Елена Новикова
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе для детей с ТНР «Школьные принадлежности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития и совершенствования лексического состава языка и грамматического строя речи, развития связной речи и речевого общения по средствам беседы о школе.
Задачи:
Коррекционно-образовательная: обобщить представления о школе и школьных принадлежностях. Активизировать словарь по данной теме. Совершенствовать навык звукового анализа и чтения слов с пройденными буквами. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе).
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе для детей с ТНР „Школьные принадлежности“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Школьные принадлежности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
Коррекционно-развивающая: развивать связную речь, все виды восприятия, артикуляционную, тонкую моторику и координацию речи с движением, ловкость.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать навык сотрудничества в игре и на занятии, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитывать бережное отношение к предметам, сделанным людьми. Формирование готовности к школе.
Методы и приёмы:
наглядные: наглядный материал (ранец, школьные принадлежности, карточки-шифровки с буквами и кружками синего и зелёного цвета);
словесные: использование художественного слова, загадок, наводящих вопросов, беседа, слушание (подпевание) песни на слова М. Пляцковского «Чему учат в школе»;
практические: штриховка, подбор карточек-шифровок.
Ход образовательной деятельности:
Организационный этап :
Педагог подходит к группе детей с коробкой в руках.
-Как вы думаете, что может быть в этой коробке? (детям даётся возможность потрясти её, подержать в руках, прислушаться к издаваемому звуку).
-Может быть эта загадка поможет вам ответить на вопрос?
-«До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься.
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать смог!»
-Какой предмет может находиться у вас на спине?
-Для чего нужен ранец? Где он вам пригодится?
-Вы совершенно правы!
-О чём пойдёт сегодня речь (о школе и школьных принадлежностях)
(Появляется сказочный герой Незнайка, который тоже собирается с ребятами в школу) .
-Что может находится в ранце?
-Незнайка, ты назвал много предметов! Но все ли они нужны в школе?
-Ребята, Незнайка, как и вы собирается в этом году в школу, но к сожалению не всегда правильно может определить, какие предметы понадобятся в школе, а какие можно оставить дома.
-Как помочь ему запомнить нужные предметы?
(в поле зрения детей находятся карточки-шифровки)
Основная часть:
Игра «Шифровки»:
Логопед выставляет на доску картинки и предлагает определить, названия какой шифровки соответствует картинке (ручка, книга, карандаш, папка).
-Объясните, как вы расшифровали записи?
-Ребята, хочу открыть вам один секрет: школьные принадлежности дружат по парам!
Упражнение «Пары»:
-Рассмотрите картинки и составьте из них пары так, чтобы название второй картинки начиналось с последнего звука названия первой картинки (букварь-резинка, ручка-альбом, фломастер-ранец, дневник-карандаш).
Незнайка: «Отлично, будет с чем поиграть!»
-Расскажите Незнайке, для чего нужны эти школьные принадлежности.
Незнайка: «Понятно, приносишь в школу ранец со школьными принадлежностями, поиграл там и домой!»
-А в подтверждение слов ребят, предлагаем тебе, Незнайка послушать небольшой рассказ: (чтение логопедом рассказа Г. Горецкого «После школы»)
«Пришла Настя после школы. Одна бабушка была дома Настя села у стола, взяла книгу и прочитала сказку. Бабушка была рада. Она сказала: «Будешь книги читать-будешь много знать!»
- Незнайка: А в школе всё время уроки и уроки?
Подвижная игра «Переменка»:
-Переменка! Переменка!
Отдохните хорошенько:
Можно бегать и шуметь, танцевать и песни петь,
Можно сесть и помолчать,
Только-чур!-Нельзя скучать!
-Ребята, как вы считаете, Незнайка уже вырос для того, чтобы идти в 1 класс? По каким признакам это можно определить?
-Предлагаю вам послушать стихотворение про одну девочку, которая тоже считала что она выросла и готова идти в школу!
Пальчиковая гимнастика «Я выросла» (А. Барто):
Мне теперь не до игрушек-
Я учусь по букварю.
Соберу свои игрушки
И Серёже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой, -
Ничего, что он хромой.
А медведь измазан слишком.
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст её мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Серёже?
Он плохой, без колеса…
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть пол часа!
Мне теперь не до игрушек-
Я учусь по букварю…
Но я, кажется Серёже
Ничего не подарю.
-Ребята, как вы считаете, эта девочка готова к школе или не совсем?
-Незнайка, а ты точно знаешь, что тебе пригодится в школе? Сейчас проверим!
Игра «Собери ранец» (работа в парах):
(В розовый ранец нужно собрать школьные принадлежности названия которых делятся на 3 слога, а в голубой-названия которых делятся на 2 слога: букварь, пенал, тетрадь, папка, учебник, линейка, карандаш, резинка).
-Ребята, посмотрите, какой Незнайка молодец! Он всё правильно собрал в школу?
Заключительный этап:
-Как вы думаете, удалось нам объяснить Незнайке, что ему пригодится в школе? Для чего нужна школа и чем там заняты дети?
-А что мы для этого сегодня делали?
-В какую игру вы хотели бы ещё поиграть?
- Если вы считаете, что всё знаете о школе, возьмите улыбающегося смайлика. А если нет, то возьмите задумчивого смайлика.
Организация перехода к другому виду деятельности:
-Незнайка на память приготовил для вас подарки-картинки с изображением школьных принадлежностей. Выберите для себя самый нужный и понравившийся предмет, разукрасьте на свой вкус. (звучит песня на слова М. Пляцковского «Чему учат в школе».