Елена Богданова
Конспект НОД по речевому развитию «Сказочное путешествие» в старшей группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию «Сказочное путешествие» в старшей группе ДОУ. Богданова Елена Валерьевна, воспитатель МДОУ№61 "Золотой ключик" г. Петрозаводск
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Задачи:
Обучающие: Формировать умение отвечать на вопрос полным ответом.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Сказочное путешествие“ в старшей группе ДОУ» размещена в разделах
Развивающие : Развивать связную речь детей, продолжать знакомить детей с литературным творчеством – загадками, стихами, сказками;
Обогащать словарный запас детей, углублять интерес к художественной литературе;
Развивать навык словотворчества (нахождение рифмы к слову, подбирать слова антонимы, речевой слух, внимание, память, сообразительность, логическое мышление, воображение, фантазию.
Воспитывающие: Воспитывать отзывчивость, доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы и оборудование: Чемодан с ковром-самолётом, изображение избушки на курьих ножках, музыкальное сопровождение полета на ковре-самолёте, изображения к сказкам (Красная шапочка, Буратино, Карлсон, Царевна-лягушка, Золушка, Курочка Ряба, клубок, чудо-дерево (ёлка, атрибуты сказочных героев (пропеллер, стрела, туфелька, золотой ключик, красная шапочка, яйцо,2 конверта с пазлами, волшебный сундучок, корзинка, Колобок (картинка, смайлики (веселые и грустные, на каждого ребенка, угощение.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребятки! Я очень рада вас всех сегодня видеть в нашей группе здоровыми и весёлыми. У меня сегодня очень хорошее настроение. А какое настроение у вас? (ответы детей)
-Мне очень хочется, чтобы у вас было хорошее настроение, и чтобы оно таким сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу! Предлагаю вам взяться за руки и произнесите слова: «Вправо - влево повернись и друг другу улыбнись». (дети поворачиваются друг к другу и улыбаются)
Дети присаживаются на стульчики.
Воспитатель: - Богдан, посмотри, пожалуйста, что за верёвочка у нас появилась на окне? (Ребёнок подходит к окну, и дёргает за верёвочку, к которой привязано письмо)
Воспитатель: - Ребятки, посмотрите, нам кто-то прислал послание. Давайте прочитаем! Это жители сказочной страны приглашают нас в путешествие. Отправимся в путь? А вы не боитесь трудностей, которые встретятся нам на пути (ответы детей).
- Ребята, тогда мы с вами отправляемся в путешествие по сказкам.
- А, что же такое сказка? (ответы детей)
- Верно. Сказка это - волшебная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные приключения. Именно поэтому сказки любят и взрослые и дети.
Чтобы сказки не обидеть -
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Наша сказка впереди -
Сказка в гости ты нас жди.
- Только вот на чём мы с вами попадём в сказку? Транспорт должен быть волшебный? На чём передвигаются в сказке? (ступа Бабы-Яги, метла, ковёр-самолёт)
На полу он тихонько лежит
И тепло моих ног сторожит.
В сказках он отправлялся в полёт
Разноцветный …
(Ковер-самолет)
Дети ищут чемоданчик с Волшебным ковром- самолетом.
Воспитатель: - Предлагаю всем удобно расположиться на волшебном ковре, и отправиться в сказочное путешествие! Давайте поможем взлететь нашему ковру-самолёту. (выполняем дыхательную гимнастику на звук Ш-ш-ш.)
Воспитатель: - С вами мы уже в полёте. На ковре, на самолёте.
Он по небу быстро мчится, что же с нами приключиться?
Сядем мы вот в этом месте - будет очень интересно!
- Поможем ковру приземлиться. (выполняем дыхательную гимнастику на звук С-с-с.) Ковёр приземлился.
Воспитатель: - Вот и попали мы с вами в сказочную страну.
Воспитатель берёт игрушку Петрушки, и говорит от её имени с детьми.
- Давайте, ребятки, мы с вами вместе сделаем артикуляционную гимнастику
( проводится гимнастика: щенок, белочка, чистим зубки)
Воспитатель: - Ребята вы любите сказки? (ответы детей)
- Какие вы знаете сказки? Назовите. (ответы детей)
- А какие бывают сказки? (народные, авторские).
- Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).
- Ребятки, а как начинаются сказки? (Жили- были… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
- Что это? Перед нами овраг, перепрыгнуть его сможет тот, кто скажет слово наоборот. (нарисованный овраг на ватмане)
Дидактическое упражнение «Слова- антонимы» (Анто нимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения)
Добрый - злой
Смелый – трусливый
Умный – глупый
Жадный – щедрый
Трудолюбивый – ленивый
Веселый – грустный
Друг – враг
Кислый – сладкий
Горячий – холодный
Светлый – тёмный
Воспитатель (Петрушка) : - Ребята, я слышал в некотором царстве, в некотором государстве есть чудо- дерево. Вот этот клубочек поможет вам найти дорогу к этому дереву. (Петрушка даёт детям клубок ниток)
Дети вместе с воспитателем передвигаются к чудо-дереву. Вокруг дерева разложены атрибуты, которые принадлежат сказочным героям, на ветвях дерева расположены герои из сказок без своих атрибутов.
Воспитатель: - Ребята, вы должны подобрать герою его предмет, и назвать из какой он сказки (при правильном ответе, герою возвращается его предмет)
- Продолжаем наше сказочное путешествие. (катится клубок)
-Посмотрите, на нашем пути избушка на курьих ножках. Кто в ней живёт? (ответ детей) Ребята, здесь лежат два конверта, в них задания:
Дидактическая игра «Собери картинку». (девочки и мальчики собирают изображение «Бабы- Яги» грустной и весёлой).
Физкультминутка:
В темном лесе есть избушка. (сложить руки над головой треугольником)
Стоит задом наперёд. (повернуться задом)
В той избушке есть старушка, (согнуться, как старушка)
Бабушка Яга живёт.
Нос крючком. (показать нос кистью руки)
Глаза большие. (показать руками большие глаза)
Словно огоньки горят.
Ух! Сердитая какая! (показать эмоцию злость)
Дыбом волосы стоят. (показать руками волосы торчком)
Воспитатель: - Ребята, и снова у нас на пути что-то стоит? Интересно, что это? Так это же волшебный сундучок с загадками!
- Чтобы продолжить путешествие по сказкам, вы должны отгадать загадки:
Загадать загадки:
1. А дорога далека,
А корзина нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь).
2. На сметане мешён,
На окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок,
Покатился…. (колобок).
3. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку бабушка ей подарила,
Девочка имя забыла своё,
А ну, подскажите, как звали её (Красная Шапочка).
4. У отца был мальчик странный,
Необычный деревянный,
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт свой длинный,
Кто же это? (Буратино, сказка о Золотом ключике).
Воспитатель: - Молодцы. Ребята, наш волшебный клубочек хочет ещё что - то нам показать интересное. Посмотрите, волшебная корзиночка. Откроем её и посмотрим, что в ней лежит. Кто это? (Ответы детей -Колобок.)
- Почему- то колобок наш загрустил? (показать изображение грустного Колобка)
- Давайте мы придумаем с вами слова- рифмы к слову - Колобок и развеселим его (пирожок, клубок, голубок, кружок, дружок)
- Умнички, вы все большие молодцы! Вам удалось развеселить Колобка, теперь он улыбается! (показать изображение весёлого Колобка)
- Теперь вы знаете, что есть такая чудесная страна - Страна Сказок. А нам, друзья мои, пора возвращаться домой в нашу группу.
-Но, чтобы сесть на ковёр, и отправиться в обратный путь, нам надо договорить название сказок :
Мальчик (с пальчик)
Соловей (разбойник)
Красная (шапочка)
Кот (в сапогах)
Баба (Яга)
Гуси (лебеди)
Аленький (цветочек)
Воспитатель: -Молодцы, ребята, вы здорово справились с этим сложным заданием!
- Приглашаю всех занять места на нашем Волшебном ковре. (дети усаживаются на ковре, звучит сказочная музыка)
Воспитатель: - С вами мы уже в полёте. На ковре, на самолёте.
Он по небу быстро мчится, но пора нам приземлится.
Раз, два, три, четыре, пять – вот и в группе мы опять.
- Вот мы с вами и вернулись в группу.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- С какими героями мы познакомились?
- Кому мы помогли?
- Ребята, а давайте узнаем, какое у вас настроение? (дети выходят с ковра)
- Подойдите к столу и выберите Колобка (на столе лежат изображения сказочного героя - Колобка, весёлого и грустного).
- Если у вас веселое настроение – улыбающегося, грустное настроение - грустного. (Встали полукругом и показывают гостям кто, какого выбрал Колобка).
Воспитатель: - Колобок очень рад, что вы сегодня были гостями Сказочной Страны, и приготовил вкусное угощение! (угостить конфетками из корзинки)