Анна Серикова
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
▼ Скачать + Заказать документы
Серикова Анна Викторовна
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»».
Образовательные задачи
Образовательная область «Познавательное развитие»:
• развивать слуховое и зрительное внимание, память;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Чтение русской народной сказки „Хаврошечка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- «Хаврошечка»
- Темочки
• закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;
• учить детей анализировать сказку;
• формировать представления детей о добром, трудолюбивом, злом и ленивом человеке;
• познакомить детей с новыми незнакомыми словами, объяснить их смысл.
Образовательная область «Речевое развитие»:
• развивать умение воспроизводить по памяти ранее полученную информацию;
• продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению, строить полные ответы;
• побуждать детей давать быстрые, четкие и правильные ответы;
• стимулировать желание участвовать в беседе;
• продолжать учить называть признаки предмета;
• продолжать учить подбирать антонимы к словам, образовывать из имён существительных имена прилагательные.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
• воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
• продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми;
• воспитывать уважение к другим детям, умение не перебивать друг друга, дослушивать товарища до конца;
• развивать умение выражать своё отношение к персонажам сказки.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
• воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству;
• закреплять знания о разнообразии русских народных сказок.
Образовательная область «Физическое развитие»:
• Стимулировать двигательную активность детей в ходе НОД путём смены деятельности и использования различных способов и приёмов её организации.
Методы и приёмы:Наглядные: рассмотрение иллюстраций.
Словесные: чтение русской народной сказки «Хаврошечка», вопросы,
Практические: дыхательная гимнастика, физминутка, дидактические упражнения.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: иллюстрации к сказке «Хаврошечка», магнитная доска, портрет А. Н. Толстого, мяч, игрушка коровы.
Раздаточный материал: Раскраски.
Словарная работа: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, Крошечка-Хаврошечка, рябая корова, лихо, в добре поживать-лиха не знать, пуд, прясть, ткать, заморили, наливное яблочко, холсты.
Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок, чтение сказки «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого, выставка книг с русскими народными сказками.
Индивидуально – дифференцированный подход:
Индивидуальная работа: Дети, которые стесняются или затруднятся ответить - задавать наводящие вопросы, показывать иллюстрации сказки, прочитать отрывок из сказки. Помогать давать полные ответы.
Дифференцированный подход: Во второй группе – на один и тот же вопрос могут ответить несколько детей.
Образовательная деятельность в семье: чтение русских народных сказок.
Используемая литература:1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий / В. В. Гербова. – М. : Мозайка-Синтез, 2014. – 133.
2. Развитие речи 5-7 лет / под ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 272 с.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент. Воспитатель:
Здравствуйте, дети. Встаём в круг и берёмся за руки.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим.
Никогда мы не спешим!
Никого не перебиваем
И друг друга уважаем!
Молодцы, теперь садимся, каждый на свой стульчик.
2. Вводная часть. Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Какие бывают сказки?
Дети: Сказки бывают авторские и народные.
Воспитатель: Что значит авторские сказки?
Дети: Это сказки, которые сочинил один человек, автор сказки.
Воспитатель: Что значит народные сказки?
Дети: Народные сказки сочинял народ веками, передавая от человека к человеку, добавляя что-то своё
Дидактическое упражнение «Скажи какая…»
Воспитатель: Дети давайте немного поиграем. Когда я брошу кому-нибудь мячик, то вы мне должны сказать: «Какая это сказка, например:
Если в сказке есть чудо, то это (чудесная сказка);
есть волшебство, то это (волшебная сказка);
есть добро, то это… (добрая сказка);
есть радость, то это… (радостная сказка);
есть загадки, то это. (загадочная сказка);
есть мудрость, то это… (мудрая сказка,
есть зима, то это (зимняя сказка);
есть богатство, то это (богатая сказка);
есть зло, то это (злая сказка);
есть красота, то это (красивая сказка);
есть лес, то это… (лесная сказка);
есть диво, то это (дивная сказка);
есть грусть, то это (грустная сказка);
есть печаль, то это (печальная сказка);
есть веселье, то это. (веселая сказка);
есть счастье, то это… (счастливая сказка).
3. Основная часть. Воспитатель: В сказках мы с вами можем встретить не только людей, но и животных. К нам сегодня в гости пришло животное из сказки, чтобы узнать, кто это нужно отгадать загадку.
Загадка
Кушать травку на лужок
Ходит спозаранку.
Будет детям творожок,
Масло и сметанка.
Чтобы детвора росла
И была здорова
Им парного принесла
Молочка…
Дети: Корова
Воспитатель: Поздоровайтесь с ней.
Дети: Здравствуй, коровка.
Воспитатель: А коровушка, она какая?
Дети: Добрая, большая, домашняя, пёстрая, … .
Воспитатель: А ещё можно сказать, что она пёстрая или рябая, т. е. её шерсть двух цветов. Например, чёрного и белого, как у нашей коровушки.
Коровушка принесла с собой книгу, которую мы свами ни так давно читали. Кто мне скажет, какую мы читали сказку, в какой сказке встречается корова?
Дети: В русской народной сказке «Хаврошечка».
Воспитатель: Правильно, это русская народная сказка «Хаврошечка». Эту сказку сочинил русский народ давным-давно. А услышал ее от народа (людей) великий русский писатель Алексей Николаевич Толстой и записал ее (портрет А. Н. Толстого). Чей это портрет?
Дети: Это портрет русского писателя Алексея Николаевича Толстого.
Воспитатель: Ребята, в этой сказке вам встречались незнакомые слова. Сейчас мы с вами эти слова вспомним и разберём, что они обозначают.
Хаврошечка - старинное женское имя Хавронья.
Пуд - старинная русская мера веса. Пуд –это как гиря примерно 16,00 кг. Это очень тяжёлый вес.
Прясть - Посмотрите на картинку. На ней изображена женщина, которая прядёт. Её называют пряхой. Пряха прядёт, скручивая шерсть, и получает нить. Из которой можно связать потом носки, свитера и другую одежду.
Холст – это ткань, которую изготовляли в старину из льна на специальных ткатских станках.
Ткать – работать на ткатском станке, делать ткань, посмотрите на картинку. Это очень кропотливая работа.
А в тексте ещё встретится слово лихо или зло, что-то злое, не хорошее. В конце сказки даже есть такое выражение: «В добре поживать, лихо не знать», значит «В добре жить, зла не знать».
А ещё встретятся такие слова наливное (яблоко). Может кто-то из вас знает, что это значит?
Дети: Это значит, что яблоко сочное, созревшее.
Физкультминутка «Яблоня»
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем. Встаём со своих мест, проговариваем слова и выполняем несложные движения.
Яблоня в моем саду (дети стоят, руки вверх)
Гнется низко на ветру (наклоны вперед,
Наклонилась вправо, влево (наклоны вправо, влево,
Покачаться захотела (покачивания).
Ветки вниз и вверх качнула (руки опущены вниз, затем подняты вверх)
И вперед их протянула, (руки вперед ладошками вверх)
А как стихнет ветерок,
Моя яблонька заснет (руки по бокам).
Игра-викторина «Вопрос – ответ»
Воспитатель: Теперь мы с вами проведём викторину «Вопрос-ответ». Я буду задавать вопросы, вы на них отвечаете. Ответ должен быть полным и правильным. За каждый правильный ответ я буду давать жетончик. В конце викторины мы посчитаем, кто, сколько жетончиков получил. Если вы хотите ответить поднимаем рук, не выкрикиваем и не перебиваем, иначе жетончик вы не получите.
1. Как называется сказка? (Хаврошечка).
2. Какими словами она начинается? (Есть на свете люди хорошие, есть и похуже).
3. У кого жила Хаврошечка? (Мачеха и её дочери).
4. Сколько у мачехи было дочерей? (Три).
5. Как их звали? (Одноглазка, Двуглазка, Триглазка).
6. Почему их так звали? (У Одноглазки был один глаз, у Двуглазки – два глаза, а у Триглазки – три).
7. Какими они были? (Ленивыми).
8. А что делала Хаврошечка? (Работала на дочерей мачехи).
9. Какой она была? (Трудолюбивая, добрая, умная).
10. Кто помогал Хаврошечке? (Коровушка).
11. Как коровушка помогала Хаврошечке? (Хаврошечка влезет в одно ухо, в другоевылезет и работа была сделана).
12. Как называла Хаврошечка свою корову? (Коровушка-матушка).
13. Как относилась коровушка к Хаврошечке? (Заботилась о ней, переживала, беспокоилась, ласкала, успокаивала, любила).
14. Как коровушка называла Хаврошечку? (Красная девица).
15. Какую песню пела Хаврошечка дочерям на лугу, чтоб они поскорее заснули? (Спи глазок, спи другой).
16. Как мачеха узнала, кто помогает Хаврошечке? (Рассказала Триглазка).
17. Как Триглазка узнала секрет Хаврошечки? (Триглазка всё увидела, потому что Хаврошечка забыла усыпить третий глаз).
18. Что сделала мачеха, после того как узнала секрет? (Мачеха велела коровушку зарезать)
19. А что сделала Хаврошечка с косточками коровушки? (Закопала косточки в землю).
20. Что выросло на том месте, где Хаврошечка закопала косточки? (Яблонька).
21. Замечательная яблоня из коровьих косточек выросла. Это она? – картинка с изображением яблони. (Нет, здесь яблочки не наливные, листья не золотые, веточки не серебряные).
22. Кто проезжал мимо сада и что произошло дальше? (Добрый молодец).
23. А почему мачехины дочки не смогли угостить доброго молодца? (Яблоня убрала от них ветки).
24. Чем закончилась сказка? (Хаврошечка угостила яблочком доброго молодца).
25. Какими словами заканчивается сказка? («… и стала она в добре поживать, лиха не знать»).
26. Как вы понимаете эти слова? (Больше её никто не ругал, работать не заставлял, а только любили).
4. Рефлексия. Воспитатель: Какую сказку мы сегодня с вами вспомнили?
Дети: Мы сегодня вспомнили русскую народную сказку «Хаврошечка».
Воспитатель: Чему нас учит эта сказка?
Дети: Сказка нас учит быть добрыми, трудолюбивыми, помогать друг другу, любить друг друга.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы можете ещё раз посмотреть книжку и иллюстрации к сказке и вспомнить о чём эта сказка, рассказать друг другу и родителям. Только с книгой нужно обращаться очень бережно. Спасибо вам за хорошую работу! За это вам коровушка приготовила раскраски. Раскраски вы можете взять домой, раскрасить и принести в группу на выставку. А теперь давайте попрощаемся с нашей коровой.
Дети: До свидания, коровка!