) (5)

Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену никогда не бросят кусок хлеба. Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".

Ребята, хотели бы вы сами попробовать вырастить злаки? Давайте представим, что вы превратились в ученых. Проведем эксперимент. Посадите зерна пшеницы в три горшочка – с песком, опилками и землей, в какой емкости быстрее и дружнее прорастут зерна. Дети выполняют задание

Вот и закончилось наша экскурсия. Чем она вам запомнилась? Куда бы вы ещё хотели отправиться на экскурсию?

Конспект разработан воспитателем А. В. Петруниной

Публикации по теме:

Мини-музей «Хлеб — всему голова»Мини-музей «Хлеб — всему голова» Проект "Хлеб - всему голова"Хлеб -один из самых главных продуктов человеческого труда. Мы не можем прожить без него ни один день. Недаром.

Презентация «Хлеб — всему голова» Презентация по развитию речи в старшей группе на тему "Хлеб всему голова". Задачи: Актуализировать представления детей о том,как "приходит".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 6 февраля 2014 в 23:38
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Петрунина (УИ 77982) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД