Татьяна Недева
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Птицы зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ :
«ПТИЦЫ ЗИМОЙ»
Цель: Уточнение и расширение представления о жизни птиц зимой.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах; развивать умение отвечать на вопросы по содержанию сюжетной картинки, составлять простые предложения;
2. Упражнять в согласовании существительных с глаголами в единственном и множественном числе; образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе „Птицы зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
3. Воспитывать у дошкольников любовь к природе, чувство эмпатии и пробуждать желание заботиться о птицах во все времена года, особенно зимой.
Образовательные области: «Социально-коммуникативная», «Познаватель-ная», «Речевая», «Физическая».
Демонстрационный материал:
Картинки с изображением птиц (сова, снегирь, синица, сорока, воробей, ласточка, грач,, сюжетная картина «Как дети кормят птиц», модули,
маркеры, магнитная доска; интерактивная доска, компьютер.
Раздаточный материал: картинки с изображением совы, сороки, снегиря, смайлики.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о птицах, отгадывание загадок, беседы о правилах поведения в природе.
Подготовка к занятию: проветривание, влажная уборка, подготовка оборудования, учебных материалов к занятию.
Организационный момент.
Круг радости «Улыбнемся друг другу»
Собрались все дети в круг –
Я твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ход НОД.
-Ребята, посмотрите, к нам прилетела снежинка! (берет снежинку, а на ней что-то написано! Давайте прочитаем!
«Здравствуйте девочки и мальчики средней группы! Мы птицы, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»
–Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей?
(ответы детей)
–Тогда нам нужно теплее одеться, ведь в лесу холодно, и отправиться в путь! Ребята, а какую одежду носят люди зимой? (ответы детей)
–Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!
Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку». (выполнение движений по тексту)
Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)
Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик, потуже завяжу. («завязываем» шарфик)
А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)
Крошки – рукавички на ручки натяну. (поглаживаем тыльную сторону ладоней)
И хотя я маленький (руки на пояс)
У меня есть валенки. (ноги выставляем на пяточку)
Возьму с собою санки в лесочек я пойду. (шаги на месте)
На горку поднимусь (руки поднять вверх)
И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)
-Ребята, повернитесь друг за другом и пойдёмте по тропинке. (по дороге к «полянке» разложены «следы», дети должны пройти по ним след в след).
Вот прекрасная полянка, присаживайтесь на пенёчки (стульчики). Дети, посмотрите, кто к нам прилетел?
(Из-за ширмы появляется сова)
Сова: Здравствуйте, ребятки, вы меня узнали?
(ответы детей)
Сова: Кто я?
(ответы детей)
Сова: Как я рада, что вы меня узнали! Я давно уже вас жду!
Сова: Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вам надо хлопнуть в ладоши, если услышите:
песенку ветра (ШШШ) -шапка, шуба, конфета, шишка, бумага, машина;
песенку водички (С) - стол, рука, стул, капуста, ананас, самолёт, дерево.
–Какие вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть! Дальше на своем пути вы встретите сороку, она вас ждёт! Идите по извилистой дорожке! До свидания, дети.
–Смотрите, ребята, а вот и сорока.
Сорока: Здравствуйте, ребята! Вот мы и встретились!
–Здравствуй, белочка!
Сорока: Я тоже хочу с вами поиграть! Я буду называть слова, а вам надо сказать, как они называются одним словом.
Дидактическая игра: "Назови одним словом"
Сорока: берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр, (деревья);
Сорока: скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка, (птицы);
Сорока: лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик, (животные);
Сорока: Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру "Назови детеныша"
У ежихи маленькие (ежата)
У медведицы (медвежата)
У лисицы – (лисята)
У волчицы – (волчата)
У оленя (оленята)
У зайчихи – (зайчата).
–Спасибо, сорока за игры, но нам пора идти дальше!
–Я рада, что мы поиграли и подружились! Теперь идите через снежные сугробы! До свидания!
До свидания!
( По дороге разложены различные модули для препятствий: подлезания, перешагивание).
–Ребята, пойдёмте друг за другом, переступая через сугробы.
–Посмотрите, сколько снега намело! Как же нам пройти? А вот и снежный лаз, давайте по нему проползём!
–Смотрите, какие-то пенёчки, давайте сядем, отдохнём.
–А кто это там выглядывает из-за веточки? Да это же снегирь! Здравствуй, снегирь! Мы пришли с тобой поиграть.
Снегирь: Здравствуйте, ребята!
Снегирь: давайте сыграем в игру «Назови ласково». Я буду вам называть слово и бросать снежок, а вы в ответ называть слово ласково и бросать снежок мне!
Дидактическая игра "Назови ласково"
Снег – снежочек, гриб – грибочек, лист - листочек,, ветка - веточка, куст - кустик, лес -лесочек, трава - травка, жук – жучок, елка – елочка, цветок – цветочек, дождь – дождичек, облако- облачко.
Снегирь: Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. А вы каких еще птиц знаете? А сможете отгадать загадки про птиц?
Чик-чирик! К зернышку прыг.
Клюй не робей! Кто же это? (воробей)
Облюбует старый сук и пойдет по лесу стук.
Не дровосек, не плотник, а пернатый в лесу работник. (дятел)
Как откроет рот – кошмар, слышно только: кар-кар-кар! (ворона)
Болтушка, белобока, а зовут ее… (сорока)
Синяя косынка, темненькая спинка
у маленькой птички, а зовут ее… (синичка)
Дети, а вы знаете как называются птицы, которые остаются зимовать (зимующие).
Ребята! А птицы бывают только зимующие? (нет есть еще и перелетные). Почему их так называют? (потому что они улетают в теплые края).
Давайте поиграем в игру «Зимующие птицы».
Вам надо определить какая из них лишняя – перелетная.
На доске выставлены 4 картинки с птицами. Затем выставляют другие 4 картинки и т. д.
Какие вы молодцы. Вы знаете и зимующих и перелетных птиц.
А сейчас пришло время отдохнуть.
Физкультминутка.
За окошком посмотри (повороты головой)
Прилетели снегири. (руками вверх-вниз)
Раз, два, три, раз, два, три, (топают с поворотом)
Прилетели снегири. (хлопают в ладоши)
Молодцы!
–Ребята, а вы знаете, как живется птицам зимой? (зимой птицам холодно и голодно, люди должны помогать птицам). Как можно помочь птицам зимой? (давать корм, сделать кормушки).
Воспитатель на доску ставит сюжетную картину «Как дети кормят птиц»
Дети рассматривают ее, а воспитатель задает вопросы.
–Кто изображен на картине? (девочка и мальчик).
–Что они делают? (они насыпают зернышки).
–Куда они насыпают зерна? (в кормушку и на снег).
–Как вы думаете, для кого они насыпают зерна? (для птиц).
–Кто прилетел клевать зерна? (птицы прилетели).
–Какие птички? (воробьи).
–Где стоят дети? (за деревом).
–Зачем они спрятались за дерево? (они спрятались, чтобы не напугать птиц).
–Чем еще можно покормить птиц зимой? (хлебными крошками, семечками, ягодами).
После разбора картины воспитатель предлагает одному ребенку повторить рассказ от начала и до конца.
–Вы молодцы, ребята, много вы знаете о птицах. А сейчас мы возвращаемся к себе, наше путешествие окончено. Вам понравилось? (Ответы детей)
–Сейчас каждый из вас возьмет картинки с теми птицами, которые нам встречались на пути. (сова, снегирь, сорока)
Скажите, что общего есть у этих птиц? (зимующие, начинаются на с, у всех есть крылья, клюв, перья, глаза). А чем отличаются (кричат по разному, цвет оперенья, размер,.)
Рефлексия:
Вам понравилось наше путешествие? Что именно вам понравилось? Возьмите смайлики, которые лежат у вас на столе и прикрепите их к картинке: если вам все понравилось - прикрепите к снегирю, если вы узнали что-то новое - к сороке, если вы были активны – к сове.
Дети оценивают свои достижения, прикрепляя смайлики.
Мне очень понравились (имена детей….) Они были активны, много отвечали, (имена детей….) были вежливы и внимательны, (имена детей….)красиво выполняли все движения и т. п.