Светлана Белая
Конспект НОД по речевому направлению для детей старшей группы «Грамота в осеннем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
НОД по речевому направлению «Грамота в осеннем лесу»
(для детей старшей группы)
I. Цели:
- закрепить знания детей о гласных, твёрдых и мягких согласных звуках;
- продолжать обучение детей звуковому анализу слова;
- обучить умению сравнивать слова по их звуковой структуре;
- упражнять детей в произношении слов с заданным звуком;
Публикация «Конспект НОД по речевому направлению для детей старшей группы „Грамота в осеннем лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
- воспитывать у детей любовь к животным и желание помогать в трудное для них время года.
II. Демонстрационный материал:
- игровой компьютерный прием «Грамота в осеннем лесу»;
- магнитная доска;
- указка;
- наборное полотно со схемой четырёхзвукового слова;
- картинка слова «утка».
III. Раздаточный материал:
- веера с буквами для каждого ребёнка;
- пеналы для звукового анализа;
- картинки слова «утка»;
- простые карандаши;
- листы с заданиями.
IV. Содержание образовательной деятельности:
Вступительная беседа.
Дети сидят на стульчиках, расположенных полукругом перед экраном мультиме-дийной установки для демонстрации игрового компьютерного приема. У каждого ребенка веер с буквами для обратной связи.
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Верно. Как называется осенний месяц?
Дети: Ноябрь.
Воспитатель: Какой по счёту этот осенний месяц?
Дети: Третий.
Воспитатель: (смотрит на мобильный телефон) Дети, лесные жители прислали нам СМС, они приглашают нас на прогулку в лес. В СМС написано, что мы сможем попасть в лес с помощью волшебных вееров. Нужно взмахнуть веером, закрыть глаза и сказать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем в лес гулять.
(дети повторяют)
Воспитатель: Открывайте глаза, сейчас мы узнаем, кто пригласил нас в лес на про-гулку.
(воспитатель демонстрирует игровой компьютерный прием «Грамота в осеннем лесу», слайды меняются по щелчку)
Лиса: (слайд без изображения) Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живу, вас в гости зову. Кто я? (Лиса)
Дети: Лиса.
(на слайде появляется лиса)
Воспитатель: Какой первый звук в слове «лиса», покажите на веере.
(дети показывают на веере нужный звук)
Воспитатель: Какой это звук?
Дети: Согласный, звонкий мягкий.
Воспитатель: Дети, в лесу еще кто-то есть.
Волк: (слайд без изображения) Я хожу-брожу по лесу без дубинки и ножа.
Все в лесу меня боятся, кроме дядюшки Ежа.
Кто я? (Волк)
Дети: Волк.
(на слайде появляется волк)
Воспитатель: Какой первый звук в слове «волк»? Покажите на веере.
(дети показывают на веере нужный звук)
Воспитатель: Какой это звук?
Дети: Согласный, звонкий, твёрдый.
Воспитатель: Верно. А кто еще там скачет?
Белка: (слайд без изображения) Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу. Кто я? (Белка)
Дети: Белка.
(на слайде появляется белка)
Воспитатель: Какой первый звук в слове «белка»? Покажите на веере.
(дети показывают на веере нужный звук)
Воспитатель: Какой это звук?
Дети: Согласный, звонкий, мягкий.
Воспитатель: Правильно. Там еще кто-то есть.
Заяц: (слайд без изображения) Это я – зверь лесной,
Притаился под сосной,
И стою среди травы,
Уши больше головы. Кто я? (Заяц)
Дети: Заяц.
(на слайде появляется заяц)
Воспитатель: Какой первый звук в слове «заяц»? Покажите на веере.
(дети показывают на веере нужный звук)
Воспитатель: Какой это звук?
Дети: Согласный, звонкий, твёрдый.
Воспитатель: Что это за шум в лесу?
Кабан: (слайд без изображения) Я туда-сюда хожу,
Жёлуди ищу в лесу. Кто я? (Кабан)
Дети: Кабан.
(на слайде появляется кабан)
Воспитатель: Какой первый звук в слове «кабан»? Покажите на веере.
(дети показывают на веере нужный звук)
Воспитатель: Какой это звук?
Дети: Согласный, глухой, твёрдый.
Воспитатель: Дети, гуляя по лесу, мы вышли к лесному озеру.
Воспитатель: В озере кто-то плавает. Как вы думаете, кто это?
Дети: Утка.
Воспитатель: Наверное, она не смогла улететь на юг, потому что у неё сломано крылышко? Как её зовут?
Дети: Серая Шейка.
Серая Шейка: Да, это я. Мне грустно, что я осталась одна. А можно ли слово «утка» превратить в слово «утки»?
Воспитатель: Хорошо, Серая Шейка, сейчас мы попробуем это сделать. Дети, при-саживайтесь на свои места за столы. Сначала сделаем звуковой ана-лиз слова «утка».
(дети садятся за столы, один ребёнок работает у доски, на доске висит картинка утки)
Воспитатель: Сколько звуков в слове «утка»?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Какой первый звук: гласный, или согласный?
Дети: Гласный.
Воспитатель: Какого цвета фишкой он обозначается? Поставьте нужную фишку.
Дети: Красного цвета.
Воспитатель: Какой второй звук в слове «утка»?
Дети: Согласный.
Воспитатель: Это твердый согласный, или мягкий?
Дети: Твердый.
( в случае затруднений воспитатель поясняет:
«Послушайте: т, т,. В слове «утка», звук твёрдый, или мягкий)
Воспитатель: Какого цвета фишкой можно обозначить твёрдый согласный звук?
Дети: Синего.
Воспитатель: Поставьте следующую синюю фишку. Какой мягкий звук парный этому звуку?
Дети: Т’.
Воспитатель: Какой третий звук в слове «утка»?
Дети: Согласный.
Воспитатель: Это твердый согласный, или мягкий?
Дети: Твердый.
( в случае затруднений воспитатель поясняет:
«Послушайте: к, к,. В слове «утка», звук «к» твёрдый, или мягкий)
Воспитатель: Какого цвета фишкой мы обозначим твёрдый согласный звук?
Дети: Синего.
Воспитатель: Поставьте следующую синюю фишку. Какой мягкий звук парный этому звуку?
Дети: К’.
Воспитатель: Какой последний звук в слове «утка» : гласный, или согласный?
Дети: Гласный.
Воспитатель: Какого цвета фишкой он обозначается?
Дети: Красного.
Воспитатель: Поставьте нужную фишку. Дети, вы сегодня первый раз разбирали слово, в котором и в начале и в конце стоят какие звуки?
Дети: Гласные.
(на доске у воспитателя и у детей на столе наборные полотна с моделями слова «утка»)
Воспитатель: Дети, а теперь подумайте, какую фишку нужно заменить, чтобы из слова «утка» получить слово «утки»?
Дети: Надо поменять красную фишку на зелёную.
Воспитатель: Правильно. А сейчас давайте посмотрим, как идут дела у Серой Шейки.
Серая Шейка: Спасибо, ребята, за работу. Теперь я не одна. А вам я предлагаю от-дохнуть и немного побыть зайчатами.
Физкультминутка «Серые зайчата»
(дети выполняют движения по тексту стихотворения)
Мы, как серые зайчата,
Прискакали на лужок.
Прыг-скок, прыг-скок.
Ветер травушку качает,
Влево-вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке,
Прыг-скок, прыг-скок.
(дети садятся на свои места)
Воспитатель: Продолжим путешествие по лесу. Возьмите картинки с изображения-ми растений и обведите карандашом только те растения, в названии которых есть звуки Р и Р’.
( во время работы звучит тихая музыка: «звуки природы»,
один ребёнок работает у доски, обводит маркером нужные картинки)
Воспитатель: А теперь сверим, правильно ли выполнено задание.
(воспитатель опрашивает детей)
Воспитатель: А теперь проходите на ковер.
(воспитатель демонстрирует последний слайд)
Звери: Вы хорошо поработали. Вам понравилась прогулка по лесу? Прихо-дите к нам еще. До свидания.
Дети: Ответы детей.
Итог занятия.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по лесу, нам пора возвращаться в группу. Как мы сможем вернуться?
Дети: С помощью волшебных вееров.
Воспитатель: Нужно взмахнуть веером, закрыть глаза и сказать:
Раз, два, три, четыре, пять,
В нашей группе мы опять.
(дети повторяют)
Воспитатель: Вот мы снова в группе. Скажите, пожалуйста, что мы делали в лесу?
Литература:
1. Журова Л. Е. Подготовка к обучению грамоте – М. : ИЦ «Вентана-Граф», 2010.
2. Звери картинки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://images.yandex.ru