Ирина Протасевич
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по временам года»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Тема: «Путешествие по временам года»
Задачи: Развивать связную речь при составлении описательного рассказа о временах года с помощью мнемотаблиц.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Путешествие по временам года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Закреплять знания детей о последовательности времён года.
Развивать наблюдательность, память, образное мышление, находчивость.
Вызвать у детей желание помогать тем, кто нуждается в помощи, воспитывать доброту.
Ход занятия
- Здравствуйте ребята. Когда люди встречаются, они здороваются друг с другом.
- Как можно поприветствовать друг друга? (Предположения детей)
- Давайте мы сегодня поздороваемся не как обычно: когда я сделаю 1 хлопок, будем здороваться носиками, когда вы услышите 2 хлопка, будете здороваться ладошками, а на 3 хлопка спинками
(Дети встают парами и слушают хлопки воспитателя, воспитатель несколько раз играет с детьми, хлопает в ладоши не по порядку : 2 хлопка, 3 хлопка, 1 хлопок и т. д., дети по памяти выполняют задания, поставленные воспитателем)
Стук в дверь, принесли письмо.
- Ребята, нам принесли письмо от какого-то весеннего месяца
- Отгадаете загадку и мы узнаем, от какого месяца нам пришло письмо
Загадка
В домик свой скворец вернулся, а в лесу медведь проснулся, в небе жаворонка трель, кто же к нам пришёл? (Апрель)
- Молодцы отгадали. Воспитатель заносит большой конверт, из которого достаёт письмо и зачитывает детям, что зима не хочет уступать место весне. Хочет быть постоянной повелительницей всей природы. Она заколдовала остальные времена года.
- Какие времена года вы знаете? Назовите их (дети называют)
- А в конверте есть ещё какая- то головоломка, давайте попробуем её разгадать.
(Воспитатель делит детей на четыре команды и предлагает собрать пазлы по временам года. Пазлы с зелёными картинками соответствуют весне, с красными - лету, жёлтые пазлы соответсвуют осени, а синие - зиме.
- Ребята, какими качествами мы должны обладать, чтобы отправиться выручать весну?
- Пора отправляться нам в путь расколдовывать времена года
- Апрель первый обратился за помощью, значит, идём расколдовывать весну.
(Звучит песня «Вместе весело шагать» Дети под музыку подходят к плакату, на котором изображены мнемотаблицы)
- Для того, чтобы расколдовать весну, нам нужно по схемам рассказать всё о весне. Воспитатель предлагает детям составить описательный рассказ о весне. - Весна услышала и проснулась от волшебного сна. Закройте глаза. (дети ладонями закрывают глаза, в этот момент воспитатель переворачивет этот плакат, на нем изображено красивое изображение девушки- весны в зелёном платье) Звучит волшебная музыка. –Расколдовали весну! Покажите мне свои пальчики пальчиковая гимнастика: Ладошка - это солнышко
А пальчики - лучи
Поёт о лете скворушка
Кричат о нем грачи
Дети с воспитателем продолжают свой путь. Подходят к следующему плакату
-Ребята, посмотрите, зима и здесь похозяйничала. Мы должны рассказать о лете, а здесь всё белым-бело, все карточки белые, а были какие- то картинки.
- Давайте сами нарисуем схему о лете. (Дети садятся и рисуют схемы)
- А теперь надо рассказать всё о лете, чтобы оно нас услышало.
(Составляют описательный рассказ по собственно составленным схемам)
Закройте глаза, нам удалось и лето расколдовать. Воспитатель переворачивает плакат с изображением (девушки в красном платье)лета)
- Ребята, а вы любите лето? Почему вам нравится лето?
Здесь у нас песочница, давайте покажем сказку о лете.
Пальчиковая сказка: воспитатель предлагает опустить руки в песок, поиграть со струйками песка. – Как сыплется песок? Дети поют песенку: с-с-с-с-с-с-с-с-с. В каждом море водятся рыбки. Дети откапывают фигурки – рыбки.
- Ребята, лето - замечательное время года, но от нас ждёт помощи осень.
Дети с воспитателем подходят к следующему плакату, на котором ничего не изображено. Слышится аудиозапись (ветер, дождь)
- Для какого времени года этот шум характерен (для осени)
- Осень это пора урожая, чем занимаются люди осенью?
- Давайте и мы соберём наш урожай. Картинки у нас необычные, их надо дорисовать и раскрасить (дети садятся и дорисовывают)
- Закройте глаза, нам удалось и здесь справиться с заданием (воспитатель переворачивает плакат с изображением девушки-осени в жёлтом платье)
- Все времена года расколдованы, пора возвращаться в детский сад.
(Звучит «завывание зимы)
- Слышите ребята? По- моему это сама зима пожаловала к нам. Дети слышат аудиозапись «Зимы» : «Никто меня не любит, никто доброго слова обо мне не сказал»
-Ребята, разве вы не любите зиму? За что вы её любите (ответы детей)
- В снежки любите играть? Зима приготовила вам такой волшебный снежок. В руках у воспитателя большой снежок из белой ткани, украшенный мешурой. Внутри снежка потайной карман, в котором лежат конфеты «Снежок» .
- Чтобы зима не обижалась, давайте вспомним, какая она бывает? Дети передают снежок по кругу и при этом называют признаки зимы, какая может быть зима, дети по очереди называют признаки зимы (снежная, морозная, весёлая и т. д.)
- Зиме очень понравилось, что вы о ней так много знаете. Воспитатель переворачивает плакат с изображением девушки-зимы в сине- голубом платье.
- Посмотрите, какая она у нас приветливая и красивая, рассеялись чары зимы, время пошло своим чередом, проснулась весна, за весной придет жаркое лето, затем осень. Пора нам возвращаться в детский сад. Воспитатель вместе с детьми идут под музыку «Вместе весело шагать»
- Снежок мы с собой принесли, а он и вправду, волшебный. Воспитатель открывает снежок
-Ребята, а здесь конфеты. Это вам подарок от зимы.