Ангелина Нусс
Конспект НОД по речевому развитию с элементами обучения грамоте в средней группе «Звуковая культура речи: звуки [З] и [З’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук з-зь.
Задачи:
обучающие : упражнять детей в произношении звука з-зь, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком.
развивающие : развивать фонематический слух : учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию с элементами обучения грамоте в средней группе „Звуковая культура речи: звуки [З] и [З’]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.
Материалы и оборудование:
картинка маленького и большого комаров,
девочка Осень,
деревце,
сова,
домик, мостик,
картинка,
коза,
корова,
зайчик,
кошка,
карточки с чистоговорками,
аудиозаписи «Звук природы», «Звук комара»,
вырезанные из картона синие и зеленые кружочки,
мольберт,
волшебный мешочек,
зеркала,
картинка слоговой домик 3-этажный,
волшебный мешочек,
картинки:
«з» -зонт, замок, ваза, таз, кукуруза,
«зь»- корзина, зеркало, зебра, зефир, газета
архив используемых картинок
Ход занятия
Доброе утро всем кто проснулся,
Доброе утро, кто улыбнулся,
Доброе утро людям и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
Давайте, ребята, возьмемся за руки, и поделимся, друг с другом теплом, чтобы наше утро, также было добрым.
А сейчас, ребята, я предлагаю вам небольшое путешествие. Но путешествовать мы будем не одни. К нам кто-то спешит в гости. Скажите, какое сейчас время года? (Осень). Конечно, и к нам спешит красавица Осень.
(На доске картинка – девочка осень).
Посмотрите, какое сегодня прекрасное, осеннее утро. Какой свежий воздух, как легко дышится. Давайте вдохнём. Посмотрите, какое красивое дерево осень принесла. Какие на нём листочки? Подуйте на них.
Дыхательная гимнастика «Подуем на листочки» (повторить 2-3 раза)
Сильный ветер вдруг подул,
Листики с деревьев сдул.
У красавицы осени есть волшебный мешочек. Давайте, соберём в него осенние слова. Вот как много слов мы собрали.
Смотрите, ребята, здесь на полянке, стоит домик. В этом домике дружно живут
Коза – Зина
Корова – Зорька
Зайчик – Зая
Кошка – Зюзя
Давайте вместе произнесём как зовут животных?
Коза – Зина
Корова – Зорька
Зайчик – Зая
Кошка – Зюзя
Возле домика течет речка, и пройти к домику, можно только лишь по этому мостику. Но мостик этот не простой, он волшебный. Уйти из домика можно, а обратно пройти трудно. На перилах мостика сидит ученая птица. Каждого, кто подходит к мостику, она спрашивает, с какого звука начинается имя животного или птицы. Кто правильно скажет, тот пройдет в домик, кто не скажет, или забыл, умная сова не пропустит.
Вот возвращаются животные и птицы после прогулки, подошли к мостику, очень устали, хотят скорее домой попасть и не могут, забыли, с какого звука начинается их имя. Давайте поможем им, дети! (подвести по очереди к мостику животных, дети называют соответствующие звуки. Молодцы, ребята! Все зверюшки очень благодарны вам.
Аудиозапись «Звук комара»
- Ой, ребята. Вы слышите звук? Кажется, это летит комарик. Но почему-то он грустный. Дело в том, что он простудил горлышко и не может найти маму, позвать её.
Как вы думаете, мы сможем помочь комарику?
- Послушайте какую звонкую песенку поет большой комар «з-з-з-з», его песня громкая, твердая.
- А маленький комарик поет мягко, тихо «зь-зь-зь-зь».
Прежде чем позвать маму комарика, нам надо сделать гимнастику для губ и языка. Давайте возьмем наши зеркала.
- Когда мы произносим звук «з», губы улыбаются, а язык прячется за нижними зубами, упираясь в них.
Поэтому мы с вами сейчас будем улыбаться, а ещё вытягивать губы трубочкой, как хоботок комара.
Артикуляционная гимнастика
«Улыбка», «Трубочка».
Горлышко – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить. (положите руку на горло и пропойте песенку комара)
- Давайте с вами споем песенку большого комара, а потом маленького. Похожи их песни? А чем отличаются?
- Правильно звуки «з» и «зь» похожи, но и отличаются, звук «з» твердый как в песенке большого комара, а звук «зь» мягкий, как в песенке маленького комарика.
- Давайте еще раз споем песенки комариков.
Воспитатель. – Ребята, нашу песенку услышала мама комарика и прилетела к нам.
Воспитатель показывает большого комара - поют звук «з», показывает маленького комара-поют звук «зь»
Ребята, давайте пройдем к нашим столам.
У Осени в волшебном мешочке есть карточки с чистоговорками. Давайте произнесём их.
- Молодцы. Теперь Осень предлагает пройти к нашим столам.
Дидактическая игра «Синий – зелёный»
На столах лежат сигнальные карточки синего и зелёного цветов. Воспитатель называет слова, в которых есть звук з или зь.
Если в слове твёрдый звук, дети показывают карточку синего цвета, если мягкий - карточку зелёного цвета.
Слова (на экране телевизора) : замок, зубы, Зина, зелень, зима, зонт, забор, закат, золото, зарево, зубры, зимовье, земляника, зефир, затылок, зеркало, музыка.
Молодцы. Вы хорошо справились с заданием.
- Какие ещё насекомые произносят звук З?
Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая… (пчела)
Давайте встанем и немного отдохнём.
Физкультминутка
Пчелка утречком проснулась,
Потянулась 1,2,3, улыбнулась 1,2,3
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась
Три – нагнулась и присела, На четыре полетела
И на стул тихонько села.
Игра «Слоговой домик»
Ребята, Осень приготовила для вас еще задания.
Давайте вспомнить, что нужно сделать для того, чтобы определить количество слогов в слове? (похлопать)
Необходимо заселить слова со звуками з–зь в домик на определённый этаж. Мы знаем, что в первом этаже живут слова с одним слогом, на втором этаже – слова с 2 слогами, на третьем – с 3 слогами.
Слова:
«з» - зонт, замок, ваза, таз, кукуруза.
«зь» - корзина, зеркало, зебра, зефир, газета.
- Молодцы, вы отлично справились, и все предметы оказались на своих местах.
Осени очень понравилось с вами играть. Но,к сожалению, ей пора с вами прощаться. (прощаются).
Рефлексия
Воспитатель. – Молодцы, ребята, понравилось вам играть?
- Ребята, кто приходил к нам в гости?
- Кому мы помогли? Каким животным и насекомым?
- Ребята, скажите, какой звук мы сегодня учились произносить? (З-зь)
- Чем отличаются эти звуки?