Татьяна Щербак
Конспект НОД по речевому развитию «Предстают поля пред взором.» (Беседа на тему «Полевые растения»).
▼ Скачать + Заказать документы
Группа: старшая.
Задача НОД: Формирование грамматического строя речи.
Тема НОД: «Предстают поля пред взором.» (Беседа на тему «Полевые растения.» Рассказывание на тему скороговорок.)
Цель НОД: закрепить знания детей о сельскохозяйственных культурах, лекарственных растениях полевых цветах; познакомить с сорняками; учить образовывать форму родительного падежа единственного числа существительных; закреплять умение заканчивать предложение подходящим по смыслу словом; закреплять знания детей об обобщающих словах ; упражнять в подборе слов с задуманным звуком ; закреплять навыки правильного произношения звуков (п, (л, (р) и умении выделять их из связной речи ; учить самостоятельно, составлять короткий рассказ на темы скороговорок.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Предстают поля пред взором,“ (Беседа на тему „Полевые растения“),» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
Оборудование НОД: макеты полей с пшеницей, рожью, подсолнечником, кукурузой, горохом, свеклой; полевые цветы из бумаги; картинки с изображением лекарственных растений и сорняков.
Ход проведения НОД.
На столах расставлены макеты полей : на одном поле пшеница, на другом рожь, подсолнечник, кукуруза, горох, свекла. Вокруг макетов полевые цветы.
Ребята, сейчас я буду читать стихотворение, а вы закройте глазки и постарайтесь представить всё то, о чём говориться в стихотворении.
С тихим ветром в разговоре
Рожь волнуется, как море.
Необъятное кругом.
А на небе голубом
Солнце весело сияет
Всё живёт и оживает,
Словно глазки из межи
Глазки девочки-малютки
Кротко смотрят незабудки
И среди колосьев ржи,
Где кружатся мотыльки
Да кузнечики играют
Взгляд приветливый бросают
Голубые васильки.
-У кого, что получилось представить, когда я читала стихотворение?
-У меня получилось представить, как волнуется рожь.
-А я представил солнышко и небо
-Я увидела незабудки.
-А я васильки.
-Вам понравилось в поле?
-Да.
-Что может расти в поле?
(сельскохозяйственные культуры, травы, лекарственные растения, полевые цветы, сорняки.)
-Подойдите сюда. (Дети подходят к макету с полем пшеницы.)
-Что растёт на этом поле?
-Пшеница. Много пшеницы.
-А как ещё мы можем сказать об этом?
-Цело поле пшеницы.
(Подходят к другому макету с полем ржи).
-Что растёт на этом поле?
-Рожь. Много ржи.
-Как ещё можно сказать об этом?
-Целое поле ржи.
(Аналогично поле подсолнечника, поле свеклы, поле кукурузы, поле гороха.)
-Как вы можете назвать одним словом растения, растущие на этих полях?
-Сельскохозяйственные культуры.
-Они выросли сами?
-Нет, их посадили люди.
-А кто посадил полевые цветы?
-Сами выросли.
-Какую пользу приносят полевые цветы?
(Среди них, есть лекарственные растения. Цветы радуют нас своей красотой.)
-Полевые цветы, кроме пользы приносят вред. Они мешают расти сельскохозяйственным культурам.
Играем в игру «Подскажи слово».
Белая рубашка
Желтенький платок.
Как зовут?
(Ромашка.)
Цветик-невеличка,
Алый, огонёк.
Как зовут?
(Гвоздичка.)
Желтый сарафанчик,
Прямо как желток!
Кто ты?
(Одуванчик.)
-Дети, давайте понюхаем полевые цветы. (Глубоко и медленно вдохнуть через нос 3 раза.)
-Ребята, а названия лекарственных растений вы знаете?
-Я буду бросать мяч. Тот, кому я бросила - называет лекарственное растение. (Подорожник, пастушья сумка, зверобой.)
Ещё в поле растут сорняки. Они наносят большой вред сельскому хозяйству. Сорняки ухудшают рост и развитие культурных растений. Сейчас я познакомлю вас с некоторыми из них.
(Воспитатель показывает картинки).
-Это – амброзия. (осот, сурепка)
-Играем в игру «Назови, одним словом». Я буду говорить слова, а вы скажите, как можно это назвать одним словом.
-Амброзия, осот, сурепка – сорняки.
-Подорожник. Пастушья сумка, зверобой – лекарственные растения.
-Ромашка, незабудка, василёк – лекарственные растения.
-Кукуруза, рожь, горох, свекла – сельскохозяйственные культуры.
Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать - не захотел. (Туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться.)
-О чём мы говорили сегодня на занятии?
-О поле.
-Какой первый звук в слове поле?
-Звук (п).
-Названия, каких растений, растущих в поле, начинаются на звук (п). (Подорожник, пшеница, подсолнечник.)
Послушайте, я прочитаю вам скороговорку:
«Поле-то не полото,
Поле- то не полито
Просит полюшко попить
Нужно полюшко полить».
-Какие звуки в скороговорке чаще всего встречаются?
-Звуки
(п) и (л).
Послушайте ещё одну скороговорку:
«В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося».
-какие звуки мы слышим чаще других?
-Звуки (п) и (р).
-Составьте маленький рассказ о поле. О чём оно просит?
-Кто хочет рассказать?
-А кто хочет рассказать о Фросе и сорняках?
Ребята, я приготовила для вас цветы. Сейчас, пожалуйста, выберите себе красные маки те дети, которые хорошо работали на занятии. Ромашки выберите те, у кого что-то не получилось. И синие, если вы считаете,что совсем не справились.