Эллада Гурбановна Рыбакова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать
Воспитатель: Рыбакова Эллада Гурбановна
Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя метод моделирования. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад, снежок.
Оборудование: сундучок с заданиями; проектор; снежок,снежинка на палочке для дыхательной гимнастики,много вырезанных снежинок.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках
Ход занятия
Организационный момент
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты- мой друг
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Ребята, а теперь сядьте все красиво и покажите мне, что вы готовы к занятию.
^ Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.
Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у не была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина (ответ-зима)
Я тоже так думаю! Давайте проверим (слайд №1-Волшебница Зима).
Идёт к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он!
Давайте вместе скажем волшебные слова! Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок! (воспитатель заглядывает в сундучок).
Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить.
Ребята скажите пожалуйста, какое сейчас время года? …ОСЕНЬ.
Последний Осенний месяц Ноябрь.
Но уже быстрыми шагами к нам идёт ЗИМА.
Воспитатель. Сколько зимних месяцев?
Дети. Три месяца.
Воспитатель. Давайте вспомним их.
Дети. Декабрь, январь, февраль.
В сундучке намело столько снежинок, что получился целый сугроб. Но снежинки эти не простые, а «снежинки-загадки».
6. «Снежок - загадка» отгадывание загадок:
1. Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик)
2. Всё лето стояли
Зимы ожидали
Дождались поры
Помчались с горы (Санки)
3. Мы - проворные сестрицы,
быстро бегать мастерицы,
В дождь - лежим,
в снег - бежим,
уж такой у нас режим. (Лыжи.)
4. Дали братьям тёплый дом
Чтобы жили впятером
Брат большой не согласился
И отдельно поселился (Рукавички)
5. С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые. (Снежинки)
Закрепить признаки зимы
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы-
И зима настала!
Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы?
Вот сейчас мы с вами поиграем - я слеплю СНЕЖОК из снега и буду вам его давать, а вы берите и отвечайте.
Снег…. какой? (белый, холодный, пушистый).
- Лед … какой? (скользкий, гладкий, прозрачный).
- Зима…. какая? (снежная, морозная, холодная).
Молодцы, хорошо описали зиму!
Дид. игра «Назови ласково» со Снежком в руках.
Воспитатель по очереди кидает снежок,дети отвечают ласково. Поиграем в игру «Назови ласково» скажем зиме ласковые, зимние слова.
Зима - (зимушка, снег – (снежок, снежинка – (снежиночка, санки –(саночки, снеговик – (снеговичок, валенки – (валеночки, мороз – (морозец, лёд – (ледок, холод – (холодок, метель – (метелица).
Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
Воспитатель: - Пока мы играли, подул холодный ветер, а в небе закружили весёлые снежинки. Мне удалось одну поймать. Готовы с ней вы поиграть? –Да.
Но чтоб она не растаяла на неё надо подуть холодным ветерком.
Представьте, что вы холодный ветерок, и вы можете подуть на снежинку. (Демонстрация воспитателем). Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинки, губы делаем трубочкой. (Дети сдувают снежинку, добиваясь движения снежинки).
А сейчас самое время для чистоговорки. Послушайте сначала меня, а потом повторяйте. Говорим целыми словами, не делим на слоги.
Проговаривание с детьми чистоговорки.
Ма – ма – ма – наступила зима.
Ок-ок-ок - на дворе снежок.
Ла-ла-ла – зима сугробы намела.
Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и др. стор.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» ,руки под щёчку.
Игра «Один -много».
(Снежинка- снежинок, снеговик-снеговиков, мороз-морозов, сугроб-сугробов, сосулька-сосулек, горка-горок.)
Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова.
Игра «доскажи словечко» :
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю…снег!
С неба всё скользят пушинки - серебристые….снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается…. снежок!
Вот веселье для ребят – всё сильнее…снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в…. снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился….снеговик!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой…снегири!
До чего же хороша, наша снежная …Зима!
Сюрпризный момент!На улице снег укутывает деревья,чтоб им было теплее,а у нас в саду Живёт Ёлочка и чтобы ей небыло холодно мы её тоже укутаем снегом. Берите снежинки и укатайте ими нашу Ёлочку.
Итог занятия - Вспомните ребята, о чём мы говорили? - Что мы делали? - Что Вам понравилось?