Ирина Бочкова
Конспект НОД по речевому развитию «Приключения зайца» для детей возраста от 5 до 6 лет
▼ Скачать
Программное содержание:
Образовательная область: реализуемая приоритетная образовательная область «Речевое развитие» в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-эстетическая, восприятие художественной литературы.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Приключения зайца“ для детей возраста от 5 до 6 лет» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Цель: создание условий для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Обучающие:
1. Учить детей составлять сказку по плану, предложенному воспитателем, не отступая от темы.
2. Стимулировать проявления речевой активности при решении проблемных ситуаций.
3. Учить подбирать определения и действия к одушевленному существительному (заяц).
4. Продолжать учить обозначать имя прилагательное волнистой линией при кодировании текста сказки.
5. Активизировать употребление в речи имен прилагательных и глаголов.
6. Учить обозначать действия героев сказки стрелкой и отражать это в рисунках.
Развивающие :
1. Развивать память, связную, логически правильную речь, внимание, воображение.
2. Закреплять у детей умение внятно и четко произносить слова и фразы, включающие звуки [с], [с’], [щ], учить выделять слова с заданными звуками из фраз.
3. Закреплять знания об ударных и безударных слогах.
Воспитывающие:
1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
2. Воспитывать любовь к животным.
Методы и приемы: беседа, вопросы к детям, сочинение сказки по плану, показ иллюстраций на звуки [c], [c’], [щ].
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах, альбомах «Дикие животные».
Материалы и оборудование педагогического процесса: мультимедийная установка, настольная игра «Ходилка-говорилка», мольберт.
Ход НОД.
Воспитатель: Доброе утро дети! Какие вы сегодня веселые, славные, как красиво улыбаетесь.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный
Язычок Забыв про лень.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье,
Да и каша манная –
Просто объеденье
(Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком слева направо и сверху вниз.)
Расстелил половичок
На крылечке язычок. (Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 1 до 5-10.)
(щ, с, сь)
Воспитатель: утром на электронную почту нашего сада пришло письмо, которое адресовано было именно вам, детям старшей группы. Чтобы узнать, от кого оно, отгадайте загадку.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
Воспитатель: а как вы догадались, что это заяц?
(Уши большие, и стоит он на двух лапках как столбик)
Воспитатель: заяц пишет нам, что прочитал все свои любимые сказки, ему наскучили старые игры, совершенно нечем заняться. Как мы можем помочь зайцу? (сочинить новую сказку, познакомить с новой игрой, скороговорками и чистоговорками, стихами, можем пригласить его в гости и провести экскурсию по детскому саду, подарить диск с новым мультиком). Воспитатель: все ваши ответы я принимаю.
Воспитатель: предлагаю вам вспомнить, какой заяц, какими словами можно сказать о нем?
(серый, быстрый, трусливый, осторожный и т. д.)
Воспитатель: Какая у зайца шерсть?
(У зайца шерсть мягкая, пушистая, гладкая)
Воспитатель: А где живет заяц? Кто еще живет в лесу кроме зайца?
Воспитатель: Дети вспомните, какие у него уши?
(Длинные)
Воспитатель: А лапы у зайца, какие?
(Сильные, быстрые у зайца лапы)
Воспитатель: Ребята, когда заяц убегает от волка, то как можно сказать про него?
(Заяц очень быстро бежит, мчится, несется)
Воспитатель: Ребята, придумайте предложение про зайца, чтобы в нем было слово пушистый (трусливый, осторожный).
(Пушистый зайка очень трусливый! Заяц очень осторожный, потому что в лесу очень много хищников)
Воспитатель: Дети, а с чем можно сравнить зайчонка?
(Заяц как пушок, как комочек ваты, как шарик)
Воспитатель: А скажите мне, что умеет делать заяц?
(Он умеет прыгать, скакать, бегать)
Воспитатель: А теперь давайте придумаем с вами предложения про зайца, чтобы в нем были слова прыгает, беленький.
(Серый зайка прыгает по полю! Серый заяц гулял и прыгал по полю)
Воспитатель: Дети, вы подобрали очень интересные слова про зайца, придумали разные предложения. А сейчас я вам предлагаю сочинить сказку, которую назовем «Приключения зайца». Для этого надо разделиться на две команды, для чего, объясню позже. Кто хочет быть капитанами команд? Проведем жеребьевку и узнаем, какая из команд сочинит и расскажет сказку, а какая зарисует ее. Затем капитаны наберут команды, используя фишки.
Когда будете рассказывать свою сказку, вы можете использовать слова и предложения, которые назвали ранее. Сначала расскажите, где жил заяц, кого он встретил в лесу, и затем придумайте, что произошло с ним дальше. Используйте символ стрелка для изображения действий героев, например: Заяц живет в лесу. После того, как вы сочините свою сказку, мы обязательно отправим ее зайцу. Пусть он почитает, какую вы интересную историю про него сочинили.
(1. Жил - был заяц в домике в лесу. 2. Пошел он с друзьями зайчатами в лес
погулять. 3. Стали зайчата прыгать, скакать, бегать. 4. Вдруг из- за дерева показался волк и хотел схватить серых пушистиков. 5. Друзья бросились врассыпную, и волк никого не догнал).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы придумали очень интересную сказку про зайца, ему будет что почитать.
Физкультминутка:
Заяц по лесу скакал. (руки перед грудью)
Заяц корм себе искал. (небольшие подскоки на двух ногах)
Вдруг у зайца на макушке
поднялись как стрелки ушки. (ладошками изображают ушки на макушке)
Шорох тихий раздается,
Кто-то по лесу крадется. (пугливо оглядываются)
Заяц путает следы,
убегает от беды. (прыжки на двух ногах)
Я хочу вас познакомить с новой игрой «Ходилки-говорилки», которая обязательно понравится зайцу.
Воспитатель объясняет правила игры, в процессе которой:
1. Читает детям два стихотворения. Предлагает в первом назвать слова со звуком с, во втором – со звуком щ.
Кто умеет утром сам
Просыпаться по часам?
- Я умею по часам
Просыпаться утром сам!
(А. Кузнецова)
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
(С. Маршак)
2. Закрепляет чистоговорки.
Ся-ся-ся – Костя ловит карася.
Са-са-са – в саду оса.
Ща-ща-ща – Саша ходит без плаща.
3. Дети вместе с воспитателем произносят скороговорку «Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня» громко и тихо, медленно и быстро, затем скороговорку «В роще щебечут щеглы, чечетки, стрижи и чижи» шепотом, тихо, громко, быстро и медленно.
4. Дети называют, что изображено на картинках, выделяя интонационно с, сь, щ, делят слова на слоги, определяя ударный слог.
Воспитатель: Молодцы ребята, мы теперь можем помочь зайчику, научим всему, чему научились сами. Что мы для этого делали? Что вам больше всего понравилось на занятии?
(Мне понравилось, как мы говорили про зайца; Мне понравилось, как мы сочиняли сказку; играли в новую игру; мне понравились скороговорки на звук С и Щ, стихи).
Воспитатель: мы продолжим общение с зайцем, пригласим его в гости и покажем любимые мультфильмы.