Шилова Анна
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Весна идет, весне дорогу»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
закреплять с детьми характерные признаки весны.
Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Продолжать знакомить детей с литературными произведениями и фольклором о весне (закличками, стихами, загадками).
Закрепить умение производить слоговой анализ слов.
Продолжать учить располагать предметы на листе бумаги, последовательному рассказу о ходе работы.
Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Весна идет, весне дорогу“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Материал: письмо, клубки, дорожка, картинки, макет солнца, полоски бумаги, подснежники, счетные палочки, ширма, мяч, два мешочка с землёй и почками, мёд, мягкие игрушки, ватман, мелки.
Ход НОД:
Мотивация. Воспитатель:
- Ребята, я сейчас видела, как сорока подлетела к окну, она постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела нам сообщить? Ой, посмотрите, что это там!
Дети обнаруживают странный конверт. Воспитатель читает письмо:
- Собирайтесь скорее
В необычный вы поход.
Ждут вас тайны там лесные,
И тропинка в гости ждёт.
- Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за цветами, не за грибами, а за лесными чудесами! (дети – «Да!») Тогда отправимся вот по этим тропинкам.
- В лес по сказочной тропинке
Нужно вам идти тайком.
Но пройти ее придется
Вам, ребятушки, с клубком!
Звучит музыка. Дети берут по клубку и проходят по «тропинке», сматывая попутно руками клубок.
Воспитатель: - Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по лесу.
Дети делятся впечатлениями. Кто-то представил себе ручеек, кто-то перелезал через упавшее дерево, наступил на шишку под деревом, шли босиком по мху и т. п.
Воспитатель: - Вот мы с вами и в лесу! На мольберте вывешены иллюстрации о весне.
- Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
- В какой лес мы пришли с вами?
Дети: - Весенний, таинственный, красивый, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный.
Воспитатель: - Какое время года на картинах изображено?
Дети: - Весна!
Воспитатель: - Почему вы так решили? На этой картине снег лежит в лесу. Может быть, это зима? А здесь цветы я вижу. Может, это лето?
Дети доказывают, что на картинках изображена все-таки весна, перечисляют весенние признаки.
Воспитатель: - Вот теперь я вижу на всех картинах улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнце) А давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, мы все с вами возьмёмся за его лучики.
Дети вытягивают лучики из солнца.
Воспитатель: - Ребята раз мы с вами оказались в лесу давайте присядем на полянку. На этой полянке у лесных зверей школа. Посмотрите, они приготовили вам задание. Вам нужно придумать слова о лесе или о весне и разделить их на слоги, затем разорвать полоску бумаги на две три или четыре части.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: - Молодцы с заданием справились. Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Какая птица открывает весну? (ответ детей) Правильно, грач.
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день на пашне вскачь
И зовется птица грач.
Почему в народе так говорят: «Грач открывает весну»? (дети отвечают)
Каких весенних певцов вы знаете еще? Покажите их на мольберте. Отгадайте загадку:
На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его…. (Скворец)
- Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.
Дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами выходим ещё на одну солнечную поляну. А раз она солнечная, то и снег на ней тает как? (дети - «Быстро!») значит, на земле появляются проталины, а на проталинах какого весеннего гостя вы видите? (подснежник)
Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Подснежник».
В лесу, где березы столпились гурьбой
Подснежника глянул цветок голубой.
Сперва понемножку
Зеленую выставил ножку.
Потом потянулся из всех своих сил
И тихо спросил:
Я вижу погода тепла и ясна
Скажите, ведь, правда, что это весна?
Воспитатель: - А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?
Воспитатель прячется за ширму и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы – надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть.
Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.
Воспитатель: - Молодцы! Вы все правильно отгадали. Ну, раз мы с вами оказались в лесу давайте с вами поиграем в мяч. Я буду кидать вам мяч, и говорить слово, а вы должны назвать это слово ласково (ручей, лужа, дождь, солнце, дерево, почка, туча, проталина, трава, луч).
Воспитатель: Молодцы, погуляем по лесу, здесь много еще интересного.
Воспитатель: (натыкается на «снежный» холмик) - А что это такое?
Дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают там игрушечного медведя, лежащего на боку.
Воспитатель: - В лес весна давно пришла, а медведь до сих пор спит еще в своей берлоге! Давайте-ка разбудим его, расскажем закличку, которой в старину весну зазывали :
- Весна! Весна!
Приди, красна,
С ясным солнышком,
Колоколнышком,
Принеси урожай
В наш родимый край.
Воспитатель: - Медведь зашевелился! Ой, он говорит, что у него есть для вас подарки, а что это за подарки - необходимо отгадать их по запаху.
Воспитатель достает из бочонка 2 мешочка. Дети закрывают глаза и по запаху пытаются определить их содержимое.
Воспитатель: - В первом мешочке – набухшие почки. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке – земля. Как она пахнет после освобождения ледяной зимней шубы! В эту землю мы посадим семена и вырастим рассаду для нашего участка. Ну а содержимое третьего подарка мы с вами определим на вкус. Закройте глаза, я угощу вас. Какое оно на вкус? Кислое? Горькое? Твердое?
Дети: - Сладкое! Мягкое! Это мед!
Воспитатель: - Молодцы! Давайте поблагодарим медведя за чудесные подарки и отправимся назад домой. Давайте закроем глаза, повернёмся через левое плечо, и окажемся в детском саду.
Дети повторяют за воспитателем.
Воспитатель: Что- то было сложно вам сегодня выполнять? Были ли какие - то трудности?
Дети: Нет, все было легко и интересно.
Воспитатель:- Ребята я вам предлагаю в память о нашем путешествии нарисовать картину.
Дети рисуют рисунок, затем подводится итог занятия.